Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук с детьми, имеющими нарушения речи.

Ольга Кудреватова
Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук с детьми, имеющими нарушения речи.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего дошкольного возраста четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи. Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Все упражнения мы дублируем: выполняем и правой, и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Помимо традиционных форм развития мелкой моторики мы применяем нетрадиционные формы. Я хочу рассказать о некоторых нетрадиционных формах работы по развитию мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, которые мы используем в работе.

1. Игры с массажными мячами.

Имея мягкие иголочки массажный мяч благотворно воздействует на нервные окончания, находящиеся на пальчиках ребенка. Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения мячика между ладонями, перекатывание мячика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение мячика кончиками пальцев, сжимание мячика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание мячика с последующим сжатием между ладонями и т. д. Вначале дети выполняют упражнения молча, затем с проговариванием текста.

Мячик сильно посжимаю (Сжимать мячик правой рукой,

И ладошку поменяю. затем левой)

***

«Здравствуй, мой любимый мячик!»

Скажет утром каждый пальчик.

(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем)

***

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

(Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними пальцами и т. д.)

***

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)

***

Этот шарик непростой,

Весь колючий, вот такой!

Меж ладошками кладем,

Им ладошки разотрем.

Вверх, вниз его катаем,

Свои ручки развиваем.

Движения соответствуют тексту.

***

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

Ваш малыш уже подрос!

2. Применение Су-Джок массажеров.

Су-джок массажеры - это массажные шарики в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Приемы работы с Су – Джок массажером:

Вначале дети выполняют упражнения молча, затем проговаривают текст.

1. Массаж специальным шариком.

При работе с шариком можно использовать задания, которые использовались при работе с массажным мячиком.

Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т. д.

***

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж эластичным кольцом.

Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до появления ощущения тепла.

***

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он самый высокий,

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Игры с прищепками.

Следует помнить, что прищепки не должны быть слишком тугими.

Варианты использования прищепок:

- Нанизывание прищепок на шнурок и получаем бусы. Можно усложнить задание чередованием определенных цветов.

-Поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой.

Исходное положение: согнутая в локте рука на столе, прищепка удерживается указательным и большим пальцами. Дети ритмично открывают и закрывают прищепку, проговаривая слова, например:

***

В зоопарке воробей пообедал у зверей,

а зубастый крокодил чуть его не проглотил

(на последней строчке «кусать» за палец левой руки (от большого пальца к мизинцу или наоборот)

***

Кусается сильно котёнок – глупыш,

он думает: это не палец, а мышь. (смена руки)

Но я же играю с тобою, малыш,

а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

- Детям предлагается построить заборчик определенного цвета или чередуя цвета. Дети прикрепляют прищепки к верхней или нижней полоске картона.

- Прикреплять прищепки по различной тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика, листочки к дереву и т. д.)

4. Рисование манкой на подносе.

Рисование манкой на подносе приносит детям массу положительных эмоций! Для этого высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить!

Помимо обычного хаотичного рисования ребенку можно вместе со взрослым или самостоятельно рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, грибок, домик и заборчик и т. д. На манке можно рисовать буквы, слоги и слова.

5. Игры с грецкими орехами.

Варианты заданий с грецкими орехами:

-Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

-Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

-Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.

-Удерживать орех между любыми двумя пальцами одной руки, обеих рук.

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

***

- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,

А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

***

- Научился я орех между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

***

- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

6. Массаж ладоней сосновыми и еловыми шишками.

Выполняются круговые движения шишкой между ладонями рук сопровождаемые речью.

Вы, сосновые шишки,

Дайте всем ребятишкам

Силу и здоровье,

Ловкость, красоту,

Радость и веселье,

Ум и доброту!

***

Шишку в руки я возьму.

И вот так её потру,

И вот так её помну.

Ручкам радость я дарю!

7. Игра «Открути и закрути»

Ребенок самостоятельно откручивает и закручивает пробки от пластмассовых бутылок.

Для этого мы обрезали горлышки пластиковых бутылок, опалили срезы (чтобы не травмировать детей, вкрутили горлышки с внутренней стороны коробки, на крышки приклеили круги разных цветов. Можно сделать такую коробку с каким-либо сюжетом.

8. Нанизывание крупных макарон на веревку. Выкладывание букв из макарон.

9. Застегивание и расстегивание молний разных цветов.

10. Игры с решетками для раковин.

-Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждое слово стихотворения, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками.

«Кто живёт в моей квартире».

Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.

«Зоопарк»:

В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.

-Продевать ленту сквозь отверстия.

11. Массаж зубными щетками подушечек пальцев рук.

Я возьму зубную щетку, Растирают щеткой подушечки

Чтоб погладить пальчики, пальцев правой, затем левой руки,

Станьте ловкими скорей, начиная с большого пальца и за-

Пальчики-удальчики! канчивая мизинцем.

12. Игры с шестигранными карандашами.

Варианты заданий:

-Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

-Удерживание карандаша каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10.

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.

Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

В заключении хочется сказать, что если мы будем использовать различные формы работы по развитию мелкой моторики рук не пропадет у детей интерес к занятиям. Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Но работая в этом направлении можно добиться неплохих результатов в развитии мелкой моторики рук.

Список литературы

1. О. А. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2013. — 96 с.

2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004. – с. 78-82.

3. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.

4. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми. Логопед – 2010. № 1.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - Литера, 2008.

6. Новикова О. А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.

7. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.

8. Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.

Публикации по теме:

Организация целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук в технике «пластилинография» с учетом ФГОС до Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как в этом возрасте дети обладают.

«Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»«Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально. Поэтому развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

Инновационные методы работы с детьми, имеющими речевые нарушения «Слово – есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». К. С. Аксаков. Актуальность. В.

Конспект развлечения с детьми и родителями по развитию мелкой моторики рук в старшей группе Тема: “С пальчиками играем - речь развиваем”. Программное содержание: - Организовать совместную игровую деятельность детей и родителей.

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования». Актуальность. На всех этапах.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи Тема. Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи. На развитие мозга особое влияние имеет движение.

Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях общеобразовательного класса (консультация для педагогов) Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны,.

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражненийРазвитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Развитие мелкой моторики играет.

Систематизация работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста в ДОУ Цель:Совершенствование системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей. Задачи: -Способствовать работе речевых и мыслительных центров.

Содержание педагогической работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Детство - период наиболее быстрого и интенсивного развития человека. Это развитие осуществляется как качественные преобразования в психике.

Библиотека изображений:
  • Дидактические игры для детей
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук с детьми, имеющими нарушения речи.
Опубликовано: 12 сентября 2017 в 17:00
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 ноября. День буквы «ё»

День буквы «ё» отмечается ежегодно 29 ноября. В этот день, в 1783 году, буква «ё» была официально введена в обращение. Сделано это было по инициативе деятеля Петербургской академии наук – княгини...

29 ноября. День солдатиков на МААМ

Игрушкам, в которые мальчики играли во все времена, посвящена тема сегодняшнего дня. Пусть наши дети устраивают для игрушечных солдатиков военной парады, проводят учения и маневры, но никогда не узнают,...


Горячие темочки