Морозова Регина
Проектная деятельность старших дошкольников «Азбука дорожной безопасности»
Актуальность проекта
Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы. Именно поэтому приоритетной задачей общества остается профилактика дорожно-транспортного травматизма. И эта задача требует особого внимания и непременного решения при всеобщем участии и детей, и взрослых, и самыми эффективными методами. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому с самого раннего возраста обязательно нужно знакомить ребенка с поведением на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень слабым привитием культуры безопасности и дисциплины участников дорожного движения. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Цель проекта: Формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи проекта:
- активизировать знания детей о правилах дорожного движения, о строение улицы, дорожных знаках; - сформировать представления о назначении светофора и его сигналах; - научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать безопасно для жизни. - сформировать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге; - сформировать навыки личной безопасности на улице и чувство самосохранения.
Ожидаемые результаты:
- сформированы условия для организации деятельности ДОО по охране и безопасности жизни ребенка; - налажено сотрудничество ДОО с сотрудниками ГИБДД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; - активизированы родители по привитию детям правильного поведения на дорогах. - сформированы у детей необходимые навыки и умения безопасного поведения на улице и вблизи проезжей части.
Этапы реализации проекта:
1 этап подготовительный
- подбор детской литературы, наглядного материала (иллюстрации, картинки, плакаты, дорожные знаки) - чтение художественной литературы: Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. Кожевников В. «Светофор», Мигунова И. «Друг светофор», «Три чудесных цвета», Обойщиков К. «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток». - оформление буклета «Правила дорожного движения» - создание макета проезжей части; - консультации для родителей «Ваши дети на улице», «Безопасность детей в автомобиле»
2 этап – Основной
- беседа с детьми: «Знаки дорожные помни всегда»; «О работе ГИБДД»; «Осторожно, дорога!»; «Правила для пассажиров»; «Транспорт на улицах города». - чтение художественной литературы (о транспорте, о светофоре). - рассказ воспитателя по теме: «Внимание, дорожные знаки!», «Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»; - рисование: «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»; - лепка: «Веселый светофор», «Постовой»; - аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток». - Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики - Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы по ПДД для детей» и т. д. - Дидактические игры: «Будь внимательным», «Доскажи словечко», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Правильно разложи», «Светофор», «Угадай-ка», «Узнай по описанию». - Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили», «Светофор» и другие. - Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу». - Показ презентации «Правила дорожного движения» - Отгадывание загадок.
3 этап – Заключительный
- Создание коллажа: «Дорожные знаки детям» - Создание фотоальбома: «Дорожные знаки на дорогах нашего города». - Изготовление буклетов для родителей всех воспитанников: «Правила дорожного движения для детей», «Это нужно знать», «Детское кресло в автомобиле» - Проведение с детьми старшей и подготовительной группы викторины «Пешеход на улице». - Выставка детского творчества «Знаки помощники пешехода» - Проведение акции «Дети – водителям» - распространение рисунков-листовок о правилах дорожного движения среди родителей детского сада, знакомых. - Изготовление макета проезжей части дороги в подарок воспитанникам средней группы.