Папки-передвижки

Проект «Знай свою малую Родину»

Ольга Камбаратова
Проект «Знай свою малую Родину»

Тема проекта «Знай свою малую Родину»

для детей старшей группы

Выполнила Камбаратова Ольга Николаевна

Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 229 «Дельфин» Сормовского района.

Н. Новгород, 2019 год

Содержание:

1. Проблема.

2. Программное содержание.

3. Актуальность проекта.

4. Объект проекта.

5. Предмет проекта.

6. Цель проекта.

7. Задачи проекта.

8. Время выполнения.

9. Участники.

10. Развивающая предметно – пространственная среда.

Публикация «Проект „Знай свою малую Родину“» размещена в разделах

11. Предполагаемый продукт.

12. Содержание.

13. Список литературы.

14. Методическое обеспечение.

1. Проблема:

Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д. С. Лихачёва о том, что «…любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Колыбельные, поговорки, сказки, свадебные песни, прощальные плачи – все это окружало человека с тех самых пор, как появилась речь. Что хорошо, что плохо, как следует, как не следует, чего бояться, чему радоваться – на все эти вопросы народная мудрость давала ответы. А кому эти ответы предназначались, кому звучали напутствием, для кого бережно сохранялись и передавались? Конечно же, детям и нам потомкам. От рода к роду копились национальные традиции, отношения к родному краю.

В предварительной беседе выяснилось, что дети недостаточно знают о своем городе, районе, столице нашей Родины. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Знай свою малую Родину».

2. Программное содержание.

В ООП МАДОУ «Детский сад №229 «Дельфин» Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

3. Актуальность темы:

Есть старинная притча о том, как приехали в одну страну гости, которых радушно встретили и щедро одарили, но, когда они собрались восвояси, их попросили разуться и соскрести с обуви землю: «Родная земля для нас дороже всего, - заявили хозяева гостям – и мы не хотим терять не пылинки».

Таким благодарным отношением к отчему краю отличались и наши предки, с любовью называвшие свою Родину «светло-светлой и ужасно украшенной». Им обязаны мы всем, что сейчас имеем, что должны свято сохранить и беречь. Воспринимая из прошлого тепло жизни, мы познаем, откуда мы родом и кто мы такие сейчас.

«От утра до утра, мы видели зло, которое творилось на Руси, и ждали, когда придет добро. А оно не придет никогда, если мы силы свои не сплотим, и не дойдет до нас глас праотцов»…

Сегодня – день поиска и принятия решений, определяющих день завтрашний. Сегодня – день ответа на вопросы: как быть? Что делать для того, чтобы вернуться к истокам, корням, традициям, культуре своего народа, патриотизму?

В настоящее время вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в ФГОС ДО, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка».

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в старшей группе:

1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

3. формирование мира и межличностных отношений и т. д.

4. Познакомить детей с историей города Нижнего Новгорода, архитектурными особенностями, достопримечательными местами.

5. Воспитывать любовь к родному городу.

Мы провели среди детей и родителей воспитанников опрос вот, что он показал:

- дети имеют мало знаний об истории и культуре нашего города, края;

- многие родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;

- многие родители не знают истории города, края;

-родители практически не посещают с детьми достопримечательности родного города.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города Нижнего Новгорода, имеющего большую историю.

На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Знай свою малую Родину».

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает и самому педагогу развиваться как творческой личности.

4. Объект проекта :

Патриотическое воспитание.

5. Предмет проекта :

Методические примы в отношении воспитание нравственно - патриотических представлений, чувств и поведения у старших дошкольников при ознакомлении с родным краем.

6. Цель проекта :

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю Нижнему Новгороду; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Воспитание нравственно - патриотических представлений, чувств и поведения у старших дошкольников через совместные мероприятия детей, родителей, и педагогов, через расширение общего кругозора.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

7. Задачи проекта :

Задачи проекта :

- дать знания детям о Родине, родном городе Нижнем Новгороде: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в стране, городе;

- познакомить с именами тех, кто основал и прославил наш, город, округ;

- расширить знания детей о флоре и фауне Нижнего Новгорода;

- воспитывать любовь к своей стране, родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться ими;

- познакомить с культурой и традициями Нижнего Новгорода;

- формировать экологическую культуру детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

8. Время выполнения проекта :

Проект долгосрочный. Время проведения проекта 2019-2020 учебный год.

9. Участники проекта :

Участники проекта : Дети старшей группы, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель, родители воспитанников МАДОУ.

10. Развивающая предметно – пространственная среда:

Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа - потешками,, былинами, колыбельными, поговорками, песнями, танцами и т. д.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :

- подбор исторической литературы;

- подбор произведений русского народного творчества;

- подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

-подбор материала для просмотра на интерактивной доске;

- подготовка разного вида бросового материала;

- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

- дидактические игры;

- выставки книг, рисунков, поделок;

- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

11. Предполагаемый продукт проекта :

Итоговым результатом является - Викторина, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, акциях доброты, других видах деятельности.

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

12. Содержание проекта

Направления проектной деятельности :

- Информационный блок: переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов

- Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения

- Организационный блок: создание предметно – развивающей среды.

Этапы проведения и реализации проекта :

I. Информационно-накопительный

- Изучение интереса детей для определения целей проекта;

- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;

- Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

- Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город Нижний Новгород – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Нижегородский край!»;

- Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга города Нижнего Новгорода», «Животный и растительный Нижегородского края»;

- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»;

- Оформление дидактических игр по краеведению:

«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок сказок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной, мой край любимый», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»;

- Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями);

- Лепка «Животные и птицы Нижегородского края»;

- Изготовления макета Нижегородский Кремль.

- Экскурсии и фото экскурсии по городу Нижнему Новгороду и Нижегородскому Кремлю;

- Разучивание стихов песен о нашем городе;

- Оформление музыкального уголка в русских традициях;

- Оформление центра в группе «К Юбилею Нижнего Новгорода к 800- летию»;

- Проведение развлечения посвящённого ко дню округа «В гостях в Нижегородском кремле».

III. Завершающий

- Презентация проекта, отчёт о проделанной работе;

- Викторина «Путешествие по городам Нижегородской области»;

- Выставка продуктов детской деятельности;

- Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Рефлексивный

- Подведение итогов;

- Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».

Необходимые условия реализации проекта :

- Интерес детей и родителей;

- Методические разработки;

- Взаимодействия со специалистами детского сада.

Методы проекта :

- наблюдение;

- совместные игры;

- анкетирование;

- познавательные игровые занятия;

- беседы.

Стратегия осуществления проектной деятельности :

- данный проект будет проводиться в течение учебного года с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности;

- совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);

-совместной деятельности детей и специалистов детского сада;

- самостоятельной детской деятельности;

- деятельности детей и родителей.

Планируемые результаты на начальном этапе:

На данном этапе реализации проекта мы думаем, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность:

- объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

-рост познавательной активности детей повысился;

-родители с детьми активно участвовали в конкурсе рисунков и поделок к юбилею округа;

-проведено развлечение «В гостях в Нижегородском кремле».

«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки.

Занятия по изобразительной деятельности приобщают детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки, а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д) дадут возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).

В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из пяти блоков:

1.«Профессии, труд людей»

2.«Моя семья», «Моя мама» - Праздник международный женский день 8 марта.

3.«Моя страна, округ, город, в котором я живу»

4.«Народные праздники, культура и традиции»

5.«День защитника отечества- 23 февраля», «Этот День Победы…»

13. Список литературы проекта :

Методическая литература:

1. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

2. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

3. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

4. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

5. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

6. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

7. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

8. З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

9. Интернет- материалы.

14. Методическое обеспечение проекта :

Экскурсия в нижегородский Кремль.

Программное содержание:

1 Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей уважение к истории города, чувство патриотизма.

2 Образовательные задачи:

Познакомить детей с историей основания города.

3 Развивающие задачи:

Способствовать развитию интереса, умению делать выводы.

Ход экскурсии:

Воспитатель Дети

По дороге в Кремль обращается внимание детей на памятные места.

- Это первый паровоз, собранный на заводе «Красное Сормово» после войны в далеком 1949 году.

- Площадь, на которой стоит «Метеор», называется площадь Алексеева. Этот «Метеор» сконструирован на заводе «Красное Сормово» главным конструктором Р. Е. Алексеевым и его заместителем Н. А. Зайцевым.

Подъезжая к Кремлю, воспитатель обращает внимание на «Дятловы» горы и спрашивает, почему эти горы называются Дятловыми?

Возле Дмитриевской башни ставится вопрос: «Что это за олень на самом верху башни?»

Воспитатель

Дети задают вопросы об этих объектах

- Зачем паровоз здесь?

- Почему «Метеор» стоит возле кинотеатра?

Дети знают:

- Дятлов было много.

- Здесь жили Скворец и Дятел.

- Это герб города.

-Здесь было много оленей в лесу в этих местах, которые давали силу защитникам.

Дети

Около Кремлевской стены, воспитатель задает вопрос: «Зачем строили кремль?».

Рассказ о строительстве каменного Кремля (о том, что на месте каменного Кремля стоял деревянный, дети знают).

Детям предлагается подняться на Кремлевскую стену и воочию увидеть мощность и могущество Кремля. Воспитатель: «В Кремле необычные ступени, они значительно выше современных. Зубцы в Кремлевской стене очень красивы. Что они напоминают?»

«Они сделаны для того, чтобы лучше было видно врага, чтобы положить на них крышу, а в бойницы, воины стреляли. Бойницы сделаны в каждом пятом зубце, чтобы воины не мешали стрелять друг другу».

Предлагается замерить ширину стены. Как?

Ширина стены пять метров, а высота десять метров «в два раза больше»

Воспитатель.

-Чтобы защищаться.

-Чтобы спрятаться от врага.

-В Кремле можно выдержать осаду.

Дети трогают стену рукой.

-Строили всем миром.

-Строили прочно (в раствор добавляли молоко и яйца, чтобы кладка была прочнее).

-Кладка крестовая, вокруг маленького кирпичика четыре больших.

-Прямоугольник.

-Хвост у птички.

Дети считают бойницы и рассматривают зубцы.

Дети берутся за руки и стараются достать до другой стены.

Дети.

На прясле, от Никольской до Коромысловой башни, дети любуются необозримыми далями. «Что вы видете?»

Возле Коромысловой башни рассказывается легенда.

На Кремлевской стене, от Коромысловой до Тайницкой башни, дети осматривают овраг, где сейчас проходит автомобильное шоссе. Задается вопрос: «Зачем здесь такой глубокий овраг?».

У Тайницкой башни спрашивают детей: «Почему так назвали эту башню?».

«Да, ребята, по легендам, от этой башни отходит несколько подземных ходов для передачи секретных документов, и здесь, вероятно был штаб».

От Тайницкой дети подходят к Северной башни. Внимание детей обращается на форму башен.

Детям предлагается посмотреть на Часовую башню. И описать ее словами.

От Часовой до Ивановской башни детям предлагается посчитать ступени.

Воспитатель. -Стрелку.

-Волгу.

-Вечный огонь.

-Ступеньки от Часовой башни вниз.

Дети рассказывают еще одну.

-Была речка.

-Чтобы врагу было трудно подниматься

-Чтобы враг к Кремлю не подошел.

-Потому что она тайны хранит.

-Потому что она не раскрыла тайны башни.

-Все башни похожи друг на друга.

-Они все круглые.

-Нет есть квадратные.

-Она самая высокая.

-Самая красивая.

-На ней был часовой и колокол

-На ней были часы.

-Их одиннадцать.

Дети.

Возле Ивановской башни рассказывается детям, что это самая большая башня и в ней еще сохранились железные ворота – герсы, которые опускались и поднимались. Чтобы их увидеть, надо сойти со стены и подойти к башне.

Дети с радостью соглашаются.

Дети благодарят за экскурсию.

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мы любим Родину свою» Задачи: • Обобщить и систематизировать знание детей о России. • Формировать уважительное отношение к государственным символам. • Закрепить.

Проект «Люби и знай свой Хабаровский край»Проект «Люби и знай свой Хабаровский край» Методическая разработка проекта на тему «Люби и знай свой Хабаровский край" Автор проекта:старший воспитатель структурного подразделения.

Нравственно патриотический проект «Родной свой край, люби и знай» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Улыбка» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию.

Проект «Люби и знай свой край родной» в старшей группе Тип проекта: творческо-поисковый долгосрочный (ноябрь-март) Участники проекта: -Дети старшей группы -Родители У каждого счастливого.

Проект «Есть такая профессия — Родину защищать» для детей подготовительной группыПроект «Есть такая профессия — Родину защищать» для детей подготовительной группы Актуальность. Издавна славится наша страна защитниками, которые охраняли границы Родины. Много славных воинов, прославили Россию с древних.

Презентация «Проект «Природу любим, охраняем — свою речь мы развиваем» Работая с воспитанниками логопедической группы были замечены значительные трудности в овладении детьми социально-бытовых навыков. Проблема.

Проект «Люби и знай свой Коми край» с детьми раннего возраста Участники проекта : дети 2-3 лет, воспитатели, родители Актуальность проекта : У каждого народа сеть своя «изюминка» с традициями, культурой,.

Проект «Родной свой край люби и знай!» .

Творческий проект в группе раннего возраста «Я люблю свою лошадку» .

Экологический проект с детьми старшей группы «Береги свою планету — ведь другой, похожей нету» Об экологии тема моя, Я опишу ее со слезами. Сколько болот осушает страна, Сколько лесов вырубает. Нету в полях теперь соловья, Да же лягушек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Знай свою малую Родину»
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 17:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД