Анна Лебедева
Проект для детей подготовительной группы «Все секреты радуги»
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
совместной деятельности детей, педагогов и родителей
«ВСЕ СЕКРЕТЫ РАДУГИ»
для детей подготовительной группы «Капелька» (6-7 лет)
МБДОУ Литсвенский детский с ад «Берёзка»
технология проектно-исследовательской деятельности дошкольников
Подготовила :
Воспитатель
разновозрастной группы от 5 до 7 лет «Капелька»
Лебедева Анна Витальевна
Публикация «Проект для детей подготовительной группы „Все секреты радуги“» размещена в разделах
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
ВВЕДЕНИЕ (ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА)
Тип проекта : исследовательский
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Возраст детей : 6-7 лет.
1. Постановка проблемы
Для исследовательской работы мы выбрали тему «Все секреты радуги», так как это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.
Всем известна поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». По начальным буквам этой поговорки, мы запоминаем названия и последовательность цветов такого необычного и красивого явления природы, как радуга.
Актуальностью данного проекта является факт того, что не все знают, как именно образуется радуга? Как и когда она появляется? Кто из ученых занимался изучением этого природного явления?
Проблема исследования – условия, при которых радуга появляется в природе.
Объект – природное явление - радуга.
Предмет – количество цветов в радуге.
Цель проекта - исследовать возникновение радуги в природе, рассмотреть и изучить цвета радуги и их расположение.
Задачи проекта :
Для детей :
Найти материал, описывающий и объясняющий возникновение радуги.
Исследовать мифы о радуге.
Найти и подобрать опыты для получения радуги в экспериментальных условиях.
Для педагогов:
Открытое занятие-практикум: совместная деятельность воспитателей и детей по исследованию радуги.
Для родителей:
Способствовать расширению и углублению знаний родителей по вопросу развития познавательных способностей детей средствами современных технологий опытно-исследовательской деятельности.
Гипотеза – предположим, что радуга появляется после дождя и имеет семь цветов, как это принято, предполагать.
Методы исследования:
Проведение самостоятельных практических опытов для подтверждения.
Рассмотрение цветов радуги и их расположение.
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта
Продуктивная, игровая, конструктивная, исследовательская деятельность взрослых и детей.
Ожидаемые результаты
Для детей
Активизация исследовательской деятельности детей и познавательных возможностей. Совершенствование восприятия, речи, мышления, внимания, памяти, воображения.
Для родителей
Разработка консультаций по проведению в домашних условиях опытно-исследовательских игр.
Для педагогов
Внедрение опытно-исследовательской деятельности в структуру образовательно-воспитательной деятельности.
Ход РАБОТЫ
Этапы - Описание работы
1. Подготовительный
-Беседы о том, что такое радуга и какая радуга бывает. Можно ли получить радугу в «домашних условиях?»
2. Планирование
-Часто на небе мы наблюдаем такое красивое природное явление как «Радуга». Что это за явление? Как она появляется и какие виды радуги бывают?
Решили спросить у родителей, других взрослых и детей, что они знают о таком природном явлении как Радуга?
3. Реализация проекта
-Что такое Радуга?
Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде,
образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.
Как появляется Радуга?
Через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?
Это луч солнца и дождевые капли. Ведь радуга — это и есть солнечный луч. Он проходит через дождевые капли, преломляется и отражается на противоположной стороне неба в виде огромной, разноцветной дуги. Вот почему можно сказать, что построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
Почему Радуга разноцветная?
Дуги радуги разноцветные, но, чтобы они появились, необходим солнечный свет. Солнечный луч вовсе не белый, он только кажется белым, а на самом деле состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Когда эти цвета смешаны вместе, луч солнца кажется белым. Но когда луч солнца проходит через дождевую каплю — каждый цветной луч ложится отдельно, и мы видим цвет каждого в радуге. Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга, тем в ней больше красного насыщенного цвета. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но с блёклыми оранжевыми и жёлтыми краями.
Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В солнечном спектре различают семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» или другая, не менее известная, «Как Однажды Жан-Звонарь Головою Сшиб Фонарь», современный вариант: Каждый Оформитель Желает Знать Где Скачать Фотошоп. По первым буквам слов и вспоминают цвета. (К, О, Ж, З, Г, С, Ф)
Виды радуги :
1. Двойная радуга
2. Тройная радуга
3. Лунная радуга
4. Перевернутая радуга
5. Зимняя радуга
Получение радуги в домашних условиях.
Опыт 1. Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца.
Оборудование: колба, наполненная водой, зеркальце, источник света – солнечные лучи.
Мы поставили колбу, наполненную водой, на стол под источник солнечных лучей. Поворачивая зеркальце, мы получили вот такую радугу.
Вывод: «Когда солнечный свет проходит сквозь воду – каждый цветной луч ложится отдельно и получается радуга»
Опыт 2. Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца и фонарика.
Оборудование: колба, наполненная водой, зеркальце, источник света – фонарик.
Всё то же, как и в первом опыте, но вместо солнечных лучей используется свет от фонарика, отражающийся от зеркала в воде, на белый лист бумаги. Свет был выключен.
Вывод: «Когда свет от фонарика проходит сквозь воду – каждый цветной луч ложится отдельно и получается радуга»
Опыт 3. Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи компакт – диска.
Оборудование: компакт – диск, источник света – фонарик.
Мы взяли а компакт-диск и поймав им луч от фонарика, направила его на потолок. Получилась вот такая радуга.
Вывод: «Радугу можно получить с помощью компакт-диска и света фонарика.
Опыт 4. «Радуга в тарелке».
Оборудование: тарелки, цветные конфетки, горячая вода.
Мы с вами проведем опыт с помощью разноцветных конфет, посмотрим, что будет происходить:
- раскладываем разноцветные конфеты по кругу тарелки;
- наливаем не сильно горячую воду в центр тарелки;
Дети с интересом наблюдают за появлением красивой радуги из конфет, но спустя некоторое время видят, что вся краска с конфет растворилась в воде и превратилась в коричневую жидкость.
От проведения опыта «Радуга в тарелке», дети были в восторге, но затем сказали, что конфеты вредные, так как в них много красителя.
4. Заключительный
После проведенного исследования мы рассказали всем ребятам, что такое радуга и как ее можно получить не только на занятиях, но и в домашних условиях.
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Теперь дети знают, что радугу можно увидеть не только днём в летнее время, но и зимой, и даже ночью. Они могут получить радугу в домашних условиях и могут научить этому других. Осуществление данного проекта позволило им развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований. Во время работы над проектом дети узнали о природном явлении радуге : как появляется радуга и почему она разноцветная, узнали, что радуга может быть одной дугой, а может быть двойная или даже тройная. Существует ночная радуга (лунная) и зимняя, но она бывает очень редко и не такая красочная, как летняя. Опытным путём мы доказали, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.
Следовательно, можно сделать следующие выводы:
Радуга – природное явление, изучение которого требует больших усилий и является очень интересным природным объектом.
Главным условием для появления радуги в природе является наличие солнечного света и дождя.
Получение радуги экспериментальным методом позволяет провести более подробное исследование радуги.