Светлана Зайцева
Проектная деятельность «Хлеб — всему голова» как практико-ориентированная технология воспитания патриотизма
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования проектной деятельности как одной из практико-ориентированных технологий воспитания патриотизма в период дошкольного детства. Проект «Хлеб - всему голова» направлен на расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о хлебе, воспитание бережного отношения к хлебу и труду хлеборобов; формирование у детей чувства патриотизма посредством знакомства с Колобком как с символом Ульяновской области; формирование у детей исследовательских умений и навыков при изучении истории своего родного края.
Публикация «Проектная деятельность „Хлеб — всему голова“ как практико-ориентированная технология воспитания патриотизма» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Ключевые слова: проектная деятельность, патриотическое воспитание, инновационная деятельность, практико-ориентированная технология, символ Ульяновской области.
Вид проекта : творческий, исследовательский, информационный.
Участники проекта : воспитатели, воспитанники старшей группы, родители.
Длительность проекта : полгода (октябрь - март 2021).
Цель проекта : расширить знания детей о хлебе, воспитывать бережное отношение к хлебу и труду хлеборобов; сформировать у детей чувство патриотизма посредством знакомства с Колобком как с символом Ульяновской области; формировать у детей исследовательские умения и навыки при изучении истории своего родного края.
Задачи:
- создать условия с целью развития исследовательских способностей детей в ходе образовательной деятельности;
-формировать у детей представление о процессе изготовления «Колобка» (хлеба) путем продуктивной деятельности «Мы-пекари» (замешивание теста и выпечка «Колобков»);
-вызвать желание участвовать в создании мини-музея поделок и выставки рисунков «Колобок – символ Ульяновска»;
- привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке мини-музея и выставки работ «Хлеб всему голова»;
-расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений детей о том, как можно испечь хлеб, как он раньше назывался и почему Колобок является символом Ульяновска путем речевых игр и упражнений («Из чего какой», «Подбери слова-действия к слову «хлеб», «Опиши, какой хлеб»).
Актуальность. Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших духовно-нравственных и патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств является накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость использования педагогами дошкольных образовательных учреждений инновационных практико-ориентированных технологий, помогающих педагогам и родителям осуществлять духовно-нравственное и патриотическое развитие дошкольников. Одной из таких технологий является педагогический проект.
С воспитанниками старшей группы был проведен педагогический проект по патриотическому воспитанию на основе расширения знаний о хлебе.
Хлеб издавна почитался на Руси и являлся символом достатка и благополучия. Наша педагогическая задача состоит в том, чтобы привить детям бережное отношение к хлебу как к продукту деятельности людей, участвующих в этом процессе. Через практическую деятельность мы пытаемся изменить отношение к хлебу.
Для реализации данного проекта детьми вместе с родителями были подобраны различные материалы о хлебе, изготовлены книжки-малышки, иллюстрации, фотографии, созданы презентации «Семейные рецепты хлеба», подобраны стихи, загадки, поговорки, половицы о хлебе. В группе проводилась квест-игра «От зёрнышка до Колобка», рассматривались иллюстрации и репродукции И. И. Шишкина «Рожь», С. А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», проводилась экспериментальная деятельность (превращение зерна в муку, выращивание семян пшеницы, замешивание теста и выпекание колобков, разыгрывание театрального представления «Колобок», составление рассказа по серии сюжетных картинок «Откуда хлеб пришёл».
С целью повышения интереса к родному краю, мы знакомили детей с Колобком, как символом Ульяновской области. Символом нашей родины данный сказочный герой стал считаться с января 2011 года. Нам с детьми стало интересно, что способствовало этому. Совместно с родителями мы стали искать более точную информацию и выяснили, что Владимир Даль в своем словаре упоминает, что в Симбирской губернии (ныне Ульяновской области) словом «колебятко» называли последний хлеб из квашни. Ребятам и родителям мы предложили испечь своего колобка и показать, у кого какой получился. Ребята были в восторге от того, что у них получилась такая интересная и вкусная выпечка.
На данный момент в нашем городе можно встретить большое количество сувениров с изображением этого сказочного героя. Примечательно, что в 2016 году Колобок стал символом Чемпионата мира по хоккею с мячом, проходящем в Ульяновске.
В нашем родном городе также есть памятник Колобку. Скульптура представляет собой шутливую копию сказочного персонажа, сидящего на большом камне. Он находится недалеко от гостиницы «Сказка», на пересечении 1-ого переулка Ватутина и улицы Энтузиастов. На камне сделана шутливая надпись: «Руку мою пожмёшь – верного друга найдёшь; щёку мою потрёшь – любовь обретёшь; а монетку оставишь – богатым станешь!» Данная скульптура очень популярна и никого не оставляет равнодушной.
Результат нашей проектной деятельности был представлен в виде выставки «Хлеб – всему голова», а также в театрализованном представлении по сказке «Колобок».
Таким образом, в результате работы над проектом, дети получили знания о хлебе, как о величайшем богатстве на земле, узнали, где и как растет хлеб, из чего его делают, каким тяжелым трудом он достается. Вместе с детьми мы сделали вывод о том, что к хлебу нужно относиться бережно и каждый раз, садясь за с тол, помнить, что «Хлеб - всему голова».
Список литературы
1. Денисова Р. Р. Личностное развитие старших дошкольников в условиях детского сада: автореф. дис…канд. пед. наук, М., 2005, 36с.
2. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие / Н. А. Кочкина – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 70 с.
3. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе : Методические рекомендации / Т. А. Шорыгина – М. : Сфера, 2020. – 80с.