Наталия Сергеева
Проект «Всё дело в шляпе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №96 «Калинка» г. Улан-Удэ комбинированного вида
Проект
«Все дело в шляпе»
Воспитатель
старшей группы:
Абрамова Н. В
Музыкальный руководитель:
Сергеева Н. А
2017г
Проблема: Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и педагогов:
- в изучении одной из интереснейших страниц в истории человека;
- в создании единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей;
Публикация «Проект „Всё дело в шляпе“» размещена в разделах
- в приобретении практических навыков.
Цель: знакомство детей с историей шляпного искусства и использования шляп в качестве атрибутов на праздниках, утренниках и досугах.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с историей появления шляпы.
2. Систематизировать элементарные знания дошкольников:
- о головных уборах (беретки, шапки, шляпы, колпаки);
- о деталях шляпы (тулья, поля, перья, цветы.);
- о форме шляп (труба, цветочный горшок, цилиндр, парик, колокольчик).
3. Обогатить словарный запас дошкольников.
4. Развивать навыки связной речи.
5. Создать развивающую среду по данной тематике.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Развивать психические процессы через художественно – творческую деятельность.
. 8. Развивать потребность в творческой деятельности, совершенствовать умение изготавливать головные уборы по памяти и с натуры.
9. Воспитывать эстетический вкус.
Предварительная работа:
• Наблюдения за людьми, “Какие головные уборы носят люди?”;
• Беседы на темы: “Головные уборы”, “Ткани”, “Что люди носят?”, “Шляпки”, “Как быстро можно изготовить шляпу?”;
• Моделирование различных видов шляп способом рисования, аппликации, оригами;
• Сюжетно-ролевые игры “Салон шляп”, “Фотосалон”;
• Дидактические игры: “Укрась шляпу”, “Одень куклу”, “ Подбери одежду”;
• Чтение сказок “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”;
• Рассматривание картинок, рисунков по теме “Профессии”;
• Рассматривание модных журналов, газет.
• Просмотр видеопрезентации «История возникновения головных уборов»
Продукт проекта :
- сооружение из строительного материала и подручных средств (коробок, картона, пластилина) шляпной мастерской
- презентации «История шляпки», «Создатели шляпки».
- нетрадиционное рисование шляпы на ватмане.
Ожидаемые результаты:
- расширение знаний об истории появления шляпы;
- обогащение словарного запаса детей по данной тематике;
- приобретение практических навыков.
- развлечение с участием родителей «Парад шляп»
Тип проекта : творческий, досуговый; детско-взрослый.
Продолжительность: краткосрочный, недельный.
Участники проекта : дети старшей логопедической группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Этапы работы по проекту
1 Подготовительный этап
Задачи:
1. Определить цель и задачи проекта.
2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
3. Составить план проекта.
4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.
5. Провести консультацию с родителями по изготовлению головного убора
на тему «Лето»
2 Основной этап
Задачи:
1. Познакомить детей с историей появления шляпы.
2. Систематизировать элементарные знания дошкольников:
- о головных уборах (беретки, шапки, шляпы, колпаки);
- о деталях шляпы (тулья, поля, перья, цветы.);
- о форме шляп (труба, цветочный горшок, цилиндр, парик, колокольчик).
3. Обогатить словарный запас дошкольников.
4. Развивать навыки связной речи.
5. Создать развивающую среду по данной тематике.
6. Развивать творческие способности детей.
7. Развивать психические процессы через художественно – творческую деятельность.
8. Развивать потребность в творческой деятельности, совершенствовать умение украшать головные уборы.
Концепция проекта :
Появление шляпы в истории человека - одна из интереснейших ее страниц.
Слово «шляпа» с немецкого языка переводится как «головной убор, который сохраняет устойчивую форму».
История возникновения первых шапок начинается с Древнего Египта, где в Фивах на стене гробницы нарисован мужчина в головном уборе из соломы.
Головные уборы в Древней Греции использовались, но имели исключительно хозяйственный характер. Чаще всего люди покрывали головы широкополыми шляпами во время полевых работ для защиты от солнечных лучей. Ремесленники и моряки носили специальные войлочные колпаки, которые назывались пилосами. Нередко голову украшали венком, причем тот или иной набор растений в каждом изделии свидетельствовал об определенном роде деятельности его хозяина. Кстати, именно в античные времена появилась традиция снимать шляпу при встрече.
В средние века выбор фасонов шляп был велик. Наиболее популярным головным убором в Европе считался капюшон с длинным хвостом под названием шаперон. Его носили люди всех сословий, причем, чем богаче слыл человек, тем длиннее был «хвост» шаперона.
Как и в Древней Греции, в Европе та или иная форма шляпы обозначала определенный род деятельности человека. Врач, к примеру, носил берет, богослов или ученый – маленькую черную шапочку, а нотариус – бобровую шапку.
Женщины обязательно должны были покрывать голову. Замужние дамы прятали волосы под специальной повязкой. Юным девушкам разрешалось ходить с распущенными волосами с вплетенными в них цветами.
Был похожий обычай и на Руси.
ХХ век прославился большими переменами в моде. В начале века были в моде дамские головные уборы огромных размеров, которые отлично сочетались с элегантными приталенными платьями.
В годы Второй мировой войны головные уборы приобрели очень маленькие размеры, что остается модным и сегодня. Современные шляпки разнообразны, ярки и неповторимы.
У женщин есть немало способов изменить свой облик до неузнаваемости. Но самый простой – надеть шляпу! Он несколько подзабылся в конце 20 века, но сейчас, похоже, становится все актуальнее.
В наши дни промышленное производство шляп достигло неимоверного развития. Шляпа - неотъемлемая часть нашей повседневной жизни, просто красивый аксессуар.
Проект посвящён укреплению эмоционально – позитивных межличностных отношений детей и родителей в процессе изготовления шляпы, формированию представлений об истории моды головных уборов.
Деятельность в рамках проекта
Познавательно-речевое развитие
Коммуникация Познание Чтение художественной
литературы
Беседы на темы:
«Головные уборы»
«Как делают ткани» «Что люди носят?» «Шляпки»
«Как быстро можно изготовить шляпу?»
Составление рассказов
“Если у меня была бы шапка-невидимка”;
Придумывание сказки о шляпе;
Рассказ воспитателя о профессии дизайнера, модельера;
Загадывание загадок о головных уборах;
Обсуждение пословиц и поговорок о головных уборах
Наблюдения за людьми, «Какие головные уборы носят люди?»
Рассматривание иллюстраций к сказкам;
Рассматривание картинок, рисунков по теме:
«Профессии»
«Головные уборы в профессиях»
«Старинные и современные головные уборы» (короны, кокошники)
«Головные уборы разных народов»
Рассматривание модных журналов, газет.
Элементарная исследовательская деятельность с использованием разных тканей (фетр, солома, драп);
Игры-эксперименты:
«Для чего нужна тулья для шляпы? (Что произойдет, если подует ветер)»
«Для чего нужны поля? (Что произойдет, если солнце будет светить в глаза)»
Просмотр видеослайдов «Шляпы разные нужны, шляпы разные важны»
Сказки:
«Кот в сапогах»
«Золушка»
«Красная шапочка»
«Чем пахнут ремесла» в пер. С. Маршака
«Кем быть?» В. В. Маяковский
«Как рубашка в поле выросла»
К. Д. Ушинский
Социально-личностное развитие
Социализация Безопасность Труд
Сюжетно-ролевые игры:
«Салон шляп», «Фотосалон»;
«Ателье»
Дидактические игры:
«Составь цепочку» (логическая цепочка по изготовлению ткани) «Укрась шляпу»
«Одень куклу» «Подбери одежду»
«Я – модельер»
«Магазин тканей»
«Подбери цвета»
«Составь узор»
Игры-задания:
«К какому наряду шляпа?»
«Что перепутал фотограф?»
Экскурсия в ателье «Нина-мода»
В магазин «Сезон»
Разговор-обсуждение техники безопасности при изготовлении поделок (правила обращения с иголкой, ножницами);
Совместное составление алгоритма по работе с иголкой, ножницами.
Изготовление панам из газет.
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество Музыка
Моделирование различных видов шляп способом рисования, аппликации, оригами;
Изготовление шляп из цветной бумаги, картона, ткани;
Оформление коллекции шляп для кукол;
Раскрашивание шаблонов шляп;
“Вязание” шляп, способом обведения по контуру;
Нетрадиционное рисование шляпы на альбомном листе. (“Монотипия предметная”)
Коллаж на ватмане с пирвлечением родителей «Шляпка будущего»
Пение частушек о головных уборах
Слушание классической музыки (как сопровождение на занятиях продуктивной деятельности)
Слушание песни группы «На-на» «Шляпа»
Разучивание танца со шляпами.
Дефиле коллекций шляп на подиуме под музыкальное сопровождение
Физическое развитие
Физическая культура Здоровье
Утренняя гимнастика «Модные грибочки»
Упражнение на равновесие «Книга на голове»
Хороводная игра «Колпачок»
Подвижные игры «Краски»
«По дороге в «Ляпы-тяпы» Беседа на тему: «Зачем нужны головные уборы зимой и летом»
Взаимодействие с семьями:
• Поиск информации в Интернете
• Привлечение родителей к изготовлению шляп
• Участие родителей на развлечении «Парад шляп»
Создание условий для самостоятельной детской деятельности по центрам:
Центр экспериментирования.
• Предложить детям для рассматривания «Волшебный сундучок» с кусочками ткани разной фактуры (драп, вуаль, велюр, шерсть, ситец, бязь, шелк, трикотаж, кружева, парча и т. д)
• Предложить детям разные материалы для рисования на ткани и лепки из тесто (гуашь, акварель, восковые мелки, грифельные карандаши, мел, фломастеры, маркеры, соленое тесто). Определить, на какой ткани лучше рисовать, и какой краской.
Центр сюжетно-ролевой игры.
• Внести в развивающую среду различные линейки, сантиметр, журналы мод, фотографии моделей одежды и шляп, различные ткани.
• Создать условия для игры в магазин головных уборов (внести шапки, шляпки, панамки, кепки, чепчики и т. д. ; каталоги головных уборов, изготовить ценники)