Ирина Ефименко
Проект «Юный метеоролог» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.
Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников является метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция даёт возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция обеспечивает проведение наблюдений, практических работ, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Публикация «Проект „Юный метеоролог“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта :
Почему же такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
Пояснительная записка
Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учрежден является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическая развивающая среда должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
-эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
Цель проекта :
создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности младших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
познакомить с профессией метеоролога;
формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, ветряным рукавом, солнечными часами;
познакомить детей с назначением метеорологической станции.
Вид проекта :
информационно – исследовательский.
Возраст детей, на которых рассчитан проект :
младший дошкольный возраст.
Продолжительность проекта : октябрь 2019г. -май2020г.
Предполагаемые результаты:
развить умение работать с приборами,
иметь простейшие представления о температуре воздуха, о направлении и силы ветра,
знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
Формы работы по проекту :
Беседы
Наблюдения в природе
Книга народных примет
Опыты-эксперименты
Чтение художественной литературы
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Слушанье музыки
Перспективный план работы над проектом
Название мероприятия
Задачи мероприятия
Форма проведения
октябрь
Что такое метеостанция?
Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием.
Презентация.
Путешествие на метеостанцию
Познакомить детей с метеостанцией
Занятие на метеоплощадке
ноябрь
Что такое погода?
Знакомить с погодными явлениями
Беседа, загадки
Метеоролог – кто это?
Дать элементарные знания о профессии метеоролога
Беседа-путешествие
декабрь
Когда это бывает?
Закрепить представление о явлениях и объектах живой и неживой природы
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Откуда дует ветер?
Обучать детей работе с флюгером, ветряным рукавом
Наблюдения на метеоплощадке
январь
Загадки планеты Земля
Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца.
Беседа-путешествие
февраль
Опыты с водой
Показать на опыте, что при замерзании вода превращается в лёд
Наблюдение
Измерение осадков.
Познакомить со способами измерения осадков.
Занятие на метеоплощадке
март
Народные приметы
Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду
Беседа с использованием «Календаря природы»
Мы – юные метеорологи
Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке.
Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений
апрель
Воздушный змей
Расширить знания о погоде с использованием приборов-помощников
Наблюдения на метеоплощадке
Мы – юные метеорологи
Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке.
Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений
май
Работа на метеоплощадке
Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов.
Наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений
Оценка результатов.
Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За врем реализации проекта у детей значительно повышается уровень развития познавательной сферы, улучшаются практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений. Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.