Проектная деятельность в детском саду «Экологическая тропа» (средняя группа)

Юлия Фокина
Проектная деятельность в детском саду «Экологическая тропа» (средняя группа)

Проект «Экологическая тропа в детском саду» (средняя группа)

Актуальность.

Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень важно, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика, эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, знакомство на местном материале с разнообразием природы, практическая работа по формированию бережного отношения к природе.

Одним из актуальных и эффективных методов экологического образования и воспитания является метод проектов. Учитывая вышесказанное, было принято решение разработать проект по созданию на прогулочном участке группы экологической тропы. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу, где натуральные объекты выступают источниками познавательной информации. Для большей привлекательности экологической тропы ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, высадив лекарственные, редкие, исчезающие виды растений, характерные для данной местности.

Содержание и форма организации экологической работы с детьми заключается в проведении цикла занятий, экскурсий по экологической тропе, организации наблюдения и экспериментальной деятельности, уборке территории и уходе за посаженными растениями.

Экологическая тропа может использоваться во все времена года.

Цель проекта:

Воспитание экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе.

Задачи проекта:

-формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира;

- активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение в зоне экологической тропы;

- систематизировать и расширить знания детей об окружающей среде - растениях, насекомых, природных явлениях;

- рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; воспитывать бережное и ответственное отношение к природе.

- привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Сроки реализации проекта: 3 месяца (март – апрель – май) кто делает посадки для экотропы с марта.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности и творческого проектирования. Выявление уровня и эффективности планирования воспитательно-образовательной работы, анализ организации предметно-развивающей среды, анализ эффективности работы с родителями по обогащению и закреплению знаний детей о ….

Подбор материала, методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников, воспитателями, создание эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства для родителей.

Основной этап:

Осуществление поставленных задач, наработка методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами детского сада по организации естественно - научных наблюдений и экспериментов с детьми.

Контрольный этап:

Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.

Ожидаемые результаты.

Дети:

- Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

-Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

-Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.

Родители.

- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового и экскурсионного характера.

Педагоги:

- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада:

– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Формы и методы работы на экологической тропинке:

• познавательные беседы;

• экологические экскурсии;

• уроки доброты;

• дидактические игры;

• экологические конкурсы, праздники;

• экологические акции (Скворушка, Покорми птиц зимой);

• чтение произведений о растениях, птицах и животных;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• трудовой десант;

• «Лесная аптека» (рассматривание иллюстраций и беседы с детьми, поиск лекарственных растений на участке)

• совместная деятельность детей и родителей: экологические выставки и экспозиции; создание поделок и рисунков; оформление альбомов, газет;

• инсценировки, театрализации и т. д.

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложении. По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде указателей, выполняя задания педагога.

В состав экологической тропинки входят видовые точки (объекты экотропы, такие как:

Объекты экологической тропы

1. «Фитобар»

Цель:. Знакомить детей с приготовлением чая на основе лекарственных трав, их пользе для укрепления организма.

2. «Цветочная мозайка (цветник).

Цель: Формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений

3. «Тетушка Липа»

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями липы. Закрепить знания детей о характерных признаках дерева. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.

4. Летняя лаборатория.

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.

(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)

5. «Наш огород».

(Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.)

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать представления о разнообразии растений, их особенностях.

6. «Кустарники».

Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

7. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

8 «Волшебный лес» (ель,клен,сосна)

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями Закрепить знания детей о характерных признаках деревьев. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы.

9. Яблоня

Цель: знакомить детей с сезонными изменениями плодовых деревьев.

10. «Птичья столовая»

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, формировать умения отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе.

11. «Лекарственная поляна»

Цель :знакомство с лекарственными растениями, закрепление знаний и умений по уходу за ними.

12. «Зона творчества»

Цель: развитие творческих способностей детей, умение запечатлеть увиденное в продуктивной деятельности детей, воспитание эстетической культуры.

13. «Зона релаксации»

Цель: предоставление возможности для психологической разгрузки.

14. «Пасека»

Цель: формирование знаний детей о жизни пчел и природных взаимосвязях. Познакомить детей профессией пчеловода. Развивать познавательные способности дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой природы.

15. «Деревенское подворье»

Цель: знакомство дошкольников с деревенским бытом. Обогащать познавательные знания детей. Воспитывать у детей уважение, чувство гордости и любовь к родному краю.

16. «Лесная полянка»

Лесная полянка на территории детского сада способствует развитию у детей бережному отношению к природе, способствует развитию пространственного восприятия.

17. «Муравьишкин домик» Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; а также о насекомых живущих на участке; сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса и других насекомых; воспитывать бережное отношение к муравьям и другим насекомым

18. «Во саду ли, в огороде»

Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях и кустарниках (помидор, лук, морковь, редис, свекла, картофель, кабачок, укроп, петрушка, смородина, земляника и виктория, выращиваемых на нашей территории; обучение навыкам ухода за ними; формирование представления о значении овощей в жизни человека.

19. «Береза» «Клен» «Рябина»

Цель: дать детям знание об особенностях дерева, его значение для человека, и применение его в народной медицине, кулинарии и в промышленности и т. д.

20. Метеостанция

«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, состоянием растений.)

Список использованной литературы.

1. Зубкова Н. М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.

2. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка – М, 2006.

3. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2003.

4. Николаева С. Н. Эколог в детском саду – М., 2003.

Публикации по теме:

Спортивно-экологический квест с участием родителей «Поход в рощу. Экологическая тропа» (разновозрастная группа детей с ЗПР)Спортивно-экологический квест с участием родителей «Поход в рощу. Экологическая тропа» (разновозрастная группа детей с ЗПР) Методическая разработкаПоход в рощу «Экологическая тропа» (спортивно-экологический квест с участием родителей, разновозрастная группа ЗПР)Цель:.

Сценарий праздника к 8 Марта в детском саду (средняя группа)Сценарий праздника к 8 Марта в детском саду (средняя группа) Сценарий к 8 марту. Дети входят в зал и танцуют. $ Танец с платками и шарами. Ведущая: Мы здесь сегодня собрались, чтобы поздравить всех.

Фотоотчет дидактических пособий в детском саду (средняя группа)Фотоотчет дидактических пособий в детском саду (средняя группа) Фотоотчет моих пособий в детском саду (средняя группа) Дидактическое пособие – фартуки «Времена года» Уважаемые коллеги, предлагаю Вам дидактическое.

Фотоотчет «Прогулка после дождя в детском саду» (средняя группа)Фотоотчет «Прогулка после дождя в детском саду» (средняя группа) На календаре весна! Утром прошёл дождь. Умыл деревья и кусты, напоил водой наши цветы. Кругом такая красота!После дождя ушли все тучи. На.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
  • Лето
Автор публикации:
Проектная деятельность в детском саду «Экологическая тропа» (средняя группа)
Опубликовано: 18 сентября 2021 в 20:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. День пауков на МААМ

Эти существа не вызывают умиления. Они ассоциируются с пыльными и серыми углами, в которых висит паутина. А также с желанием съесть весёлую и добрую Муху-Цокотуху. Но бояться пауков не нужно – это тоже...

29 октября. Всемирный день кроссвордиста

Любители популярной интеллектуальной головоломки сегодня отмечают свой праздник. Разгадывание кроссвордов  является настолько универсальной и полезной разминкой для ума, что подходит для интеллектуалов...


Горячие темочки