Проектная деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения

Елена Степанова
Проектная деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения

Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно недавно и успешно развивается. Это интересный, ёмкий метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. При этом метод проектов даёт возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребёнку, но и взрослому.

Проектный метод - это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности. Проектная деятельность даёт возможность воспитывать " деятеля", а не "исполнителя", развивать волевые качества личности, навыки партнёрского взаимодействия. Проектный метод служит способом организации педагогического процесса, взаимодействия ребёнка с окружающей средой как в детском саду, так и в домашних условиях. Поэтому в процессе воспитания, обучения и коррекции должны принимать участие все педагоги ДОУ (старший воспитатель, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и родители воспитанников.

В ходе реализации проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это чёткость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной педагогики - специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени, но ёмкой, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второе преимущество - это обеспечение целостного восприятия ребёнком окружающего мира, взаимопроникновение содержания различных образовательных областей.

Проектный метод даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Это метод, который позволяет объединить различные образовательные области, что повышает качество образовательного процесса, способствует повышению компетентности педагогов, служит развитию креативного мышления.

Целью коррекционной работы учителя – логопеда является полноценная подготовка детей к школе и их социализация. При организации проектной деятельности необходимо учитывать тот факт, что в дошкольном возрасте замысел ребенка опережает его технические возможности. В связи с этим взрослые должны помочь дошкольнику при реализации замысла. Совместная деятельность позволяет детям и взрослым лучше понять друг друга, установить доверительные отношения.

Следует отметить, что работа по внедрению проектной деятельности в группах для детей с нарушениями речи имеет свою специфику. Особое внимание должно уделяться коррекционным процессам. Важно правильно планировать воспитательно - образовательную работу с детьми. При составлении расписания образовательной деятельности следует ориентироваться на значимость ее вида, тематику, направления работы ДОУ и возрастные особенности детей.

Цель: развитие речи, познавательных навыков детей, инициативы, самостоятельности средствами проектной деятельности

Задачи:

Создать условия для более эффективного усвоения ребёнком необходимых знаний и навыков

Сделать педагогический процесс более интересным и разнообразным

Добиться положительной динамики в работе

Максимально привлечь к работе педагогов ДОУ и родителей

Модель воспитательно-образовательного процесса строится на основе изучения лексических тем. Содержание материала усложняется в каждом новом учебном году, то есть расширится словарный запас по каждой лексической теме. Ребенок получает более углубленные знания.

Изучение лексических тем воспитанниками логопедической группы входит организованной образовательной деятельностью и закрепление полученных знаний и умений в рамках реализации того или иного проекта способствует расширению у них словарного запаса, развитию связной речи, формированию грамматического строя речи.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что внедрение проектной деятельности в работу с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, позволяет им социально-адаптироваться в среде сверстников, преодолеть неуверенность в себе, стать активными и самостоятельными. Используя свои индивидуальные речевые возможности, дети учатся выражать свои мысли и чувства. Повышается интерес к общению в детском коллективе. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные, нравственные качества.

Этот метод актуален и эффективен, т. к.:

Отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Это, в свою очередь, требует поиска новых, эффективных средств коррекции.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.

Метод проектов дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе.

Слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны, и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, с другой стороны, подталкивают к использованию данного метода.

«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С. А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими.

Все проекты очень разноплановые, но каждый проект направлен, конечно же, на развитие речи, поиск новых способов взаимодействия педагогов и родителей.

Публикации по теме:

Дидактический комплекс «Путешествие в Грамматику» как инновация в работе с детьми, имеющими нарушения речиДидактический комплекс «Путешествие в Грамматику» как инновация в работе с детьми, имеющими нарушения речи Богданова Наталья Алексеевна, учитель- логопед МБДОУ «Детский сад «Улыбка» Мальцева Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад.

Речевые нарушения Причины речевых нарушений Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы: 1. Органические приводят к повреждению.

Использование лепбука в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная книжка или папка с кармашками, дверками,.

Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов с детьми, имеющими нарушения аутического спектра» Аутичесие растройства относятся к искажённому психическому развитию. Ранний детский аутизм (РДА) - это неравномерное развитие психики с.

Консультация для педагогов «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Консультация для педагогов: «Работа с детьми, имеющими нарушения поведения» Сегодня мы поговорим о том, как работать с детьми, имеющими.

Консультация для педагогов «Театр как форма работы с детьми, имеющими нарушения речи» Уважаемые коллеги! Театральное искусство требует навыков перевоплощения, дети с удовольствием выступают на сцене, участвуют в спектаклях,.

Коррекционные игры и упражнения с детьми, имеющими нарушения в интеллекте для преодоления агрессивного поведения Цель: Знакомство с коррекционными играми и упражнениями для детей, имеющих нарушения в интеллектуальном развитии с признаками агрессивного.

Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук с детьми, имеющими нарушения речи. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего дошкольного возраста четко выступает.

Речевые нарушения и причины их возникновения Причины возникновения речевых нарушенийКогда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным.

Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речиИспользование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи Автор: Комарова Лидия Николаевна Статья: «Использование наглядного образа для развития речи в работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Проектная деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 15:43
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Сенсорная книга для детей дошкольного возраста
Сенсорная книга – это один из эффективных аспектов в реабилитационном процессе детей с ОНР, её назначение...
Конспект хозяйственно-бытового труда. Организация коллективной трудовой деятельности...
Конспект хозяйственно-бытового труда. Организация коллективной трудовой деятельности в средней группе "Ремонт книг". Тема: Организация коллективного...
Дидактическая игра по математике «Какой знак?» на липучках для детей 5–7 лет
Воспитатель МКДОУ АГО "Ачитский детский сад "Улыбка" - филиал "Быковский детский сад "Колосок" Дорофеева Т. А. пополнила развивающую предметно -...