Елена Бояркина
Проект «Заповедные места Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Природа Мордовии очень разнообразна. На современной карте республики можно увидеть леса и поля, реки и озера, низины и холмы. Но во многих местах дикая природа сильно изменена в результате деятельности человека. Наш народ всегда отличался своим деятельным характером : он вырубал под новые поля леса, распахивал луга, осушал болота, истреблял животных, наносил огромный вред растительному и животному миру. Добрые люди заметили, что некоторых видов растений и животных становится меньше, мелеют и становятся грязными реки.
Публикация «Проект „Заповедные места Мордовии“» размещена в разделах
- Мордовия
- Природа Мордовии
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Поэтому встал вопрос о необходимости сохранения природы и стремлении передать последующим поколениям в нетронутом первозданном виде все самое ценное, самое прекрасное, созданное природой.
Для этого создали заповедники.
Заповедники— это островки спасения природы от человека. Заповедник— это место, где природа имеет право жить по своим законам.
В ходе проекта мы будем знакомить детей с заповедниками Мордовии, с их месторасположением, значением и особенностями. Будем учиться культуре поведения и общения с природой.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих учёных – К. И. Тимирязева, И. В. Мичурина, писателей, художников и композиторов – А. С. Пушкина, М. Пришвина, В. И. Бианки, И. Левитана, А. К. Саврасова, П. И. Чайковского.
Проблема проекта.
Что такое заповедник?
Для чего они создаются?
Какие заповедники находятся на территории Мордовии?
Какие редкие представители флоры и фауны удаётся сохранить благодаря заповедным территориям?
Какую посильную помощь можем оказать мы природе?
Гипотеза: если каждый из нас будет много знать о заповедных территориях, о редких представителях флоры и фауны, о значимости водных и земельных ресурсов, то:
Возможно, мы сохраним оставшиеся богатства природы,
Вырастем будущими биологами, экологами – защитниками родной земли,
Станем милосерднее, терпимее, добрее, ответственнее, ведь этого в нашей жизни часто не хватает,
Тогда наша планета Земля станет яркой, красочной и прекрасной.
Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей у детей в процессе разработки проекта «Заповедники Мордовии».
Задачи:
1. Формировать представления о растениях и животных, находящихся в заповедниках Мордовии.
2. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям и животным.
Тип проекта : Познавательно-исследовательский, долгосрочный.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Этапы проекта :
1. Подготовительный
2. Познавательный
3. Обобщающий
Этапы реализации проекта :
I ЭТАП
Сентябрь-октябрь 2016 г.
Выявление проблемы, формулировка цели, задач.
Разработка проекта. Подбор методической литературы.
II ЭТАП
Ноябрь 2016 г. - апрель 2017 г.
Обогатить в группе зону ознакомления с природой.
Выполнение проекта. Практическая часть.
I11 ЭТАП
Май 2017 г.
Итоги и презентация работы.
Методы и приемы:
— словесные: беседа, рассказ воспитателя, чтение стихов, рассказов, обсуждение.
— наглядные: рассматривание иллюстраций, открыток, карты Мордовии, просмотр слайдов.
— практические: игры, игровые ситуации, экскурсия, просмотр слайдов, продуктивная деятельность.
Основные формы организации
1. Занятия
2. Экологические викторины, игры
3. Вертуальные экскурсии
4. Беседы, обсуждения.
Материально-техническое обеспечение:
— зона ознакомления с природой;
— демонстрационный и дидактический материал;
— технические средства обучения;
— методическая литература.
Проект разработан на основе интеграции образовательных областей:
познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.
Направления проекта :
1. Заповедники Мордовии :
— Национальный природный парк «Смольный»;
— Мордовский государственный заповедник им. П. Г. Смидовича.
2. Животный и растительный мир заповедников :
— редкие и исчезающие виды растений и животных;
— «Красная Книга Мордовии».
3. Правила поведения в природе.
Перспективный план работы
Подготовительный этап (сентябрь- октябрь) :
— Беседы: «Природа и мы», «Кто охраняет окружающую среду», «Растения и животные Мордовии», «Что такое заповедник?», «Животный мир заповедников Мордовии», «Красная Книга Мордовии», «Правила поведения в лесу»;
— Экскурсии, прогулки по экологической тропе ДОУ.
Познавательный этап (ноябрь-апрель) :
— Работа с картой Мордовии;
— Рассматривание иллюстраций о заповеднике им. П. Г. Смидовича и национальном парке «Смольный»;
— Просмотр слайдов о животном и растительном мире заповедников Мордовии;
— Викторины: «Зимняя сказка», «Знатоки природы родного края»;
— Изготовление макета «Красная Книга Республики Мордовии»;
— Игровая деятельность: д/игры «Животные нашего края», «Каким бывает медведь?», «Лесные уроки вежливости», «Кто где живет?».cюжетно-ролевые игры «Зоопарк».
—Прогулки по участку детского сада;
—Чтение рассказов, стихов о природе (мордовских писателей и поэтов, А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, Ф. Фета, Н. Некрасова и др.);
— Художественное творчество детей: рисование «Как себя нужно вести в лесу», «Я люблю диких животных»; аппликация «Лесные жители»; лепка «Полюбившееся тебе животное».
Работа с родителями:
— Родительское собрание «Экологическое воспитание дошкольников»;
— Беседа «Воспитание доброты к природе»;
— Консультация «Использование художественной литературы в экологическом воспитании детей в семье»;
— Совместное посещение детей и родителей зоопарка города.
Обобщающий этап (май) :
— Итоговое занятие «Люби и знай свой родной край».
Ожидаемы результаты:
1. Сформируются знания о заповедных местах Республики Мордовия и цели их создания;
2. Пополнятся знания об исчезающих животных и растениях;
3. Будут собраны и оформлены наглядные пособия для детей.
Литература:
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию».— С-П. ,2004.
2. Голубчик М. М. «География моей республики».— С., 1990.
3. «Все о Мордовии». Энциклопедический справочник. — С., 2005.
4. Ручин А. Б. «Природа мордовского края».— С., 2007.
5. Астрадамов В. И. «Красная книга Республики Мордовия».— С. ,2005.