Марина Обухова
Проект для детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста (второй год обучения) «Волшебное превращение квадрата»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Волшебное превращение квадрата»
Обухова М. Б.
1. Название проекта : «Волшебное превращение квадрата»
2. Вид проекта : познавательно-исследовательский.
3. Сроки реализации: краткосрочный (1 месяц)
4. Участники: дети с ОВЗ среднего дошкольного возраста, учитель-дефектолог, воспитатели группы.
5. Образовательные области: познавательная (ФЭКП, конструирование, развитие речи, продуктивная деятельность (аппликация, рисование, чтение художественной литературы, коммуникация, социализация.
Публикация «Проект для детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста (второй год обучения) „Волшебное превращение квадрата“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
6. Цель проекта : Формировать и расширять представление детей о разновидностях четырёхугольника) (прямоугольник, ромб, трапеция, паралеллограм на основе квадрата.
7. Задачи:
-знакомить с разновидностями четырёхугольника (прямоугольник, ромб, трапеция, паралеллограм) на основе квадрата; формировать обобщённое представление о четырёхугольниках; учить сравнивать фигуры, выделяя между ними сходства и различия;
-уточнить представление об объёмных формах и плоских фигурах, совершенствовать умение различать их (шар-круг, кубик-квадрат, кирпичик-прямоугольник, призма-треугольник, соотносить и называть их (выделять по слову);
-закрепить умение раскладывать формы и четырёхугольники на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина);
-развивать конструктивные способности, умение ориентироваться на плоскости;
-продолжать учить видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму четырёхугольников;
-продолжать накапливать сенсорный опыт в ходе ознакомления с четырёхугольниками;
-формировать умение включаться в разнообразную совместную деятельность; использовать знания о геометрических фигурах для решения конкретных жизненных проблем; умение доводить начатое дело до конца; развивать творческий потенциал средствами проектной деятельности;
-развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику при различных видах продуктивной деятельности (аппликации, рисовании, конструировании);
-развивать коммуникативные навыки при работе в группах, парах.
Актуальность
Программа по формированию и развитию зрительного восприятия включает знакомство детей лишь с основными объёмными и плоскими геометрическими фигурами и совсем не отводится времени для знакомства с другими разновидностями угольников.
Тема проекта была выбрана не случайно. Многие дети в группе стали выделять из множества плоских фигур такие, которые были не похожи на квадрат и прямоугольник, стали интересоваться их названиями. Для того, чтобы поддержать интерес детей, обогатить, углубить и систематизировать их знания о плоских фигурах была выбрана проектная деятельность, которая поможет повысить качество усвоения детьми знаний по данной теме, открыть новые закономерности и взаимосвязи в опытах и наблюдениях, повысить познавательный интерес и способность формирования мотива к обучению. Большая практическая значимость подчёркивает важность и актуальность рассматриваемой проблемы. Проект предоставляет возможность проявить на практике знания, умения, творчество детей.
Этапы реализации проекта : подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап
В ходе реализации данного этапа происходило накопление информационной базы по теме через:
-информационно-методическое обеспечение (подбор методической литературы; составление плана реализации проекта, составление конспектов по ознакомлению детей с четырёхугольниками);
- обогащение предметно-развивающей среды (изготовление раздаточного материала, подбор иллюстративного материала, оборудования, наглядных пособий, подбор материала для подготовки к занятиям (физкультминутки, подвижные игры, дидактические игры и др.)
Основной этап
Направлен на реализацию проекта. Работа велась регулярно, планомерно, систематически, постоянно. Распределение материала предполагало проведение занятий по ФЭКП и конструированию, развитию зрительного и тактильно-двигательного восприятия 2 раза в неделю в соответствии с сеткой занятий и других форм работы по изучению материала, на занятиях в совместной и самостоятельной деятельности в течении дня 2-3 раза в неделю.
Организация деятельности детей в рамках проекта
№
п/п
Тема
Задачи
Содержание Формы организации детей в свободной деятельности
1.
Занимательные фигуры (квадрат, прямоугольник) -Уточнить представление о квадрате и прямоугольнике.
-Закрепить умение складывать квадрат пополам и получать прямоугольник; обследовать их, находить сходство и различие.
-Упражнять в умении выкладывать эти фигуры из палочек, преобразовывать одну из другой.
-Продолжать упражнять в умении группировать фигуры по форме, цвету, величине.
-Учить обводить шаблоны квадрата и прямоугольника и подбирать предметы к этим фигурам. Уточнение знаний о квадрате и прямоугольнике. Обследование фигур. Выявление одинаковых и отличительных признаков. Складывание квадрата пополам, получение прямоугольника.
Д/и «Занимательные палочки» (Выкладывание фигур и преобразование одной в другую). Группировка фигур по качественным признакам.
Д/и «Подбери предмет к фигуре».
Обводка шаблонов. Д/и «Геометрическое лото», «Найди пару», «Чей домик», «Оживи фигуру», «Составь узор».
Обводка шаблонов, раскрашивание, штриховка.
2.
Город мастеров -Упражнять в умении создавать постройки по графическим схемам.
-Продолжать учить составлять план конструктивной деятельности самостоятельно (1 п., с помощью вопросов (2 п.)
-Упражнять в умении находить на ощупь объёмные формы без предъявления образца и плоские фигуры с опорой на образец.
-Упражнять в умении соотносить объёмные и плоские фигуры. Создание постройки по графической схеме (у каждого ребёнка своя схема, разные по сложности с учётом индивидуальных возможностей детей).
Составление словесного плана постройки. Соотнесение объёмных и плоских фигур.
Д/и «Найди свой домик»
«Волщебный мешочек» (нахождение на ощупь формы и фигуры). Заучивание стихов о четырёхугольниках. Кубики «Сложи узор».
Д/и «Кто где живёт»
«Дорисуй квадрат и прямоугольник»
3.
Волшебные фигуры (квадрат, прямоугольник, ромб) -Формировать представление о ромбе, как разновидности четырёхугольника.
-Упражнять в складывании ромба пополам, назывании частей ромба, сравнивании части и целого.
-Упражнять в выкладывании из палочек квадрата и преобразовании его в ромб.
-Учить дорисовывать до целого квадрат и ромб, используя симметрию.
-Продолжать учить подбирать предметы к фигурам, обводить трафареты квадрата, прямоугольника, ромба. Сказка о превращении квадрата в ромб.
Конструирование из проволоки квадрата и превращение его в ромб вытягиванием противоположных уголков. Стихотворение о ромбе и квадрате. Складывание ромба пополам.
Д/и «Занимательные палочки», «Дорисуй до целого», Что бывает таким», «Продолжи ряд».
Обводка шаблонов. Д/и «Домино»,
«Кто больше увидит».
Игра –соревнование «Кто быстрее найдёт пуговки».
Обводка трафаретов, раскрашивание, штриховка.
4.
Конструкторы -Продолжать учить зарисовывать постройку с помощью педагога.
-Продолжать упражнять в соотнесении объёмных форм и плоских фигур.
-Продолжать упражнять в умении узнавать на ощупь объёмные формы без опоры на образец по слову, а плоские фигуры с опорой на образец.
-Продолжать учить составлять план конструктивной деятельности самостоятельно (1 п., с помощью вопросов (2 п.)
-Учить узнавать четырёхугольники по описанию и выделять их по отличительным признакам.
Д/и «Построй и нарисуй»,
«Узнай на ощупь», «Узнай о какой фигуре говорю»,
«Бывает – не бывает». Заучивание загадок о фигурах.
Квадраты
В. В. Воскобовича.
Логические блоки Дьенеша.
Кубики «Сложи узор».
5.
Загадочные фигуры (прямоугольник, трапеция, паралеллограмм) -Формировать представление о трапеции и паралеллограмме.
-Упражнять в выкладывании из палочек четырёхугольников и их преобразовании одного в другой.
-Продолжать упражнять в группировке фигур по качественным признакам.
-Учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур, развивать внимание.
-Учить подбирать предметы к новым четырёхугольникам, обводить их шаблоны.
Обследование фигур. Выявление отличительных и одинаковых признаков. Группировка фигур.
Д/и «Какая фигура прпущена», «Волшебные палочки, «Подбери предмет к фигуре».
Обводка шаблонов. Конструирование из палочек Кюизинера.
Д/и «Домино», «Лото», «Сделай фигуру из пальчиков» (пальчиковая гимнастика).
Обводка шаблонов,
раскрашивание, штриховка.
6.
Юные строители
-Продолжать формировать обобщённое представление о четырёхугольниках.
-Продолжать упражнять в узнавании их на ощупь, в группировке по качественным признакам.
-Продолжать учить ориентироваться на плоскости листа. Группировка фигур по качественным признакам.
Д/и «Выложи по памяти» (аппликация домов разного вида из четырёхугольников без приклеивания – дифференцированный и индивидуальный подход).
Д/и «Волшебный мешочек».
Конструирование «Замок» (настольный конструктор).
Д/и «Необычные фигуры».
Рассказывание стихов и загадок о четырёхугольниках.
7.
Весёлая семейка
-Обобщить и закрепить знания о четырёхугольниках. –Продолжать учить и упражнять в умении выделять по слову четырёхугольники, выкладывать их в ряд, соблюдая последовательность---Продолжать упражнять в умении зрительно соотносить четырёхугольники с «окошечком».
-Упражнять в умении подбирать предметы к четырёхугольникам.
-Развивать логическое мышление, умение оформлять свои выводы в речи.
-Упражнять в умении дорисовывать четырёхугольники до целого.
-Учить собирать четырёхугольники из палочек для коктейля.
Чтение стихотворений, загадывание загадок о четырёхугольниках.
Слуховой диктант (педагог называет фигуру, дети выкладывают в ряд).
Д/и «Закрой окошко» (умение зрительно найти фигуру, положить на контур).
Д/и «Кто больше увидит» (подбор предметов к фигуре).
Д/и «Дорисуй до целого предмета».
«Найди лишнюю фигуру».
Сборка четырёхугольников из палочек для коктейля.
Составление коллективного рассказа «Как четырёхугольники путешествовали» с опорой на схемы и вопросы педагога.
Игра «Сделай фигуру» (проводится на ковре, делая фигуры лёжа из детей).
Д/и «Домино».
Обводка трафаретов, раскрашивание, штриховка
8.
Путешествие четырёхугольников -Обобщить и закрепить знания детей о четырёхугольниках, их общих признаках и отличительных чертах.
-Развивать речь, обогащать и активизировать словарь по теме.
-Развивать воображение, творчество. Составление коллажа по образцу.
Группировка фигур по качественным признакам
Пересказывание рассказа «Как четырёхугольники путешествовали». Игра «Найди предмет похожей формы».
Рисование «Заколдованные картинки» (умение устанавливать сходство между 4х-угольниками и предметами.
Словесная игра «Бывает-не бывает»
Завершающий этап
Систематизация материалов, проведение итогового занятия «В мире четырёхугольников», изготовление коллажа «Путешествия четырёхугольников».