ОЛЬГА СМОЛИНА
Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения учащихся
Преобразования в обществе и изменения в Российском образовании за последние годы требуют и от педагога нового подхода к процессу обучения. Вместо усвоения учащимися готовых знаний, умений и навыков требуется научить их самих приобретать эти знания и применять в реальной ситуации.
В связи с этим важна совокупность мотивов, которые определяют высокий уровень творческого развития учебной мотивации школьников: познавательные, социальные и мотивы, направленные на достижение успеха.
Публикация «Проектная деятельность как условие повышения мотивации обучения учащихся» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Чтобы сформировать мотивацию обучающихся надо поставить их в такие условия, чтобы желательные мотивы складывались и развивались бы с учётом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений его самого.
Проектная деятельность позволяет обучающимся приобретать знания, которые не достигались бы ими при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают они, с чем–то знакомым и понятным из их реальной жизни. Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется учителями, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
В ходе проектной деятельности могут возникнуть следующие проблемы:
1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.
2. Очень часто учащиеся начинают проектную деятельность с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования, могут бросить работу над проектом.
3. Не всегда у учащихся хватает умений и навыков работы на компьютере.
4. Возрастает нагрузка на учителя.
Как же их разрешить?
1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию консультанта, тьютора.
5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.
6. Необходимо на каждом этапе работы над проектом хвалить ребёнка, мотивировать его на достижение цели.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой.
Самым важным этапом проектной деятельности является определение темы, вида и "продукта" проекта, т. е. результата деятельности. Существует несколько видов проектов, но я выделяю 5 наиболее распространенных видов проектов.
1. Творческий проект
«Продукт» проекта
Сценарий праздника, дизайн - изделие, видеофильм, видеоклип, игра, игрушка, произведения изобразительного и декоративного прикладного искусства и т. п.
2. Информационный проект
«Продукт» проекта[/b]
Экскурсия, прогноз, карта, атлас, видеофильм, видеоклип, Web– сайт, газета, журнал, мультимедиа - продукт, пособие, справочник и т. п.
3. Прикладной проект
«Продукт» проекта[/b]
Газета, журнал, мультимедиа - продукт, выставка, коллекция, пособие, справочник, Web– сайт, оформление чего либо, дизайн и т. п.
4. Исследовательский проект
"Продукт" проекта
Мультимедиа - продукт, Web– сайт, модель, пособие, справочник, соц. опрос, рекомендации, сравнительный анализ и т. п.
5. Социальный проект
"Продукт" проекта
Сценарий, праздник, оформление кабинета, экскурсии, путеводитель, видеофильм, видеоклип, Web– сайт, мультимедиа – продукт и т. п.
Проекты могут быть индивидуальные и групповые.
Этапы работы над проектом:
1. Погружение в проект
Задачи:
Определение темы, целей и задач, типа проекта.
2. Организация деятельности
Задачи:
Анализ проблемы, определение источников необходимой информации, выбор методов исследования.
3. Осущенствление деятельности
Задача:
Выполнение проекта
4. Защита проекта
Задачи:
Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, защита проекта, анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.