Папки-передвижки

Проект «Воспитание этического поведения дошкольников посредством использования шедевров русской художественной литературы»

Тамара Сергеевна Черентаева
Проект «Воспитание этического поведения дошкольников посредством использования шедевров русской художественной литературы»

ПроектВоспитание этического поведения дошкольников через использование шедевров русской художественной литературы»

Я хочу представить Вашему вниманию проект : «Воспитание этического поведения дошкольников через использование шедевров русской художественной литературы».

Введение ФГОС определило одну из целей дошкольного образования – подготовка дошкольника к жизни в современном обществе, что возможно реализовать через формирование культуры общения, усвоения норм и ценностей.

Публикация «Проект „Воспитание этического поведения дошкольников посредством использования шедевров русской художественной литературы“» размещена в разделах

2015 год объявлен годом художественной литературы. Именно поэтому идея формирования этического поведения через приобщение детей к шедеврам мировой художественной литературы приобретает особую актуальность.

Задачами проекта были определены :

1. Формирование навыков этического поведения;

2. Формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;

3. Расширять знания детей о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях;

4. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к окружающим людям.

Суть этического поведения ребенка, на мой взгляд, наилучшим образом определил Антуан де Сент-Экзюпери, написавший, что «… есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок, - и, тут же, приведи в порядок свою планету…».

Говоря научным языком, «этическое поведение» - это целенаправленная система последовательно выполняемых «должных» действий человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, зависящая от уровня сформированности этических понятий, регулируемая социальными нормами и ценностными ориентациями личности.

Исходя из определения, в дальнейшем, необходимо рассмотреть механизм этического поведения. Я разделила его на 3 ступени.

Дошкольник сначала приобретает знания о нравственных нормах, таких как: «можно-нельзя», «хорошо-плохо». Усвоенные нормы впоследствии, при определенных условиях, становятся мотивами его поведения. Усваивая ценности своей среды и превращая их в ценностные ориентации, мотивационные силы своего поведения, дошкольник становится активным субъектом общественной деятельности, у него формируются общественные мотивы – желание сделать что-то для других,, оказать помощь.

Приписывание общественных мотивов позволяет старшему дошкольнику понимать свое собственное поведение также хорошо, как и поведение «других». Но мы понимаем, что достичь таких высоких вершин, как развитие общественных мотивов, на базе одного нашего проекта – нереально!

На мой взгляд художественные произведения великого русского писателя А. С. Пушкина могут явиться средством воспитания этического поведения у дошкольников, ведь именно А. С. Пушкин в своих произведениях отлично передает «дух» моральных понятий, народных симпатий и антипатий, реальные нравы «простонародной старины», живой народный быт.

За основу проекта было взято произведение А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», так как в этом произведении четко прослеживаются этические и моральные принципы, очень ярко обрисованы доброта, вежливость, нормы поведения.

Наша основная задумка – проживание этой сказки, создание атмосферы благодаря сказочной предметно-развивающей среде и взаимодействию всех субъектов образовательного процесса.

Знания о нравственных нормах будут передаваться через прочтение самой сказки. Мотивы поведения будут формироваться через деятельность субъектов образовательного процесса по сюжету сказки, через:

• Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры;

• Игры-инсценировки;

• Театрализацию сказки.

Все это будет возможно благодаря созданию определенной предметно-развивающей среды:

• Уголок «Сказочные хоромы», где передается атмосфера не русской избы, а барских или княжеских хором. Ведь именно образованные князья могут служить образцом этического поведения.

• Уголок «Ряжения» с русской народной и княжеской одеждой.

• Создание картотеки подвижных игр, придуманных самими детьми на основе сюжета сказки.

• Уголок «Деревянной посуды».

Эту посуду дети используют во время вечеров в стиле «Княжеские хоромы», для сюжетных игр и театрализации.

Пока этот проект находится в стартовой позиции (первый месяц). Впереди у нас еще много работы, но мы ожидаем, что результатом станет овладение детьми старшего дошкольного возраста разных форм и способов культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях.

Подводя итоги, хочется вспомнить замечательные слова А. С. Пушкина: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно».

Прикреплённые файлы:

proekt_psb25.pptx | 1045,35 Кб
 
Публикации по теме:

«Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы» Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе.

Социально-нравственное воспитание дошкольников через использование художественной литературы Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Воспитание этического поведения дошкольников посредством использования шедевров русской художественной литературы»
Опубликовано: 2 июня 2015 в 08:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД