Отделянова Татьяна
Проектная деятельность в старшей группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Краткая аннотация проекта
Проект направлен на установление взаимодействия детей, родителей и педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя. В ходе реализации проекта у детей посредством творческой и познавательной деятельности (бесед, викторин, чтения художественной литературы, заучивания стихотворений, просмотра мультфильмов и т. д.) сформировался интерес и любовь к книге.
2. Обоснование необходимости проекта
Публикация «Проектная деятельность в старшей группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Дошкольное детство – очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, помогающий ему познать окружающий мир и себя в нем, сформировать нравственные чувства и оценки, развить восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Детская сказка – это первая и немаловажная ступень ребенка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребенку. Слушая сказку, ребенок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать дошкольнику первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказки детям дают простор для воображения. Ребенок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребенок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознагражден, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребенка. В детской сказке он найдет все самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
Еще не научившись читать, каждый ребенок узнает, что такое сказка, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной литературы. Наш проект посвящен сказкам. В нем мы приглашаем детей отправиться в прекрасный мир сказки, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звезд.
В тоже время, согласно психолого-педагогическим исследованиям, у современных дошкольников отмечается значительное снижение интереса к детской книге. Во многом это связано с компьютеризацией современного общества, излишним интересом детей к гаджетам и телевизору.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с художественной литературой, и с другой – низкая заинтересованность детей книгами, привели к выбору темы проекта «В гостях у сказки»
Данный проект является среднесрочным и рассчитан на два месяца. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Наравне с детьми, участниками проекта являются и их родители, которые получили возможность проявить свои творческие возможности и лучше узнать своих детей.
3. Цели и задачи проекта
Цель проекта : способствовать формированию у детей интереса и любви к книге через творческую и познавательную деятельность.
Задачи проекта :
Образовательные:
- формировать представление о роли книги в жизни человека;
- познакомить с различными жанрами книг;
- дать знания о роли библиотек;
- обогатить детско-родительские отношения в совместной деятельности.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, умение устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать диалогическую форму речи;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
4. Основное содержание проекта
1. Подготовительный этап.
- выявление проблемы, постановка цели и задач, определение направлений работы;
- предварительная работа с детьми и родителями;
- обработка полученной информации;
- изучение методической литературы, разработка плана работы;
- подбор оборудования, наглядного, игрового материала, материала для творчества.
Дата Содержание работы Участники проекта Ответственный
1 неделя марта Выявление проблемы, постановка цели и задач, определение направлений работы Воспитатели Воспитатели
1 неделя марта Предварительная работа с детьми и родителями:
- Интервьюирование детей на тему: «Моя любимая книга»;
- Анкетирование родителей на тему: Какие книжки читают дома?» Воспитатели, дети, родители Воспитатели
1 неделя марта Обработка полученной информации Воспитатели Воспитатели
1 неделя марта Изучение методической литературы, разработка плана работы Воспитатели Воспитатели, заместитель по воспитательно-образовательной работе
1 неделя марта Подбор оборудования, наглядного, игрового материала, материала для творчества: иллюстративного материала по теме «Детские писатели»; загадок, пословиц о книге; книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы (Приложение 1) Воспитатели, Воспитатели, заместитель по воспитательно-образовательной работе
Информационное обеспечение проекта : мультимедийная система (ноутбук, проектор, экран, принтер, сканер.
Методическое обеспечение проекта :
- Демонстрационные альбомы «Русские народные сказки», «Детские писатели»
- Иллюстрации по теме;
- Детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки, энциклопедии, детские журналы;
- Аудио и видеофайлы по теме;
- Анкета для родителей «Какие книжки читают дома?»;
- Материалы бесед с детьми «Как появилась книга», «Лучший подарок для друга», «Для чего нужны библиотеки», «Как беречь книги»;
- Портреты детских писателей;
- Консультаций для родителей «Как воспитать у ребенка любовь к книге», «Как часто нужно читать детям»;
- Ориентировочные планы занятий «Любимый сказочный герой», «Закладка», «Мои любимые сказочные герои», «Книжная полка», «Построим библиотеку».
Список источников:
1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2012.
2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада / Под ред. В. И. Логиновой. – М., 2017.
3. Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2013. - №12.
4. Куксова Н. А. Художественное чтение в детском саду. – М., 2012.
2. Основной этап.
- поиск ответов на поставленные вопросы через практическую деятельность детей;
- реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
Дата Содержание работы Участники проекта Ответственный
Март-апрель Проведение бесед с детьми «Как появилась книга», «Лучший подарок для друга», «Для чего нужны библиотеки», «Как беречь книги» Воспитатели, дети Воспитатели
Март Рассматривание портретов детских писателей: А. С. Пушкина, С. Я. Маршака, Н. Некрасова, В. Бианки, С. Есенина, К. Чуковского (Приложение 2) Воспитатели, дети Воспитатели
2 неделя марта Проведение викторины «Угадай сказку» (Приложение 3) Воспитатели, дети Воспитатели
2 неделя марта Организация трудовой деятельности в центре книги «Книжкина больница» Воспитатели, дети Воспитатели
Март Знакомство с различными видами книг: энциклопедии, журналы, басни, авторские сказки Воспитатели, дети Воспитатели
2 неделя марта
Проведение консультаций для родителей «Как воспитать у ребенка любовь к книге»,
«Как часто нужно читать детям» Воспитатели, родители Воспитатели
2 неделя марта Организация бесед с родителями и детьми о своих любимых книгах, о наличии книг в домашней библиотеке Воспитатели, дети, родители Воспитатели
Март-апрель Знакомство с пословицами по теме.
Чтение художественной литературы:
- «Как печатали книгу?»;
- «Эта книжечка моя про моря и про маяк»;
- «Что такое хорошо и что такое плохо»;
- Русские народные сказки, потешки.
- Заучивание стихотворений Воспитатели, дети Воспитатели
4 неделя марта Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы. Азбука малыша» (Приложение 4) Воспитатели, дети Воспитатели
Март-апрель Проведение дидактических игр «Собери сказку», «Доскажи словечко», «Расскажи свою любимую сказку», «Из какой сказки герой?», «Мои любимые сказки».
Сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Книжный магазин» (Приложение 5)
Подвижных игр «Путаница», «Найди и промолчи», «Мы веселые ребята» (Приложение 6) Воспитатели, дети Воспитатели
1 неделя апреля Организация выставки книг «Моя любимая книга», «Мои любимые сказки» Воспитатели, дети Воспитатели
1 неделя апреля Выставка рисунков «Обложка для любимой сказки» (Приложение 7) Воспитатели, дети Воспитатели
3 неделя марта
4 неделя марта
2 неделя апреля
1 и 3 недели апреля Проведение занятий:
Продуктивная деятельность с детьми и родителями:
- Лепка «Любимый сказочный герой» (Приложение 8);
- Аппликация «Закладка» (Приложение 9);
- Рисование «Мой любимый сказочный герой» (Приложение 10);
- Конструирование «Книжная полка», «Построим библиотеку» Воспитатели, дети Воспитатели
3. Заключительный этап.
- обобщение результатов работы;
- представление детьми своих результатов, полученных в ходе проекта.
4 неделя апреля Изготовление книжки-малышки для детей младшей группы (Приложение 11) Воспитатели, дети, родители Воспитатели, родители
5. Заключение
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития детей. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых в работе с детьми, позволили варьировать задания, обогатить содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволило адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогла детям самосовершенствоваться, саморазвиться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
У детей сформировалось представление о роли книги и библиотеки в жизни человека, они познакомились с различными жанрами книг. Проект способствовал обогащению детско-родительских отношений в совместной деятельности.
Использование сказки способствовало развитию наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, умения устанавливать причинно-следственные связи; развитию диалогической формы речи. А также воспитанию любви и бережного отношения к книге.
Особая роль в педагогической работе отводилась просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснению им большой значимости семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.
Проведенный проект подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.