Лилия Некрасова
Проектирование руководства дидактической игрой как средством формирования знаний о правах ребенка старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам правовой культуры.
Задачи:
• формировать интерес к дидактическим играм;
• развивать умение играть по правилам, соблюдая норму поведения;
• развивать умение выполнять роль ведущего в игре;
• формировать и систематизировать знания детей о правах;
• совершенствовать умение детей анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания о правах.
Публикация «Проектирование руководства дидактической игрой как средством формирования знаний о правах ребенка старшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Права детей. Игры, дидактические пособия
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Описание проекта
В рамках реализации задач проекта нами были разработаны циклы занятий, позволяющих в полной мере осуществлять правовое воспитание, рассмотрев со всех сторон критерии правовой культуры. Эффективность развития ребёнка определяется многообразием методов решения воспитательных задач. Это методы формирования сознания (беседы, рассказы, чтение литературных произведений). Большое значение имеет разнообразие используемых форм (занятия, экскурсии, наблюдения, развлечения). От них во многом зависит устойчивость интереса ребёнка, эмоциональность впечатлений, острота восприятия социальных отношений, нравственная ценность совершаемых поступков.
Существенное место в правильной организации воспитания занимают условия:
- систематического и целенаправленного образования детей в области знаний о правах;
- целенаправленного подбора и разработки игр, в которых дети учатся, преодолевать трудности, действовать согласно поставленным правилам;
- поэтапного руководства дидактической игрой с обозначением доминирующих задач формирования правовой культуры на каждом из них.
В проект мы включили дидактические игры по правовому воспитанию, которые направлены на : формирование знаний детей о правах развитие. У детей появляется ответственность за свои поступки, т. к. они могут провести четкую градацию прав и обязанностей. Применяя в жизни правовые знания, дети расширяют свой социальный опыт, учатся бесконфликтно контактировать со сверстниками и взрослыми, усваивают нормы поведения дома и в общественных местах.
Риски проекта
Перечень рисков Мероприятия по управлению рисками
1. Индифферентность педагогов в реализации проекта
Применение современных программ.
Моральная поддержка (коллективное признание).
2. Дети не осознают потребности в правовых знаниях. Организация серии занятий, игр по правовому воспитанию. Внедрение исследовательского подхода в изучение Конвенции о правах человека.
Прогнозируемые результаты:
качественные:
• повышение уровня знаний о правах ребенка у детей старшего дошкольного возраста;
• совершенствование игровых и коммуникативных умений у детей у детей;
• развитие у детей творчества и воображения;
• повышения компетентности педагогов в области правового воспитания детей и использования дидактической игры как средства решения образовательных и воспитательных задач;
количественные:
• составление рекомендаций воспитателям ДОУ по руководству использования дидактической игры в процессе правового воспитания детей дошкольного возраста;
• обогащение методического обеспечения образовательного процесса ДОУ.
Этапы реализации проекта
Организационный этап.
Задачи:
Активизация игрового интереса каждого ребенка.
Обогатить и расширить представления детей знаний о правах ребенка, направленных на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе
Формирование позитивных установок для уверенности в себе и в своих возможностях.
Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками.
Формирование уважительного отношения к себе и окружающим.
На этом этапе использовались художественные произведения, формирующие способность к сопереживанию, конвенция о правах ребенка; познавательные беседы, воспитывающие самоуважение и уважение к другим. Выставка методической литературы по теме проекта, подготовка практического материала для изготовления дидактических игр (коробки, крышки от пластиковых бутылок, пластиковые бутылки, карандаши цветные, фломастеры, цветная бумага, белый картон, фигурки от Киндер-сюрпризов, картинки из календарей и т. д.
Практический этап.
Задачи:
Разработка дидактических игр для комплексно-тематического планирования по программе дошкольного образования.
Для обеспечения более целенаправленной и методически грамотной работы с детьми нами были разработаны планы поэтапного руководства дидактическими играми по правовому воспитанию.
На этом этапе использовали дидактические игры; цикл занятий по правовой культуре : “Знаете ли вы?”, “Право на жизнь”, “Мое имя”, “Семь “я”, “Чье мнение самое главное?”, “Мой дом – моя крепость”, “Защита от насилия” и др. ; родители вместе с детьми оформляют стенд “Моя семья”, составляют рассказы, осуществляют контроль за собственным поведением и поступками своих детей, не довлея над ними.
Аналитический этап.
Задачи:
Анализ проведенных мероприятий.
Составление рекомендаций воспитателям ДОУ по руководству дидактической игрой как средством формирования знаний о правах ребенка старшего дошкольного возраста.
Отслеживание результатов работы в ходе наблюдения за детьми.
Трансляционный этап.
Задачи:
Выступления на педагогических советах, конференциях.
Выставка дидактических развивающих игр,
Обобщение педагогического опыта по изготовлению дидактических игр
Презентация дидактических игр.
Презентация дидактических игр для комплексно-тематического планирования.