МААМ-картинки

Проектная деятельность, как средство индивидуализации дошкольного образования

Ирина Арендарчук
Проектная деятельность, как средство индивидуализации дошкольного образования

Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста : самостоятельность, инициативность, творчество. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Публикация «Проектная деятельность, как средство индивидуализации дошкольного образования» размещена в разделах

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности.

Актуальной становится проблема новой траектории образовательного процесса, вариантов качественного изменения содержания деятельности в рамках внедрения ФГОС ДО, которая должна начинаться с самого ребенка, исходить из потребностей личности ребенка.

Создание таких условий, при реализации которых он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности для полноценного проявления и развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.

К средствам, которые позволяют направлять в педагогически ценном русле инициативу ребенка, а не ущемлять ее, которые дают возможность дошкольному образовательному учреждению реализовать ФГОС, мы относим проектную деятельность.

Особенностью проектной деятельности в дошкольном образовании является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ такая деятельность носит характер сотрудничества, объединяющего детей, педагогов и родителей. Проекты вне зависимости от вида нуждаются в сопровождении взрослых на каждом этапе их реализации. Взрослый должен наводить детей на проблему или провоцировать её возникновение; стараться вызвать к ней интерес, «втягивать» дошкольников в совместный проект; по ходу решения поставленных задач помогать детям находить необходимые для этого средства и способы, знакомить с новыми, им ещё не известными. При этом важно не переусердствовать с опекой и помощью.

Покажем реализацию образовательного процесса в форме тематических образовательных проектов.

Особенности организации образовательной работы при реализации проекта позволяют не использовать организационную форму занятий, распределяя детскую активность между совместной со взрослыми (педагогом и родителями) деятельностью и самостоятельной детской деятельностью, поддерживаемой педагогом и родителями.

Проект включает разнообразную детскую деятельность. Основными её формами будут совместная со взрослыми (педагогами, родителями, приглашёнными гостями) деятельность и самостоятельная деятельность. Виды детской деятельности – познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, конструктивная, музыкальная, речевая. Но для того, чтобы мотивировать детей к этой деятельности, заинтересовать их темой, необходимо организовать «точку удивления», имеющую непосредственный выход на детскую деятельность и подпитывающую детскую любознательность.

Итак, отправной точкой для реализации любого проекта является непосредственный интерес детей – либо возникший спонтанно, в ответ на какую-либо жизненную ситуацию, либо спровоцированный воспитателем. Этот возникший у детей интерес подталкивает их на проявление инициативы, которая даёт начало проекту. Таким образом, первой частью тематического образовательного проекта будет организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности.

Поэтому реализацию проекта мы можем начать :

• С тщательно продуманной познавательно-исследовательской деятельности – в виде системы наблюдений и элементарных опытов, которая позволит заинтересовать детей темой нашего проекта;

• создания зрительного ряда в виде фотоиллюстраций, интересно изданных книг для детей, просмотра мультфильмов или видеофильмов;

• чтения детям как художественной, так и познавательной литературы;

• рассказа воспитателя о событии, поразившем его воображение;

• рассказа ребёнка о происшедшем с ним событии (например, ребёнок впервые побывал в зоопарке или цирке, увидел слона, и тот поразил его воображение, ребёнок захотел больше узнать о слонах – здесь мы будем иметь дело со спонтанно возникшим интересом, на который придётся быстро и гибко отреагировать).

В заключение первой части проекта мы записываем все вопросы детей, на которые они хотят получить ответы.

Поддерживая возникший интерес детей, мы совместно с ними, а также с привлечением родителей планируем возможные формы образовательного процесса в ходе реализации проекта. Планирование – это вторая часть тематического образовательного проекта. Важно, чтобы формы образовательной деятельности позволили детям самостоятельно, с минимальной педагогической поддержкой получить ответы на возникшие у них вопросы. Такими формами могут быть:

В блоке совместной деятельности взрослых и детей :

Непосредственное наблюдение за объектами, связанными с темой проекта.

• Рассказы воспитателя.

• Создание коллекций (растений, игрушек, фотоиллюстраций, картинок).

• Беседы с детьми.

Разнообразная продуктивная деятельность детей – лепка, аппликация, рисование, творческое конструирование.

• Чтение художественной и познавательной литературы, в том числе народных сказок, использование русского фольклора (потешки, поговорки, загадки)

• Речевое творчество – придумывание сказок, фантастических историй.

• Конкурс плакатов по теме проекта.

Разнообразные игры – дидактические и сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые, в которых воспитатель участвует как равноправный партнёр,подвижные.

В блоке самостоятельной деятельности детей :

• Сюжетно-ролевые игры, связанные с темой образовательного проекта.

• Театрализованные игры.

• Самостоятельная творческая продуктивная деятельность.

• Самостоятельные наблюдения с последующей презентацией их результатов.

В блоке взаимодействия с семьями детей:

• Совместные детско-родительские проекты. Презентация проектов – как в виде их непосредственных результатов, так и в виде фото- и видеорепортажей (документального подтверждения полученных результатов)

• Создание фотоальбомов, стенгазет с фотографиями из семейных архивов.

• Конкурсы детских и детско-родительских поделок на «цветочную» тему: рисунки, аппликации, вышивки, бисероплетение, поделки, выполненные в любых техниках из любых материалов.

Все эти формы образовательной работы объединяются в третьей части проекта – реализации мероприятий (интегрированным развлечением, на котором все участники смогут презентовать свои результаты в реализации общего проекта.

Важно также помнить, что главные активности взрослых (педагогов, родителей) при реализации тематического образовательного проекта распространяются, прежде всего, на создание развивающей предметно – пространственной среды, передачу детям знаний в процессе совместной партнёрской деятельности, а также всемерную поддержку детской инициативы и самостоятельности и создание условий для самостоятельной творческой деятельности.

Образовательный проект мы рассмотрели как вид тематической недели, предусматривающий активность всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей и базирующийся на инициативе детей и включающий интересную для детей поисковую деятельность. Образовательный проект требует такой организации педагогической работы, таких форм поддержки инициативы детей, которые позволят детям самостоятельно получить ответы на имеющиеся у них вопросы и раскрыть свою индивидуальность в процессе разнообразных детских деятельностей.

Публикации по теме:

Использование технологий индивидуализации образования при реализации содержания образовательной области «Физическое развитие» .

Мастер-класс «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Мастер - класс «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема.

Презентация из опыта работы воспитателя «Проектная деятельность как средство развития детской инициативы» Данный материал будет очень полезен и интересен не только для ознакомления воспитателям детских дошкольных учреждений, но и для активного.

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной и креативной компетенции на уроках английского языка Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица: «Скажи мне — и я забуду Покажи мне — и я запомню Вовлеки меня.

Проектная деятельность как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Евсеева Надежда Викторовна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 91» Проектная деятельность как средство формирования познавательно — речевого.

Проектная деятельность как средство формирования познавательного, речевого развития дошкольников Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Проектная деятельность как средство развития детской инициативы 1 слайд Я Тимофеева Оксана Алексеевна, воспитатель МБДОУ Детский сад «Полянка» с. Бичура. Хочу представить Вашему вниманию презентацию из.

Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста Проблема формирования инициативы и самостоятельности детей остаётся одной из самых важных проблем педагогики на сегодняшний день. Исследования.

Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира История – есть область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом. История выступает в роли источника.

Проектная деятельность в системе образования Проектная деятельность является инновационной технологией, которая имеет широкую область применения в организации системы образования. Владение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность, как средство индивидуализации дошкольного образования
Опубликовано: 19 мая 2019 в 09:37
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД