Гульсина Рахматуллина
Проект «Юный пешеход» по формированию у детей старшего дошкольного возраста ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Срок реализации: один год.
Вид проекта : познавательно - игровой.
Тип проекта : краткосрочный.
Проблема.
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Публикация «Проект „Юный пешеход“ по формированию у детей старшего дошкольного возраста ПДД» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются наезд на пешехода, препятствие и на стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание. Свыше трех четвертей, всех дорожно-транспортных происшествий, связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 13% дорожно-транспортных происшествий. Каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое седьмое - не имевший права на управление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80 % всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 8 лет количество пешеходов, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, увеличилось на треть. Всего за этот период погибли свыше 100 тыс. и ранены свыше 500 тыс. пешеходов.
Среди всех участников дорожного движения-водителей, пешеходов, пассажиров - самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок.
Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Рост ребенка - серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, стоящей группы пешеходов, сугробов снега он не виден водителю, который находится на дороге.
Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям.
При обучении надо учитывать и такие факторы, как возраст и индивидуальные способности. Некоторые особенности являются характерными для определенного возраста, а некоторые обусловлены индивидуальным темпераментом ребенка, его способностями, потребностями и другими свойствами личности.
Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП :
- рассеянное внимание;
- забывание правил поведения на улице;
- снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника, капюшона;
- плохое состояние дорожного покрытия;
- эмоциональное состояние;
- отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;
- более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка он в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22°, а в вертикальной - 12-15. Рост угла зрения продолжается до 20 лет;
- время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8 с, а у дошкольника 1,3-1,5 с;
- чем опаснее ситуация, тем медленнее и не правильнее принимает ребенок решение, он теряется;
- клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности;
- отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).
Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:
- переход проезжей части дороги;
- посещение магазинов и образовательных учреждений;
- подвижные игры около дорог;
- езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;
- игры с наступлением темноты;
- ослепление фарами;
- зимнее состояние дорожного покрытия;
- яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;
- буксующее рядом с ребенком транспортное средство, движение его юзом или занос транспортного средства;
- несвоевременный выход в образовательное учреждение. Ребенок должен выйти из дома заранее, особенно, если ему надо переходить проезжую часть.
Актуальность.
Высокий уровень ДДТТ в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии, и самыми эффективными методами
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что ДОУ является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, был создан проект по теме : «Юный пешеход»
Цель и задачи проекта :
Цель: Организовать эффективное взаимодействие по обеспечению безопасности дорожного движения среди детей, родителей и педагогов.
Задачи:
обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
выработка системы воспитательно-образовательной работы.
Методы реализации проекта.
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)
3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. совместная деятельность с детьми.
2. взаимодействие с родителями.
Совместная деятельность с детьми включает:
— познавательные беседы, игры, занятия
— наблюдения, экскурсии и прогулки по улице
— чтение художественной и познавательной литературы
— викторины «Что? Где? Когда?», досуги и развлечения «Мама, папа, я – самые лучшие пешеходы», «Колесо истории» по теме
— встречи с инспектором ГИБДД района
— просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций по ПДД
— конкурсы «Юный автомобилист», квест – игра «Поиски недостающего атрибута для оформления площадки для игр по правилам дорожного движения», квест «Необыкновенные приключения пиратов в городе», выставки рисунков по данной тематике.
Совместная деятельность с родителями:
изготовление стендов с наглядной информацией;
заочные и очные консультации;
участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
тематические родительские собрания;
обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД;
семейные конкурсы;
анкетирование;
совместная детско-родительская досуговая деятельность.
Ожидаемые результаты:
Дети:
• осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
• проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
• умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
• знание правил безопасного поведения на улицах.
• умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
• умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
• умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
• способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
• представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители:
• осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Педагоги:
• сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни.
• укрепление и развитие материально-технической базы (игры, картотеки, видеотека, презентации, игровое оборудование, костюмы и др) для работы по данному направлению.
Этапы работы с семьей
№ Этапы Задачи
1. Подготовительный
(ознакомительный) Заинтересовать и побудить родителей включиться в образовательный процесс по формированию навыков безопасного поведения на дороге, узнать как можно больше о ДОУ, которые посещает их ребенок.
2. Просветительский Совершенствование содержания образования в д/саду непосредственно-образовательной области «Безопасность»
• подбор методических рекомендации по созданию среды на заданную тему;
• распространение лучшего опыта семейного воспитания;
• подбор литературы по безопасности в библиотеке группы.
3. Совместной деятельности с семьей. • формирование взаимопомощи с семьей в воспитании и занятиях с детьми по заданной теме;
• повышение роли отца в воспитании детей;
• проведение семейных праздников, акций, «День открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей;
Формы и виды работы с семьей
№ Формы Виды
1. Интерактивная • анкетирование;
• семинар-практикум;
• круглые столы;
• консультации;
• групповые и индивидуальные беседы
2. Традиционная • родительские собрания «Мой безопасный образ жизни», «День открытых дверей»;
Работа с родительским комитетом
• акция «Безопасность детей на дороге»
3. Просветительская • выпуск газет «Безопасность, информационных листков, брошюр, памяток
• стенд «Знаем правила дорожного движения»; безопасные маршруты в доме
•семейный вернисаж, выставки детских работ
План совместной работы с родителей
Месяц Мероприятия
сентябрь Проведение месячника по БДД
октябрь Консультация «Добрый закон дороги»
ноябрь Рекомендации инспектора ГАИ для родителей
декабрь Выставка детских книг и рисунков
январь Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм
февраль Создание макета «Улица города»
март «Что? Где? Когда?» (дети и родители)
апрель Ширма «Внимание - дети!»
май Памятка будущему первокласснику
ПЛАН
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДДТТ
в подготовительной к школе группе
Месяц Занятие Экскурсии Беседы Досуги Художественно-продуктивная деятельность Игры Тематич.
недели Худ.
литература Работа с родителями
Сентябрь «Безопасный перекресток» «Что нам улица расскажет?» «Где и как переходить улицу?» Индивидуальные маршруты кротчайшего пути от дома к д/с Д/и «Дорожные знаки»
Недели безопасности дорожного движения Чтение «Наш друг светофор»
«О машинах самых разных» Выступление на родит. собрании «Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинированного поведения на улице и на дорогах»
Октябрь «Знай и выполняй правила уличного движения» «Мы пешеходы» «Осторожно, машины!» «Незнайка на улице» Оформление коллажа «Моя улица» Решение кроссвордов, ребусов Чтение «Правила дорожного движения» А. Тюняев Папка-передвижка «Как научить ребенка безопасному поведению на дороге»
Ноябрь «Моя дорожная грамота» «Железная дорога не место для игр» «Зеленый огонек» Изготовление макетов, знаков для с/р игры «Наша улица» Подв. игры «Стоп», «Тише едешь - дальше будешь» Стих-е «Велосипедист» С. Михалков Памятка «Уроки дорожной безопасности для родителей»
Декабрь «О чем говорят дорожные знаки?» К проезжей части, с целью ознакомления с дорожными знаками «Внимание! Проезжая часть!» Разыгрывание ситуаций «Чего не должно быть» Изготовление дидактических игр по ПДД С/р игра «Правила уличного движения»
Д/и «Законы улиц и дорог» Чтение «Я –пассажир» Николаев,
Пересказ «Санки» Информационный стенд в приемных «Советы по соблюдению ПДД в зимнее время»
Январь «Опасный перекресток» «Осторожно, гололед!» КВН «С дорогой дружить – долго жить» Оформление уголки безопасности «Светофорчик» С/р игра «Мы- водители» Чтение «Колина мечта», «Петин друг» Листовка-обращение «Правила дорожные – детям знать положено!»
Февраль «Ребенок на улицах города» «Мы пешеходы» «Чтобы не было беды» Вечер стихов, загадок и отгадок Конкурс рисунков по ПДД Д/игра «Найди и расскажи» Чтение «Сережа и Тимоша» Конкурс плакатов на тему «Мы и дорога»
Март «Транспорт нашего города» «Предписывающие знаки» «Счастливый случай» Изготовление атрибутов к игре «Азбука дорожного движения» Д/и «Как перейти улицу»
Заучивание загадок о транспорте, частушек. Памятка «Ничто не убеждает лучше примера»
Апрель «Школа моего микрорайона» Экскурсия к школе «Предупреждающие знаки» «Путешествие в страну дорожных знаков» Выставка рисунков «Мы и дорога» Д/и «Знаешь ли ты машины»
Подв. игра «Бегущий светофор» Чтение
О. Бедарева «Если бы…» Консультация «Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге»,
Май «Знаки на дорогах» Экскурсия в Городок безопасности (на участке д/с) «Сигналы регулировщика» «У нас в гостях хозяин улицы – Светофор» Оформление альбома «Мы пешеходы» Обыгрывание ситуаций «Пешеход», «Машина»
«Логические дорожки» Чтение Н. Сорокина «Там, где шумит перекресток» Анкетирование «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998.
2. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников.
3. С. -П. Детство-пресс. 2009.
4. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
5. Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
6. Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010.
7. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.
8. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
10. Радзиевская Л. И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.
11. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения.