Елена Ефименко
Проектная деятельность «Наш дом — Южный Урал»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность тема «Наш дом Южный Урал»
Воспитатель: Ефименко Е. Я.
Найдёшь ли прекрасней уральского края?
Здесь горные реки в ущельях играют.
Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озёрах.
Здесь золотом, хлебом богата земля.
Кругом самоцветы, железо, руда.
Живут здесь умельцы-мастеровые,
Из камня цветы вырезают живые.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Проектная деятельность „Наш дом — Южный Урал“» размещена в разделах
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”. Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.
Актуальность темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, и поэтому возникает целый ряд противоречий:
- возросшее внимание общества к традиционной культуре русского народа не всегда воспринимается современными городскими семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста;
- возрастает количество публикаций по истории культуры русского народа, но наблюдаются недостаточные, бессистемные и поверхностные знания и представления у старших дошкольников, отсутствие системных знаний у детей вызывает необходимость по их усилению, систематизации, правильной интерпретации фактов, событий, явлений.
Чтобы воспитывать в детях гордость за свою малую Родину, за свой народ, за край, в котором он живет, поддержать интерес к его истории и культуре. Для этого и создан этот проект, способствующий развитию познавательных, творческих способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывающий в детях любовь к своему краю, уважение к предкам, людям труда, мастерам земли уральской.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
Как воспитывать у детей уважение к культурному и историческому прошлому Урала, к традициям?
Как помочь детям во владении практическими навыками художественно-продуктивной и игровой деятельности средствами национальной культуры?
Как донести до детей знания о прошлом и настоящем нашего края, почему Южный Урал называют «краем голубых озер»?
Какой Южный Урал сегодня?
ЦЕЛЬ: Создание педагогических условий для формирования у дошкольников чувства любви к своему родному краю, своей малой родине. Приобщение к родной природе, культуре, традициям.
ЗАДАЧИ:
• создание предметно-развивающей среды в группе;
• формирование чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; бережного отношения к природе;
• прививать интерес и любовь к богатой природе Урала, ее культуре и традициям;
• продолжать знакомить детей с Великим сказочником П. П. Бажовым;
• воспитывать уважение к людям труда;
• познакомить с историей возникновения города Куса;
• закреплять знания детей о достопримечательностях родного города;
• объединение усилий семьи по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств;
• воспитание патриотизма, уважение к культурному наследию своего края средствами эстетического воспитания: музыка, изо деятельности, художественное слово;
• упорядочить и закрепить информацию о символике городов Южного Урала.
ВИД ПРОЕКТА :
Познавательный, творческий, открытый, групповой.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :
Долгосрочный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
Дети от 4 до 6 лет, родители воспитанников, педагог группы.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
1. Подготовительный этап.
• Оформление фотоальбома «Мое село»;
• Оформление фотоальбома “Наш дом - Южный Урал»;
• Выставка рисунков “Мой родное село», «Моя семья», «Дом, где я живу»;
2. Этап организации работы над проектом.
• Планирование совместной деятельности;
• Сбор и систематизация информации;
• Распределение материала по видам деятельности.
• Посещение Районного Краеведческого музея
Формы и методы работы с детьми
Организуя данную деятельность, необходимо опираться на методы, соответствующие задачам нравственно-патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
В первую очередь, - это методы, обеспечивающие формирование нравственно-патриотического сознания детей, нравственных суждений, оценок и пр. К данной категории методов необходимо отнести:
Игровая деятельность : Дидактические игры «Что лишнее», «Что где растёт», «Поможем животным найти свой дом», «Природа Южного Урала», «Памятные места», «Мне здесь интересно», «Все профессии важны», «Русский сувенир», «Жизнь в лесу».
2. Народные игры Южного Урала : Русская народная игра «Пчелы», русская народная подвижная игра «Бег по стволу», русская народная хороводная игра «Веночек», русская народная подвижная игра «Дед Мороз», русская народная хороводная игра «Чурилки» (от слова «чур», русская народная подвижная игра «Золотые ворота», русская народная подвижная игра «Штурм снежной крепости», русская народная подвижная игра «Капуста», русская народная подвижная игра «Дедушка Мазай», русская народная подвижная игра «В мельницу», татарская народная подвижная игра «Темербай», татарская народная подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух», татарская народная подвижная игра «Ласточка», татарская народная подвижная игра «Спутанные кони», татарская народная хороводная игра «Татарский плетень», башкирская народная подвижная игра «Ласточки и ястребы», Башкирская народная хороводная игра «Белая кость».
Познавательное развитие:
Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: «Южный Урал – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Южный Урал», «Растительный мир» - Южного Урала, «Животный мир» – Южного Урала,
Речевое развитие:
- составление творческих рассказов "Мой любимый уголок родного края",
- беседы с детьми "Растительный мир нашего края", "Животный мир родного края", "Урал каменный". "Прошлое и настоящее нашего края".
Ознакомление с художественной литературой:
Знакомство с творчеством детских писателей, чтение стихов о Южном Урале.
Формы работы с родителями:
Учитывая роль семьи в воспитании детей, была спроектирована и система работы с родителями.
Запланированы следующие формы взаимодействия с родителями:
- Беседы с родителями о важности данной проблемы;
- Словотворчество с родителями "Сочини рассказ о родном крае";
- Подготовка с детьми познавательной информации: «Животные Южного Урала», «Деревья Южного Урала», «Урал каменный»;
- Консультация для родителей «Наш дом Южный Урал»;
- Родительское собрание по данной теме.
3. Этап реализации проекта.
Перспективный план по ознакомлению с родным краем.
Сентябрь «Я живу на Южном Урале»
1. Знакомство с гербом, флагом, Челябинской области.
2. Знакомство с гимном Челябинской области.
3. Показать расположение Челябинской области на карте и глобусе.
4 Рассматривание иллюстраций Южного Урала.
5. Занятие «Путешествие по Южному Уралу».
Октябрь «История жизни человека на Южном Урале»
1. Уральские легенды и предания : «Как возникли Луна и Уральские горы».
2. Чтение Л. Татьяничева «Урал-река и два материка».
Ноябрь «Человек и природа Южного Урала»
1. Беседа о жизни животных и птиц в лесу.
2. Рассказ «Заповедные места Южного Урала».
3. Занятие «Красная книга - сигнал опасности».
4. Рассматривание иллюстраций природы родного края.
5. Беседа «Я природу берегу, я природе помогу».
6. Занятие «Природный и животный мир Южного Урала»
Декабрь «Народы Южного Урала»
1. Беседа «Народы Южного Урала».
2. Иллюстрации народов Южного Урала.
Январь «Уральский сказатель-П. П. Бажов» (вечер, посвященный писателю)
1. Знакомство с творчеством уральского писателя.
2. «Серебреное копытце» чтение сказки.
3. Выставка сказок П. П. Бажова.
4. Выставка иллюстраций по сказам П. П. Бажова.
5. «Малахитовая шкатулка» чтение сказки.
Февраль «Творчество Южно уральских мастеров»
1. Беседа о мастерах Южного Урала.
2. Рассматривание «уральской росписи».
3. Мастерская: «Хозяйка медной горы» (использование бросового материала)
Март «Уральский фольклор»
1. Знакомство с русскими народными инструментами.
2. Знакомство с народным уральским фольклором : загадки, потешки, заклички, считалки, пословицы, уральские песни и хороводы.
3. Разучивание с детьми хороводов, народных песен.
Апрель «Встреча весны на Южном Урале»
1. Наблюдение за изменениями в природе с приходом весны, за вербой, за веткой берёзы, тополя и яблони в воде, за деревьями вокруг детского сада, за почками на деревьях.
2.«Веточка вербы» (аппликация нетрадиционной техникой).
Май
1. Итоговая познавательная беседа «Наш край Южный Урал»
2. Сделать выставку «Наш дом - Южный Урал».
3. Экскурсия по территории детского сада.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.