Татьяна Гимпу
Проект «Экознайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
* «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
* Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Публикация «Проект „Экознайка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
* Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
* Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
* Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Тип проекта :
• Групповой
• Долгосрочный
• Познавательно-творческий
Участники проекта :
• Дети старшей группы
• Воспитатели
• Родители
Цель проекта :
Формировать у детей дошкольного возраста положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.
Задачи:
• Формировать навыки заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живешь.
• Осваивать ближайшее окружение и соответствующий возрасту выход за его пределы.
• Расширять и систематизировать элементарные географические естественнонаучные и экологические представления дошкольников.
• Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
• Развивать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.
• Развивать любознательность, творческий потенциал, фантазию и воображение.
• Осваивать традиционные и нетрадиционные приемы изобразительного искусства.
Этапы проекта :
Проект включает три основных этапа:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;
3-й — обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (Ленинградской области)
2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.
8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
9. Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
10. Дети закрепят представления о животных : условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями и животными в уголке природы.
12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
* Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
* В природе все взаимосвязано.
* В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Первый этап (подготовительный)
Мероприятия:
Сроки реализации сентябрь,октябрь
• Обогащение развивающей среды.
• Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта.
• Оформление уголка «Старичок-Боровичок»
• Подбор художественной литературы.
• Подбор и составление конспектов совместной деятельности с детьми, праздников, развлечений, викторин, экологических сказок.
• Подбор наглядно-дидактических пособий, загадок, демонстрационного материала для занятий, наборов игрушек птиц, животных, насекомых.
• Подбор игр: дидактических, словесных, творческих, подвижных.
• Подготовка разнообразных атрибутов, масок
• Проведение диагностики с детьми на начало учебного года.
• Подборка разнообразного природного и бросового материала для работы.
• Оборудование уголка «Детская лаборатория» для опытов и экологических исследований.
• Приобщение родителей к работе по обогащению предметно-развивающей среды и подбору разнообразного природного и бросового материала.
• Ознакомление с техникой безопасности в лаборатории.
• Выставка настенных панно из природного материала «Золотая россыпь»
• Памятки для родителей по экологическому воспитанию детей (уголок для родителей)
Второй этап (основной)
Сроки реализации: ноябрь-март
Мероприятия:
Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций.
Проведение игр: настольно-печатных, дидактических, словесных, творческих, подвижных.
Создание совместных с детьми и родителями игр.
Наблюдение на участке за живой и неживой природой.
Проведение экскурсий по составленному плану.
Проведение совместной обучающей деятельности детей и педагогов, развлечений, праздников согласно составленному перспективному планированию.
Вечер загадок «Угадай кто это?»
Рассматривание природного материала.
Консультации для родителей:
«Зеленый мир на окне»
Консультация для воспитателей «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов «Уголок природы в экологическом воспитании дошкольника»
Создание краткосрочного проекта «Воздух-невидимка»
Создание краткосрочного проекта «Белоствольная красавица»
Создание краткосрочного проекта «Огород на окне»
Операция: «Подарок птицам».Изготовление кормушек для птиц.
Операция: «Помоги природе». Уборка уголков природы от мусора, помощь деревьям, насекомым.
Участие в оформлении и дизайне огорода на окне
Конкурс работ из природного и бросового материала
«От скуки на все руки» (родители-дети)
Музыкальная деятельность: разучивание песен, прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц»
«Звуки леса»
Изобразительная деятельность
(Отображение своих впечатлений об образах природы в рисунках, поделках, аппликации)
Оформление «настенной книги», таблиц, схем, экологических цепочек.
Составление моделей эколого-систематических групп
Викторина «Знатоки природы»
КВН «Хороша ты, зимушка- зима!»
Праздник «Природа- наш дом родной».
«Праздник русской березки»
Создание книги «Березонька» (дети-родители)
Создание книги «Мой любимец»
Музыкальный спектакль по мотивам сказки В. Сутеева
«Мешок яблок»
Экологическая викторина для воспитателей
«Счастливый случай»
Третий этап (заключительный)
Сроки реализации: апрель, май
Мероприятия:
Обработка и оформление материалов проекта.
Выставка «Мир открытий».(Демонстрация материала, собранного в процессе работы над проектом).
Подведение итогов диагностики
Сообщение из опыта работы (для воспитателей) «Наблюдаем за природой»
Оценка результатов работы всех участников проекта (проводится на основании итогового анкетирования, наблюдения и анализа различных видов деятельности, бесед с детьми и их родителями)
Организация самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде, свободное использование природного и бросового материала для поделок, разнообразных игровых материалов.
Оформление фотовыставки «Природа нашего края»
Презентация «Отчет о работе по проектной деятельности»
Обобщение результатов работы по проекту,
составление рекомендаций по дальнейшей работе по экологическому воспитанию дошкольников.
Фотовыставка «Природа нашего края» (родители)
Используемая литература
1. Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог»
2. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»
3. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» Автор-составитель О. Ф. Горбатенко
4. А. И. Иванова «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду»
5. О. В. Мариничева, И. В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассматривать»
6. Н. В. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»
7. Л Б. Поддубная «Природа вокруг нас» (занимательные материалы)
8. В. Г. Ничаева «Воспитание дошкольника в труде»
9. С. Н. Николаева «Создание условий для экологического воспитания детей»
10. «Экологическое воспитание дошкольников». Практическое пособие под ред. Л. Н. Прохоровой
11. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом»
12. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
13. Т. Н. Зинина «Экологические праздники для старших дошкольников»
14. И. В. Новикова «Конструирование из природного материала»
15. Г. С. Комарова «Дети в мире творчества»
16. Л. М. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»
17. Т. Д. Энциклопедия для малышей «Чудо в саду. Мир растений и животных»
18. Детская литература: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы.
19. Рыжкова, Логинова, Данюкова «Мини-музей в детском саду»
20. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».