Получи документы

Проект «Звуковые дорожки» для детей 5–6 лет

наталья шамова
Проект «Звуковые дорожки» для детей 5–6 лет

Проект «Звуковые дорожки» адресован логопедам, воспитателям для работы с детьми 5-7 лет как с нормой фонематического восприятия и слуха, так и с его нарушением.

Данный проект содержит игровые упражнения, игры, игровые задания, которые могут использоваться на специальных коррекционных занятиях логопедов, занятиях по развитию речи воспитателей, а также в свободное время.

Срок реализации проекта : октябрь-май.

Участники проекта : учитель-логопед, дети, воспитатели, родители.

Актуальность.

Публикация «Проект „Звуковые дорожки“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

С каждым годом жизнь предъявляет более высокие требования к людям, к нам взрослым и к детям: растет объем знаний, создаются новые программы для детских садов и школ.

Для того чтобы помочь детям справиться со всем этим, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения.

Ребенка окружает множество звуков : музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды, но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками. Это не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью – чтением и письмом.

Частота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, фонематического восприятия, дыхания, голосового и артикуляционного аппарата. Все эти компоненты без специальной «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.

Очень важен для формирования правильного звукопроизношения фонематический слух и фонематическое восприятие.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавание фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

По результатам моего логопедического обследования у 70% детей с речевыми нарушениями страдает фонематическое восприятие и фонематический слух. Дети 6-7 лет затрудняются в дифференциации близких по звучанию звуков, не умеют определить место, количество и последовательность звуков в слове. Все это мешает при постановке звуков, при работе над звуковым анализом. Поэтому важно начинать работу по развитию фонематического слуха у дошкольников как можно раньше в младшем возрасте. Работу по развитию фонетики вести нужно регулярно, соблюдая принцип постепенного усложнения.

Вести такую работу можно используя специальные игры, игровые упражнения, игровые задания на занятиях по развитию речи, а также в свободное время.

На основе программы Т. Б. Филичевой, Т. В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» мной разработан комплекс игровых упражнений на развитие у детей фонематического слуха и восприятия. Также использовала известные дидактические игры по звуковой культуре речи.

Цель:

Развивать у детей слуховое внимание и слуховую память, фонематическое восприятие и фонематический слух.

Задачи:

1. Систематизировать упражнения, способствующие развитию фонематического слуха.

2. Тренировать слуховую память, слуховое внимание.

3. Сформировать умение различать звуки

4. Упражнять детей в делении слов на слоги и в выполнении звукового анализа слов.

5. Развивать у детей речемыслительную деятельность, расширять словарный запас.

6. Воспитывать интерес у детей к речевым играм со словом, звуком.

7. Привлекать родителей к совместной коррекционной работе с логопедом.

8. Просвещать педагогов и улучшать качество совместной работы по логопедическому сопровождению детей в ДОУ.

Педагогический прогноз:

- Будет разработана система работы над формированием фонематики и представлен опыт работы на методическом объединении логопедов, семинаре по развитию речи в ДОУ, в виде консультации для родителей, педагогов.

- Уменьшится доля детей с недоразвитием фонематическим слуха.

- Повысится восприимчивость детей к различению звуков.

- Будут развиты слуховая память и внимание, умение делать простейший звуковой анализ.

- У детей улучшится вербальная память, увеличится словарный запас, повысится речемыслительная деятельность.

- В педагогический процесс вовлекутся воспитатели (расширение знаний педагогов по логопедическому сопровождению детей).

- Родители примут активное участие в совместной работе с логопедом.

Принципы проекта :

системность (рационально спланированная, скоординированная поэтапная работа);

индивидуализация (изучение логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин нарушения фонематического слуха);

комплексность (вовлечение в коррекционную работу педагогов, родителей, педагога-психолога) :

доступность (материал представлен в форме игр и игровых упражнений и подобран по возрасту и индивидуальным потребностям);

здоровьесбережение (развитие у детей остроты физиологического слуха, слухового внимания и памяти).

Формы работы по проекту :

1. Работа с детьми:

проведение игр и игровых упражнений на логопедических занятиях,

проведение бесед и занятий с использованием мультимедийных презентаций.

2. Работа с родителями:

консультации письменные и устные,

открытые занятия для родителей логопатов,

3. Работа с педагогами (воспитатели, педагог-психолог, старший воспитатель, логопеды других учреждений) :

сообщения, консультации на методических объединениях, семинарах,

использование в работе над проектом ИКТ

Структура и содержание проекта

В проекте представлены :

1. Перспективный план мероприятий

2. Приложение:

- комплекс игр и упражнений на формирование и развитие фонематического слуха по этапам;

- письменные консультации для родителей и педагогов: «Как предупредить у детей неправильное звукопроизношение и другие нарушения речи», «Развитие фонематического слуха и восприятия – одна из важных составных работ по развитию речи у дошкольников», «Использование шепотной речи»;

- родительское собрание в старшей группе на тему: «Значение развития речи детей. О речевых нарушениях».

Одним из условий успешной реализации цели проекта является обеспечение методического инструментария. Это подбор игр, игровых упражнений и игровых заданий, основанных на ведущей деятельности дошкольников - игре.

Этапы реализации проекта

1 этап - организационный (сентябрь)

Задачи:

- выявить уровень развития у детей фонематического слуха и восприятия

- заинтересовать детей, родителей и педагогов в активном участии реализации проекта.

Реализация первого этапа проекта

Сентябрь

№ Мероприятия Задачи

1. Изучение развития речи детей в анамнезе :

- Знакомство с медицинскими картами детей

- Пронаблюдать динамику развития речи детей, увидеть возможные причины речевых нарушений, отметить детей с уже имеющимися нарушениями речи

2. Совместная деятельность с детьми

• Наблюдение за речевым поведением детей в свободное время и на занятиях

• Беседы с детьми - Увидеть проблемные стороны в развитии речи детей на занятиях и в свободное время

- Выявить детей с нарушениями фонематической стороны речи

Логопедическое обследование фонематического восприятия:

1. Выделение звука (слога) из ряда звуков (слогов). Задания.

Хлопни, когда услышишь звук с : с, т, з, ш, с, ж, с, ш, т, с.

Хлопни, когда услышишь слог шо: шо, шу, со, сы, ша, жо, шо, со.

2. Покажи картинку: мишка-миска, лак-рак, дрова-трава, крыша-крыса и другие.

3. Отбери только картинки на звук р : ружье, рыба, лопата, лампа, лев, лейка рука, рот.

4. Раздели картинки со звуками С-З : коляска, арбузы, ваза, знаки, сосиски, козлята, свиньи, смородина.

5. Повтори: та-да-та, ка-га-га, па-па-ба, кот-год-кот, том-дом-ком, удочка-уточка.

6. Анализ звукового состава слова

Назови первый звук в слове : Алик,

утка, волк, банка.

Назови последний звук в слове : мука, шары, пух, нос. - Выявить имеющиеся нарушения фонематического слуха и восприятия

- Обратить внимания детей на схожесть звуков по звучанию (глухие и звонкие) и различие по способу образования (щелевые, смычно-взрывные, смычно-щелевые, смычно-проходные, дрожащие)

- Вызвать интерес у детей к звукам (показать как важен для человека физический слух, умение различать звуки)

3. Совместная деятельность с родителями

• Индивидуальные беседы с родителями дошкольников

• Сообщение для родителей о результатах логопедического обследования индивидуально

- В ходе индивидуальных бесед с родителями выяснить степень озабоченности ходом развития речи их детей

- Ознакомить родителей с результатами обследования детей

- Показать значимость работы над развитием речи и в частности над формированием фонематического слуха, тем самым заинтересовать родителей дошкольников в совместной работе с логопедом

4. Совместная деятельность с педагогами ДОУ

• Индивидуальные беседы о воспитанниках

• Сообщение педагогам результатов логопедического обследования

- Получить от воспитателей групп речевые характеристики на воспитанников

- Ознакомить педагогов с результатами обследования детей

- Указать проблемные стороны речи детей, напомнить о необходимости работы над фонетикой на занятиях и в свободное время

2 этап - основной (октябрь-апрель)

Задачи:

- Реализовать в коррекционной работе комплекс мероприятий, направленных на развитие у дошкольников фонематического слуха и восприятия.

Реализация второго этапа проекта

Октябрь-апрель

№ Мероприятия Задачи

1.

Подборка игр и игровых упражнений по развитию у детей фонематического восприятия и слуха (приложение)

Написание перспективного плана по этапам работы

Изготовление игр - Подобрать игры и упражнения для развития у детей фонематического слуха и восприятия

- Составить перспективный план формирования и развития фонематического слуха и восприятия по этапам, предложенным Т. Б. Филичевой

- Изготовить игры для логопедического кабинета

2. Совместная работа с детьми

Коррекционные логопедические занятия, включающие работу над фонетикой (занятия индивидуальные и подгрупповые)

Просмотр с детьми презентаций о разнообразии звуков («Звуки окружающего мира», «Звуки») - Показать детям богатство и величие звуков вокруг нас

- Расширять представления детей об окружающем мире

- Воспитывать интерес у детей к речевым играм со словом, звуком

- Развивать у детей слуховую память, речевой слух, фонематическое восприятие

- Формировать умение различать звуки и выполнять звуковой анализ

- Расширять словарный запас, развивать речемыслительную деятельность

3. Совместная работа с родителями дошкольников

Устные консультации для родителей логопатов

Письменные консультации: «Развитие фонематического слуха», «Как предупредить у детей неправильное звукопроизношение и другие нарушения речи» (приложение)

Занятия-практикумы для родителей логопатов

Сообщение на родительском собрании «Значение развития речи детей. О речевых нарушениях» (приложение)

Наглядная агитация в форме ширмы «Развитие фонематического слуха. Игры и упражнения» - Указать родителям на важную роль развития у детей фонематического слуха и восприятия в развитии речи детей

- Оказать методическую помощь родителям дошкольников

- Дать рекомендации, практические советы и материал для занятий над фонематическим развитием дома

4. Совместная работа с педагогами ДОУ

Консультации устные о том, как организовать речевую совместную деятельность в свободное время по формированию у детей фонематического восприятия

Сообщения для педагогов на семинарах на темы: «Развитие фонематического слуха и восприятия – одна из важных составных работ по развитию речи у дошкольников», «Использование шепотной речи» (приложение)

Мастер-класс по проведению некоторых игр с дошкольниками

- Включать воспитателей в коррекционно-педагогический процесс логопедического сопровождения детей

- Повышать уровень логопедических знаний педагогов

- Дать практические рекомендации воспитателям по работе над фонетикой.

- Предоставить педагогам практический материал (игры и упражнения) для проведения в свободное время

3 этап - заключительный (май)

Задачи:

- Анализ результата реализации проекта, соотнесение с поставленной целью

- Ознакомление родителей с результатами работы по проекту «Звуковые дорожки»

Реализация третьего этапа проекта

Май

№ Мероприятия Задачи

1.

2.

3.

Логопедическое обследование. Анализ результатов

Сообщение воспитателям результатов работы по проекту

Сообщение родителям результатов логопедического обследования (состояние фонематического слуха).

В форме устных консультаций - Выявить уровень развития у детей фонематического слуха

- Обсудить с воспитателями проблемные стороны, которые возникали в работе над проектом, отметить положительные результаты

и трудности в ходе реализации проекта

- Сообщить родителям о результатах проекта, указать динамику изменений

- Привлечь родителей к дальнейшему сотрудничеству

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

В ходе реализации проекта систематизированы игры и упражнения (по этапам, направленные на развитие у детей фонематического слуха и восприятия.

В процессе реализации задач проекта у детей :

- повысился интерес к речевым играм со словом, звуком;

- улучшились слуховая память и внимание;

- сформировалось умение различать звуки;

- повысился уровень развития фонематического восприятия и слуха;

- дети получили навыки звукового анализа слов;

у родителей:

- родители получили знания о речевых нарушениях речи дошкольников, о роли фонематического развития

- появилась заинтересованность в совместной работе с логопедом

у педагогов:

- повысился уровень знаний педагогов по логопедическому сопровождению детей

- возросла заинтересованность педагогов в развитии у детей фонематических процессов.

Используемая литература:

1. Батяева С. В. Говорим правильно. Развитие речи. -М. : Издательство АСТ. -2015. 96с.

2. Л. С. Волкова «Логопедия. М Просвещение 1989 г.

3. Егорова, О. В. Звуки П, Пь, Б, Бь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет / О. В. Егорова. - М. : ГНОМ и Д, 2010. - 32 c.

4. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха. Методичка. – М. : Ювента. – 2007г.

5. Колесникова Е. В. Рабочая тетрадь «От А до Я» для детей 5-6 лет. – М. : Ювента. – 2017г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Геометрические дорожки»Дидактическая игра «Геометрические дорожки» Цель: закреплять знание геометрических фигур, основных цветов и их оттенков ; развивать внимание и речь. Возраст: 4-6 лет. Игра состоит.

Дидактическая игра «Речевые дорожки»Дидактическая игра «Речевые дорожки» Для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии в своей работе я использую игры для формирования слоговой структуры слов, навыка выделения.

Дорожки здоровьяДорожки здоровья Дорожки здоровья. Дорожки здоровья приобрели в последнее время большую популярность в оздоровительной работе,т. е. профилактика плоскостопия.

Массажные дорожки для детейМассажные дорожки для детей Массажные коврики можно и купить в магазине, но наши мамы сделали дорожки для профилактики плоскостопия своим детям, что способствовать.

Логопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуковЛогопедическое пособие «Звуковые кубики» для автоматизации и дифференциации поставленных звуков Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Звуковые домики»Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Звуковые домики» Для создания дидактической игры нам понадобится: • Распечатанные на плотном картоне буквы-звуки (буквы красного цвета обозначают гласные.

Мастер-класс «Звуковые домики»Мастер-класс «Звуковые домики» Наглядно-дидактическое пособие «Звуковой домик» предназначено для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми 5 -7 лет;.

Пособие «Звуковые часы»Пособие «Звуковые часы» Для того, чтобы сделать такое пособие понадобятся самые простые материалы:картон, цветная бумага, канцелярская кнопка, ножницы, двойной.

Развивающая игра «Тактильно-звуковые шарики» с мастер-классом по её изготовлениюРазвивающая игра «Тактильно-звуковые шарики» с мастер-классом по её изготовлению Предлагаю вашему вниманию развивающую игру «Тактильно-звуковые шарики». Главной целью игры является развитие слухового восприятия на материале.

Сенсорные дорожки для развития мелкой моторики детейСенсорные дорожки для развития мелкой моторики детей Сенсорные дорожки для развития мелкой моторики детей Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Звуковые дорожки» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 12 августа 2020 в 12:15
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД