Проект «Забавы вокруг русской печки»

Людмила Хатунцева
Проект «Забавы вокруг русской печки»

По доминирующей деятельности: информационно-творческий

По количеству участников: групповой проект

По характеру контактов: среди детей одной группы

По продолжительности: долгосрочный (октябрь-апрель)

Возраст детей: дети старше-подготовительной логопедической группы

Дата проведения: 2017-2018 г

Проблема проекта. Дети нашей группы принимают активное участие в традиционных русских праздниках, проводимых в детском саду или нашем селе: Святки, Масленица, Пасха. Однако из беседы с детьми выяснилось, что мало кто знает об истории и традициях народных гуляний.

Актуальность темы. В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов, народностей к сохранению и развитию своих культур, языков, к возрождению семейных традиций. Так как в текущем году в нашем детском саду реализуется годовая задача по внедрению в воспитательно-образовательный процесс элементов русской культуры, перед нами стоит задача по приобщению новых поколений к исторической памяти народа. Собирая материал по русскому народному творчеству, мы, прежде всего, опирались на его доступность для детского восприятия. Мы предполагаем, что реализация нашего годового проекта должна помочь детям осознать самобытность родной культуры непосредственно через песни, обряды, игры, игрища, упражнения, которые прививались с раннего детства и передавались как великая ценность. Отдельно хочется выделить народную игру. Игра издревле присутствовала и в обрядах и в повседневности. С помощью игры у детей развивалась память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, общительность, дружелюбие. Исследования многих ученых доказывают также, что ребенок в процессе игры может не только самовыражаться с разных сторон, но и познавать мир. В данном случае, если рассматривать социальную роль игры, то в русской национальной культуре народные игры являются основным средством воспитания и передачи опыта, накопленного предыдущими поколениями.

Мы считаем, что знакомство с русской народной культурой позволит детям всесторонне гармонично развиваться, приобретать лучшие черты русского характера, научиться уважать свою Родину, гордиться прошлым и настоящим.

Цель проекта: создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций.

Задачи проекта:

пробудить интерес детей к истории и культуре России.

способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.

способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

расширять сотрудничество с родителями. (Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс).

пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Приобщение детей к русской народной культуре».

Материальное обеспечение: помощь родителей в приобретении призов для конкурсов и материалов для изготовления костюмов и декораций для праздников, помощь в поисках предметов старинного быта, помощь в организации экскурсии в Храм Преображения.

Ожидаемый результат. Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись). Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте, познакомятся со старинными предметами домашнего обихода. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др. Узнают русские народные игры и смогут использовать их в самостоятельной игровой деятельности. Пополниться предметно-развивающая среда в группе. Усилится положительная динамика взаимодействия с родителями.

Продукт проекта. Открытый показ праздника «Широкая ярмарка» в заседании районного методического объединения педагогов дошкольного образования.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

1. Анкетирование родительского запроса по данной теме через социальную сеть «Одноклассники»

2. Подготовка ППРС группы к проекту: обновление комнаты русского быта «Русская изба», подборка книг в книжном уголке, оформление уголка ряженья, организация уголка кукольного театра.

3. Разработка конспектов ООД, развлечений и праздников.

4. Подборка и составление картотеки народных игр.

5. Сотрудничество с родителями и общественными организациями (дом культуры, библиотека, храм Преображения)

Основной этап

Реализация проекта (см. таблицу №1)

Заключительный этап

1. Презентация проекта на РМО педагогов дошкольного образования.

2. Открытый показ праздника «Широкая ярмарка» в заседании районного методического объединения педагогов дошкольного образования.

Таблица1

Сроки реализации мероприятий проекта Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с родителями и общественными организациями

Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Ноябрь

1. ООД по познавательному развитию: ФЦКМ «Слава русской старине»

Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность порядочность, гостеприимство

2. ООД по развитию речи «В гостях у Василисы Премудрой»

Задачи: познакомить детей с произведениями малых форм народного фольклора

(песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.) Использование средств УНТ (устного народного творчества) в режимных моментах.

Цель. Совершенствовать художественно- речевые навыки детей. 1. Игры в комнате русского быта «Русская изба».

Задачи: погрузить детей в атмосферу традиционного русского быта.

2. Загадывание загадок и рассказывание потешек.

3. Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли, дорогие пришли…»

Задачи: ввести в свободную деятельность детей новые речевые обороты. Информирование родителей через социальную сеть «Одноклассники» (фотоотчеты)

Задачи: выявление родительского запроса по данной теме, использование ИКТ в работе с родителями.

#выставляются в течение всего проекта#

Декабрь 1. ООД «Эти мудрые русские сказки», ОО «Речевое развитие»

Цель. Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой»

2. Театрализованное представление русской народной сказки «Волк и лиса»

Цель. Способствовать развитию творческих способностей детей.

Выставка книг на тему «Русские народные сказки», подборка мультфильмов.

1. Рисование «Моя любимая сказка».

2. Дидактическая игра «Герои сказок»

3. Русская народная игра «Золотые ворота» Консультация «О пользе совместного с детьми чтения русских народных сказок»

Январь 1 ООД «Расскажу я вам, ребятки, про колядки»

Цель. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с традицией празднования на Руси Рождества Христова.

2. Развлечение «А у нас сегодня святки»

Цель. Продолжать формировать представления о традициях празднования на Руси Рождества Христова, закреплять способы изготовления кукол - закруток, воспитывать милосердие, сострадание, создать праздничное настроение.

Разучивание колядок, рождественская ярмарка, рассматривание рождественских открыток, разучивание песни «Русская зима».

Русские народные игры «У бабушки Маланьи», «Катай каравай», «Баба Яга», «Пирог», «Козлик» Анкетирование родителей о согласии на посещение детьми храма. Посещение церкви села Квашенки в сопровождении родителей (по желанию).

Февраль 1. ООД

«Русское чудо – валенки», ОО «Художественно –эстетическое развитие»

Цель. Учить симметрично оформлять парную работу, развивать эстетический вкус.

2. Праздник «Гуляй, Масленица широкая!»

Цель. Приобщение детей дошкольного возраста к народным праздничным традициям.

• Слушание русских народных песен «Валенки», «Как на тоненький ледок», «Светит месяц», «Вдоль по улице метелица метет»

1. Дидактическая игра «Найди пару валенок»,

«Разложи валенки по размеру»

2 Русские народные игры «Малечина – калечина», «Пирог».

Консультация на тему: «Положительное влияние валенок на здоровье человека»

Участие и помощь в организации масленичных гуляний.

Март Творческая мастерская «Славный город мастеров»

1. ООД по народно- прикладному искусству «Балалайка»

Задачи: познакомить детей с русским народным инструментом,

закреплять различные приёмы рисования красками.

2. ООД по лепке «Филимоновская игрушка»

Цель: познакомить с особенностями лепки филимоновских игрушек.

1. Ручной труд (лепка из дрожжевого теста)

«Жаворонки-веснянки», слушание закличек.

2. Развлечение

«Встречай весну песнями да играми!»

1. Игры в комнате русского быта «Русская изба».

Задачи: погрузить детей в атмосферу традиционного русского быта.

2. Загадывание загадок по теме «Весна» Оформление выставки по результатам работы мастерской.

Апрель Праздник «Широкая ярмарка» 1. Ручной труд по росписи пасхального яйца «Крашенки да писанки»

2. Ручной труд (лепка из дрожжевого теста)

Привлечение родителей к изготовлению русских народных костюмов и атрибутов к празднику «Широкая ярмарка»

Публикации по теме:

Конспект занятия «Украшение изразцами русской печки»Конспект занятия «Украшение изразцами русской печки» Информация для родителей. Устройство русской печи. Русская печь, это массивная конструкция, в ширину она обычно имела около полутора метров,.

Мастер-класс с родителями «Изготовление изразцов для русской печки»Мастер-класс с родителями «Изготовление изразцов для русской печки» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Вязьмы Смоленской области детский сад № 11. План - конспект мастер-класса.

Проект «Безопасность: опасности вокруг нас» в средней группе Проект «Безопасность: опасности вокруг нас» Средняя группа Вид проекта: творческий, обучающий Продолжительность: краткосрочный - 1 неделя.

Фотоотчет о познавательно-игровой программе «С печкой, у печки и вокруг печки»Фотоотчет о познавательно-игровой программе «С печкой, у печки и вокруг печки» Цель: приобщение детей к народным традициям и культуре, продолжать знакомство детей с предметами русского быта, с русской печью. Интеграция.

Проект «Мебель вокруг нас» для старшей группы Проект «Мебель вокруг нас» для старшей группы Тип проекта: информационно-творческий, групповой. Участники проекта: дети старшей группы,.

Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас»Экологический познавательно-исследовательский проект «Мир вокруг нас» Экологический познавательно - исследовательски проект: «Мир вокруг нас» Разделы проекта: «Я и природа» «Огород на подоконнике» «Наши.

Экологический проект «Цветы вокруг нас» Актуальность: Красота цветов неоспорима, они прекрасны в любое время года. Цветы являются одним из вечных символов добра - это чудо, которое.

Экологический проект «Цветы вокруг нас»Экологический проект «Цветы вокруг нас» Экологический проект «Цветы вокруг нас». Воспитатель: Кондратьева Светлана Васильевна МБДОУ МО г. Краснодар "Центр развития - детский сад.

Экологический проект «Цветы вокруг нас» в старшей группе Экологический проект в старшей группе «Цветы вокруг нас». Актуальность проекта. Экологическое воспитание - одно из основных направлений.

Экологический проект «Сохрани мир вокруг себя»Экологический проект «Сохрани мир вокруг себя» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей,.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Проект «Забавы вокруг русской печки»
Опубликовано: 3 мая 2018 в 14:25
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Фотозарисовка осенней прогулки на Покров
Сквозь объектив я вижу мир иным. В нём что-то есть от кисти и холста. Он может быть и сложным, и простым. Мелькают кадры: жизнь и красота. Felk...
Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Девочка играет в мяч»
Интеграция ОО: " Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", Речевое развитие", Художественно-эстетическое развитие". Задачи:...
Фотоотчёт «Экскурсия в сбербанк»
Фотоотчёт "Экскурсия в сбербанк" Чтоб надёжно капитал свой сохранить, Нужно в банк его скорей вложить. Там его не только сберегут, Но и все проценты...