Светлана Сипкова
Проект «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Валеологический, творческий, групповой, краткосрочный проект «Волшебный песок»
Руководители (разработчики) проекта:
Воспитатели СипковаС. И.
Аникеева А. А.
Педагог-психолог Панарина С. А.
Социальный педагог Якубова А. А.
г. Реутов, 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Понятие пескотерапии
Публикация «Проект „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Пескотерапия (песочная терапия) – это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации, помогающих ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.
Песок – прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Использование его в коррекционных целях далеко не ново. С огромным интересом и радостью дети участвуют в выполнении заданий педагогов в «юнгианской песочнице» с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом и другими сыпучими материалами).
АКТУАЛЬНОСТЬ.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов - педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Перенос занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика.
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
ЦЕЛЬ: дать возможность ребенку быть самим собой, раскрыть индивидуальность каждого ребенка, а не менять и не переделывать ребенка, научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а обеспечить социальную успешность. Развитие речи, познавательных процессов и мелкой моторики посредством пескотерапии.
Исходя из поставленной цели, определились следующие задачи:
ЗАДАЧИ
1. развитие всех познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, мелкой моторики;
2. развитие зрительно-пространственной ориентировки;
3. совершенствование предметно-игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
4. разрешение психологических затруднений ребенка, стабилизация эмоционального состояния;
5. создание чувства защищённости, в комфортной для ребёнка среде;
6. развитие тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»;
7. развитие познавательного интереса;
8. преодоление комплекса «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
9. развитие и совершенствование пространственных представлений;
10. развитие творческих (креативных) способностей;
11. развитие способности осознавать свои желания и возможность их реализации;
12. релаксация, снятие мышечной напряжённости и др.
ГИПОТЕЗА.
Достигнуть, стабилизации эмоционального состояния, развития памяти, внимания, мышления, воображения, высокого уровня развития мелкой моторики рук дошкольников мы сумеем, если реализуем весь комплекс мер запланированных в проекте.
ПРИНЦИПЫ
Принцип творчества, создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей ребенка.
Принцип гуманизации предполагает строить образовательный процесс и воспитательные отношения ориентируясь на личность ребенка.
Принцип рефлексивности означает готовность и способность ребёнка творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи;
Принцип интегративности предполагает гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности. Опыт ребенка складывается из зрительных, слуховых и кинестетических ощущений (модальностей).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
1. Изучение новинок методической литературы по развитию мелкой моторики у дошкольников посредством пескотерапии.
2. Создание методических разработок, игр и упражнений, развлечений и занятий по пескотерапии.
3. Представленный материал будет полезен педагогам, специалистам, работающим в образовательных организациях, при освоении ими и внедрении пескотерапии в образовательном процессе, а также родителям, поскольку содержит конкретные методические рекомендации по использованию игр с песком для обучения, воспитания и коррекции школьников.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика. Мы надеемся, что дошкольник научится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Научится понимать себя и других. Сформируется база для дальнейшего развития навыков позитивной коммуникации.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
Название проекта Волшебный песок
Вид и тип проекта Валеологический, творческий, групповой, краткосрочный
Участники Дети; Воспитатели; Педагог-психолог, Социальный педагог
Руководители проекта: Сипкова С. И Аникеева А. А. Панарина С. А. Якубова А. А.
Возраст детей От 4 до 5 лет
Продукты деятельности Фотовыставки
Сроки реализации проекта 4 месяца (с 1.05.2017 по 31.12 2017)
ПЛАН (СХЕМА) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мероприятия
I. Работа с педагогами
1 Совместная работа с музыкальным руководителем по подбору репертуара для занятий пескотерапии. Сипкова С. И Аникеева А. А. Панарина С. А. В течение проекта
2 Совместная работа с инструктором по ФИЗО на занятиях по физкультуре, включение в занятия пальчиковых гимнастик Сипкова С. И. Аникеева А. А. Панарина С. А. В течение проекта
3 Консультация для педагогов «Использование пескотерапии в работе воспитателя» Якубова А. А. Панарина С. А. Педсовет
4 Консультации по запросам Якубова А. А. Панарина С. А. В течение проекта
II. Работа с детьми
1 Образовательная область – «Физическое развитие:
Пальчиковые гимнастики, Физминутки, Песочные ванночки Сипкова С. И. Аникеева А. А. Панарина С. А. В течение проекта
2 Образовательная область – Познавательное развитие
Изучение основных фигур
Изучение картин по тематике
Чтение сказок по тематике Сипкова С. И. Аникеева А. А. Панарина С. А. В течение проекта
3 Образовательная область – Речевое развитие
Обогащение и активизация словарного запаса
Составление и рассказ нарисованных сказок Сипкова С. И. Аникеева А. А. Панарина С. А. В течение проекта
4 Образовательная область – Художественно эстетическое развитие
Создание рисунков на песке
Развивать творческие (креативные) действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату
Создание объемных картин с помощью другого природного материала Сипкова С. И. АникееваА. А. Панарина С. А. В течение проекта
5 Образовательная область – Социально-коммуникативное развитие
Обучение работать не только самостоятельно, но и совместно со сверстниками и педагогом. Сипкова С. И. Аникеева А. А. Панарина С. А. Якубова А. А. В течение проекта
Игровая деятельность:
Пальчиковые гимнастики, физминутки проводятся в игровой форме
Сипкова С. И. Аникеева А. А. Панарина С. А. В течение проекта
III. Работа с родителями
1 Консультации для родителей: «Пескотерапия как эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста», «Интересные игры с песком для развития мелкой моторики ребенка»; Сипкова С. И. Аникеева А. А. Панарина С. А. Якубова А. А. В течение проекта
2 Оформление информационных стендов по теме и газеты изготовленной с помощью детей;
Панарина С. А. Якубова А. А. В течение проекта
3 Организация выставки фотографий «Сказки на песке» Сипкова С. И. Аникеева А. А. В конце проекта
Материально- техническая база
• Стол с подсветкой (1 шт) размером 85х85х8см,
• песок,
• набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир,
• в процессе игр и упражнений используются презентации, музыкальные произведе-ния, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.
ВЫВОДЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
что использование пескотерапии в коррекционной работе вызывает у детей положительные эмоции, развивает все познавательные функции, стабилизирует эмоциональное состояние, развивается мелкая моторика и тактильно-кинестетическая чувствительность, развивается самостоятельность, формируется база для дальнейшего развития навыков позитивной коммуникации и конечно положительно влияет на общее развитие детей.
тема, разработанного проекта и объем информации выбраны с учетом возрастных особенностей детей, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами игр с песком и гимнастик, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с желанием выполняли упражнения, рисовали на песке;
возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным.
Перспективы
- продолжить работу над развитием мелкой моторики
- продолжить знакомить детей с различными техниками игр с песком;
- пополнять копилку дидактических и пальчиковых игр;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области пескотерапии;
- осуществлять взаимодействие с семьей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большебратская Э. Э. Песочная терапия – Петропавловск, 2010.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
3. ГрабенкоТ. М., Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Практикум по песочной терапии. СПб. Изд-во «Речь», - 2002.
4. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб. Детство-Пресс, - 2010.
5. Зейц М. Пишем и рисуем на песке М. ИНТ, - 2010.
6. Конаныхина Е. Ю. «Волшебство в песочнице» М. :Генезис, 2016
7. Никишина И. В. Презентация к семинару по теме «Пескотерапия». – 2014.
8. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. –М. :ТЦ Сфера, 2014.
9. Шиманская А. Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб. : Речь, 2010.
10. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. СПб, 2007.