Ирина Ванжа
Проектная деятельность как средство формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание любви к малой Родине является первой ступенью в воспитании патриота - гражданина своей страны. В последние десятилетия в Российском обществе резко возросла необходимость патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи. Это обусловлено причиной нарастания негативного отношения молодежи к своей стране и снижением патриотизма, что подтверждается многими социологическими опросами, проводимыми в стране. Приобретает актуальность и проблема патриотического и гражданского воспитания дошкольников, оно настолько важно, значимо, сложно и многообразно, что на каждом исторически конкретном этапе развития страны этот вопрос ставится снова и снова.
Публикация «Проектная деятельность как средство формирования представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность задач патриотического воспитания в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, вступившим в силу 1 января 2014 года от 17 октября 2013 года. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, их всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития творческих способностей», которые отражены в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие»и «Познавательное развитие».
Дошкольная образовательная организация как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма, потому что именно период дошкольного детства является благоприятным для развития многих нравственных качеств. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования таких педагогов и психологов, как Д. А. Алгазина, Ю. В. Бабанского, Т. И. Ерофеевой, А. В. Иващенко, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, К. К. Платонова, В. А. Сухомлинского, Г. Н. Филонова, И. Ф. Харламова, А. В. Запорожец, В. С. Мухиной, Р. С. Немова, В. И. Петрушина и многих др. [21]
Сегодня существует большое количество исследований, направленных на изучение роли проектной деятельности в воспитании и обучении детей, среди которых исследования Н. В. Горбуновой, Л. В. Кочкиной, Е. С. Заир-Бек, Е. С. Полат, И. С. Якиманской и других.
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15-20 лет тому назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
О перспективности проектной деятельности свидетельствуют те факты, что она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
В. А. Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Дошкольник очень восприимчив ко всему, что вызывает в нё м различные чувства: радости, сопереживания, тревоги, удовлетворённости; впитывает в себя, что несёт окружающая среда и воспитание. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому нашей главной целью является воспитание гражданина, любящего и знающего свой край и все, что с ним связанно. Н. В. Ипполитова выделила для достижения этой цели ряд задач:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
-формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;
-формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
-воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
-формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края. [14]
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»
Государственные образовательные стандарты нового поколения ориентируют современную образовательную организацию на реализацию системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию дошкольников. В связи с этим, традиционными становятся различные мероприятия по реализации программы «Патриотическое воспитание школьников». Наиболее значимой формой работы в реализации ФГОС ДО является проектная деятельность детей.
Под проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность детей, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания проекта лежит процесс творчества педагога и ребенка [4].
В словаре иностранных слов дается такое толкование слова «проект» : «Проект» (от лат. – брошенный вперед) -1) технические документы, чертежи расчеты, макеты и т. д. ; 2) предварительный текст какого-либо документы; 3) план, замысел»[4].
Такое широкое понимание понятия даёт возможность употребления в разных технологических процессах, в том числе и образовательном.
Метод проектов – способ организации самостоятельной деятельности дошкольников по достижению определенного результата, ориентированного на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности ребенка, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой дети старшего дошкольного возраста приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.
На сегодняшний день известно множество характеристик дидактического понятия «метод проекта». Е. С. Полат и И. Д. Чечель его понимают как педагогическую технологию; А. Н. Щукин и Э. Г. Азимов, понимают, как метод обучения; З. Х. Ботамева, как способ организации самостоятельной деятельности детей. Нам близка точка зрения Е. С. Полат, которая характеризует проектную технологию «как совокупность приёмов, позволяющих в определенной их последовательности реализовать данный метод на практике» [3].
Проектная деятельность – специфическая деятельность субъектов от замысла до создания проектного продукта и его испытания. Под субъектами проекта понимается, во-первых, педагог (руководитель проекта, так как именно он создает ситуации для рождения замысла проекта, разрабатывает проектное задание, являясь наряду с другими субъектами деятельности генератором идей; во-вторых, ребенка или группу детей, непосредственных исполнителей проекта; в-третьих, всех взрослых, которые принимают активное участие в работе над детским проектом.
Суть проектного обучения состоит в том, что ребенок в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации преодоления трудностей.
Целью проектной деятельности является понимание и применение детьми знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности :
- обучение планированию (ребенок должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- формировать позитивное отношение к работе (должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности :
- проект должен быть посильным для выполнения;
- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (сформировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т. д.);
- вести подготовку детей к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у детей было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать детей имеющих опыт проектной деятельности);
- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения).
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
К важным факторам проектной деятельности относятся :
- повышение мотивации детей при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и ребенком [14].
В проектной деятельности создаются благоприятные условия для формирования представлений о родном городе у детей, поскольку в ней присутствует ключевой признак - самостоятельный выбор. Формирование представлений о родном городе и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования совместной деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: ребенок стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности процесса формирования представлений о родном городе в проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с товарищами и педагогом, формируются знания и представления детей о родном городе, так как для всех задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам ребенок [14].
По нашему мнению, использование проектного метода в ДОО позволит решать задачи связанные с формированием у ребенка представлений о родном городе.
В современной педагогике выделяют (Т. Г. Кобзева) следующие виды проектов :
1. Информационно - социальные проекты. В ходе реализации этого проекта дети собирают и изучают информацию из книг, журналов, в системе интернет и т. д. Результаты оформляются в виде доклада, видеофильма, газеты, папки - раскладушки, постер - афиши.
2. Практико-ориентированные или нормативные проекты. В процессе этого проекта создается свод правил, которые можно использовать в жизни группы, детского сада. Результаты оформляются в виде памятки, альбома, рисунков, модели.
3. Творческие проекты. Дети овладевают видами творческой деятельности. Оформление результатов происходит в виде праздника, концерта, дизайна, видеофильма, драматизации, альбома, совместной газеты.
4. Исследовательские проекты. Дети получают ответ на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Результаты оформляются в виде газет, альбомов, схем, моделей.
5. Игровые проекты. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. [23].
Выделяют 3 основных этапа проектной деятельности : подготовительно- конструкторский, технологический, заключительный.
На 1 этапе планирование, где дети осуществляют такие действия, как подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций. Средствами деятельности выступает личный опыт детей, опыт педагога, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления. Результатами деятельности детей является приобретение новых знаний, умений.
На 2 технологическом этапе дети выполняют технологические операции, корректируют свою деятельность. Цель - качественное и правильное выполнение работы в рамках проекта. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства -инструменты и оборудование, с которыми работает ребенок. Результат -приобретение знаний, умений и навыков.
На 3 заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Дети анализируют проделанную ими работу, устанавливают, достигли ли они своей цели, каков результат их труда [23].
В современной дошкольной образовательной организации проектная деятельность - это новый виток формирования представлений о родном городе у детей в условиях более высоких технологий, которых не было ранее. В настоящее время у детей практически неограниченные возможности в получении информации из областей культуры и науки.
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность ребенка - индивидуальную, парную или групповую, которую дошкольники выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей наук, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая -конкретный результат, готовый к внедрению. Реализация проектной деятельности в образовательной практике связана с формированием определенной среды :
- определение и обоснование принципов воспитания старших дошкольников на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей;
- необходимым условием для выполнения дошкольниками проектов является наличие информации, обеспечивающего самостоятельность ребенка в выборе темы проекта и в его выполнении;
- должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения [14].
Рассмотрим каждое из названных условий подробнее.
Использование проектной деятельности в процессе формирования представлений о родном городе предполагает определение и обоснование принципов воспитания старших дошкольников на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей.
При работе над проектом педагог создает особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и педагога, и ребенка в новой образовательной парадигме. В этом образовательном пространстве нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха. Здесь ребенок испытывает радость от преодоления трудности учения, будь то задача или выведенное самостоятельно понятие, или разработанный и защищенный проект. Ребенок открывает мир для себя и себя в этом мире. Педагог, таким образом, ведет ребенка по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью, в которую составными элементами входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, имитационного моделирования и другие [14].
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества, в том числе и патриотизма.
Работа в проекте изменяет позицию ребёнка и позволяет реализовать «идею субъектности», суть которой состоит в том, что ребёнок выбирает, действует, получает результаты и оценивает их сам. Взрослые не определяют и жёстко не регламентируют действия детей, они предоставляют ребёнку право выбирать. Выбор, предпочтение ребёнком действий, результат которых не предрешён, создаёт принципиально новую ситуацию, новые перспективы в дошкольном образовании, в частности в организации образовательного процесса.
Важным аспектом в результате формирования представлений о родном городе у дошкольников на проектной основе является создание сообщества детей, детей и воспита-телей, детей, воспитателей и родителей, формирование субъект-субъектных отношений. Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, действовать в «зоне ближайшего развития». Метод проектов ориентирует весь образовательный процесс на ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности, затрагивает эмоциональную сферу, усиливает мотивацию, развивает индивидуальную ответственность, учит партнерству и взаимодействию.
Следующим этапом работы над проектом является демонстрация результатов. Дети представляют свои творческие проекты. Результаты представляются в виде творческой работы. Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта.
При оформлении результатов проекта нравственной направленности, на стене групповой комнаты или в приемной можно повесить плакаты определенного содержания (выполненные детьми).
Содержание сюжетно-ролевых игр тоже будет носить нравственный характер и будет направлено на формирование представлений о родном городе у детей.
К организации поисковой и творческой деятельности детей при создании проекта о родном городе необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания. Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти [24].
Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога. В процессе защиты проекта дети реализуют весь свой творческий потенциал, у них развивается творческая активность и фантазия.
Основными темами проектов, направленных на формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста могут стать :
- «Моя родина - Югра» - проект, способствующий развитию элементарных представлений об истории своего округа, о культуре коренного населения Югры. Воспитывает бережное отношение к окружающей природе, любовь к родному краю и почитание к месту рождения.
- «Природа нашего края» - помогает сформировать у детей заботливое отношение к природе. Также благоприятствует мотивированию детей к желанию трудится на благо природы. В процессе реализации данного проекта можно донести до осознания детей такие понятия как «Родина - мать», «Земля - матушка» и т. д.
- «Труженики земли Югорской» - данный проект содействует формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства гордости за своих земляков – нефтяников. Воспитывает уважение к людям, работающим на нефтяных предприятиях города, помогает раскрыть детям таки понятия, как «Герой труда», «Градообразующие предприятия».
Таким образом, проектная деятельность – одно из эффективных средств формирования представлений о малой Родине у детей, так как она направлена на изучение ее истории и культуры, чувства гордости за земляков, привитие интереса к явлениям социальной жизни, влиять на развитие субъектной позиции у ребенка, раскрытие его индивидуальности, способствовать его личностному развитию.
Список используемой литературы
1. Александрова,Е. Ю. Знакомим дошкольников с родным городом [Текст]/Е. Ю. Александрова. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 112 с.
2. Алешина,Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом [Текст] / Н. В. Алешина. - М., 2008. - 111 с.
3. Бурляева,О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края [Текст] /О. В. Бурляева // Детский сад: теория и практика: научно-методический журнал. – 2011. – №9. – 82 – 89 с.
4. Веракса,Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : учеб. пособие / Н. Е. Веракса. – М. : Мозаика – Синтез, 2008. – 108 с.
5. Виноградов,Г. С. Народная педагогика [Текст]./ Г. С. Виноградов. – Иркутск: Научное общество, 2006. – 420 с.
6. Волков, Г. Н. Этнопедагогика[Текст]. / Г. Н. Волков. –М. : Академия, 2009. – 220 с.
7. Волобуева,Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-восток России) [Текст] /Н. Г. Волобуева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. —68-71 с.
8. Герасимова, Е. И. Родной свой край люби и знай / Е. И. Герасимова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 5. –96 – 97 с.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: httpГумелев, Л. Н История людей и история природы [Текст]. – М. : Академия, 2003. – 250 с.
10. Данилина,Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».[Текст]./Г. Н. Данилина. – М. : Аркти, 2004. – 184с.