Людмила Кудряшова
Проектная деятельность как средство повышения педагогического мастерства
▼ Скачать + Заказать документы
Социально – экономические условия развития общества заставляют пересмотреть требования к современному образовательному процессу.
Одна из важных задач – развитие личности педагога, создание условий для полноценной реализации природного потенциала, формирования качественного, зрелого, способного к самопроектированию собственной жизнедеятельности, профессионально компетентного субъекта.
Публикация «Проектная деятельность как средство повышения педагогического мастерства» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
Среди факторов, определяющих успешность решения данной задачи, принадлежит включению педагогов в проектную деятельность. Работа по проектам является одним из способов гибко и быстро реагировать на быстро меняющиеся условия жизни. А это необходимо для собственного выживания, а также для более эффективного решения проблем организации педагогической деятельности с детьми.
В решении этих значительная роль также отводится педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений.
Проектированием является создание, конструирование замысла и предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности в конкретных условиях.
Включение педагогов в проектную деятельность требует от них специальной подготовки – понимания сущности процесса проектирования, его логики, владения специальными педагогическими умениями, восприятия проектирования как творчества, которое знакомо в современных условиях.
Трудность в овладении проектированием состоит в том, что в реальной профессиональной деятельности воспитателя проектировочный компонент часто визуально не прослеживается, поэтому часто ускользает от внимания педагога.
В структуре педагогической деятельности проектирование рассматривается в двух аспектах:
1. Проектирование как вид педагогической деятельности. В этом случае проектирование представляет собой функциональный компонент педагогической деятельности, отражающей предвидение педагогом будущего процесса обучения и воспитания.
2. Проектирование как этап любой отдельной деятельности. В этом случае проектирование выступает как часть другого вида педагогической деятельности, например коммуникативной.
В процессе освоения технологии мы рассматриваем проектирование как вид педагогической деятельности.
Понимание сущности любого процесса невозможно без понимания ключевого понятия. В данной области деятельности таким понятием является понятие «педагогический проект».
В широком понимании проектом называют все, что задумывается, планируется. Проектирование как область профессиональной деятельности возникло в технике, строительстве. В техническом знании содержание термина «проектирование» включало «разработку комплексной технической документации (проекта, содержащей технико – экономическое обоснование, расчеты, чертежи, макеты и другие материалы, необходимые для строительства предприятий, зданий. Таким образом, проектирование – это разработка сценариев предстоящих действий.
Развитие педагогического знания, рост числа методов, средств, форм воспитания и обучения делает педагогическую деятельность избыточно сложной. В связи с этим педагогика прибегла к рекомендациям технократической ориентации, так как это позволяет оптимизировать деятельность педагога.
В отличие от моделирования, прогнозирования и планирования деятельность проектирования имеет целью создание нового объекта или процесса.
Педагогическое проектирование – это продуктивная деятельность – это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей, которые в свою очередь зависят о приоритетных педагогических ценностей.
Необходимость в использовании проектов возникает при следующих условиях:
В проблемных ситуациях, там, где перед людьми стоит значимая проблема и существует несколько возможных путей ее решения, необходимо построение новой или существенная перестройка старой деятельности для ее разрешения; важна кооперация людей между собой для решения проблемы; важно личное отношение людей к предполагаемым результатам (например, разработка конспекта занятия с дошкольниками по определенной теме; организация индивидуально – ориентированного образовательного процесса, освоение и внедрение в работу с дошкольниками новых образовательных технологий, направленных на развитие мышления ребенка, его положительного самоощущения и т. д.);
При изменениях такого масштаба, на которые не решаются при осуществлении текущей деятельности (например, смена приоритетного направления работы детского сада);
Когда сложно оценить все последствия от внедрения новшества, т. е. проектировщик имеет дело с ситуацией высокой неопределенности.
Главными объектами педагогического проектирования являются педагогические системы (система взаимодействия педагога с родителями воспитанников и др., педагогические процессы (процесс обучения третьего года жизни на занятии по ФЭМП на тему «Свойства предметов» др., педагогические ситуации (ситуации нравственного выбора для дошкольников и др.).
Следует отметить, что педагогическое проектирование не просто субъективное определение замысла деятельности педагогом, основанное только на личном опыте и интуиции. Проектирование всегда сопряжено с изучением психологических особенностей развития личности, исследованиями в педагогической области и т. д. Кроме того, успешность проектирования зависит от понимания его логики и сущности каждого этапа его разработки.
В настоящее время неотъемлемой составляющей деятельности современного дошкольного учреждения является внедрение инноваций. Практически в каждом ДОУ происходят инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий, получением нового статуса, поиском эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и его запросы его семьи.
при формировании у педагогов проективных умений и навыков необходима большая ориентация не на информационное, а на деятельное образование.
По нашему мнению, самостоятельная разработка проекта дает возможность :
освоить проектирование как одну из принятых в науке форм работы с будущим;
осознать научно – теоретическую информацию, сформировать способность к самостоятельному ее отбору и обработке, соотнести в рамках проекта личный профессиональный опыт с опытом коллег;
проявить моральное, дидактическое, технологическое и организаторское творчество;
овладеть искусством составления проектов как документов для их возможного использования;
научиться анализировать и критиковать при принятии решений;
в ходе реализации проекта наметить варианты собственного развития с учетом требований времени, личностных возможностей и конкретных условий педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.