Елена Кашина
Проектная деятельность воспитателя с детьми 3–4 лет «Удивительный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Родная природа - это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений.
Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве, и открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.
Публикация «Проектная деятельность воспитателя с детьми 3–4 лет „Удивительный мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Младшая группа
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
А для чего нам насекомые? Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.
Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
По времени проведения: краткосрочный 3.06.2022г. – 10.06.2022г.
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи:
- расширять и систематизировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик, их строении, способах передвижения;
- развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки;
- воспитывать бережное отношение к живой природе.
Ожидаемый результат:
- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, кузнечик);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые».
Сотрудничество с родителями:
- консультация «Как привить детям любовь к окружающему миру»;
- совместная прогулка в парк, наблюдение за насекомыми;
- чтение художественной литературы (рассказы, сказки);
- просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Винни-Пух», «Под грибом».
Реализация проекта осуществляется в три этапа:
1 этап – подготовительный 03.06.2022г. – 05.06.2022г.
- Информирование родителей (законных представителей) о предстоящей деятельности (оформление информационного блока в родительском уголке).
- Изучение и подбор методической литературы по теме.
- Подбор художественной литературы, картин и иллюстраций, создание презентаций для работы с детьми.
- Составление тематического и перспективного плана по работе с детьми и родителями.
2 этап – основной 06.06.2022г. – 10.06.2022г.
1 день 06.06.2022г.
- Беседа: «Что мы знаем о насекомых?»;
- Чтение художественной литературы В. Зотов «Божья коровка»;
- Гимнастика для глаз «Насекомые»;
- Рисование «Божья коровка».
2 день 07.06.2022г.
- Составление описательного рассказа «Трудолюбивая пчелка»;
- Подвижная игра «Медведь и пчелы»;
- Дидактическая игра «Найди по описанию»;
- Пальчиковая гимнастика «Жук».
3 день 08.06.2022г.
- Беседа «Правила поведения при общении с насекомыми»;
- Чтение художественной литературы К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
- Подвижная игра «Поймай комарика»;
- Рисование на песке «Насекомые».
4 день 09.06.2022г.
- Беседа «Где зимуют насекомые?»;
- Чтение художественной литературы А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»;
- Лепка «Забавные насекомые»;
- Картинки половинки «Насекомые».
5 день 10.06.2022г.
- Просмотр видеоролика «Жизнь насекомых»;
- Пальчиковая гимнастика «Бабочка»;
- Коллективная аппликация «На лугу».
3 этап – заключительный 10.06.2022г.
- Выставка детских работ «Путешествие в мир насекомых».
- Обобщение опыта работы на всероссийском уровне.
Достигнутые результаты:
- пополнили словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;
- на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию;
- дети стали различать и уверенно называть насекомых, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы;
- родители приняли активное участие в совместной деятельности с детьми по развитию у них знаний о насекомых.
Список литературы:
1. Е. А. Алябьева Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты // Е. А. Алябьева: - М. : Сфера, 2005. – 160 с.
2. С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973.
3. С. Н. Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез,
4. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. – 640с. : ил.
Приложение 1
Беседа «Что мы знаем о насекомых?»
Цель: Формирование эмоционально положительного отношения к окружающему миру.
Задачи:
- расширять знания детей о насекомых;
- развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг другом;
- способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления.
Беседа сопровождается презентацией.
Ход беседы:
Воспитатель:
Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (Ответы детей: лето).
На улице тепло, припекает солнышко, чирикают птицы, жужжат насекомые. Хотели бы вы отправиться на прогулку в лес? (Ответы детей).
Но прежде чем отправляться в путь, повторим как нужно вести себя в лесу (Ответы детей: тихо, не мусорить, не разжигать костров, не рвать цветы).
Воспитатель:
Как красиво на лесной полянке. Много разных растений. А если присесть и приглядеться к растениям мы можем увидеть насекомых?
Насекомые услышали, что мы идем и спрятались под листики.
Воспитатель:
Хотите увидеть насекомых? (Ответы детей).
Для того чтобы их увидеть, нам с вами нужно отгадать загадки.
Загадки.
Всех жучков она милей
Спинка красная у ней
А на ней кружочки –
Чёрненькие точки (Божья коровка).
Воспитатель:
Какая она? (Ответы детей: красная, яркая, с черными точками).
Божья коровка - это полезное насекомое, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и огородов.
Воспитатель:
С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка -
Зелёненькая спинка (Кузнечик).
Кузнечика мы заметим в траве? Почему? (Ответы детей: в траве его не видно, он зеленый, под цвет травы).
А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет? (Ответы детей: мы услышим, как он поет - стрекочет).
Воспитатель:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел (Бабочка).
Расскажите, какая бабочка? (Ответы детей: красивая, яркая, легкая, разноцветная).
Что умеет делать бабочка? (Ответы детей: порхать, летать).
Можно ли ловить бабочек и почему? (Ответы детей: нет, мы можем поранить бабочку).
Воспитатель:
У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют её…. (Стрекоза).
В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий целый день хлопочет (Муравьи).
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком (Пчела).
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,
Три нагнулась и присела, на четыре улетела.
Воспитатель:
Игра «Подбери словечко».
- Майский жук большой, а божья коровка… (маленькая).
- У жука крылья короткие, а у стрекозы… (длинные).
- У бабочки усики тонкие, а у жука… (толстые).
- Шмель жужжит, а кузнечик… (стрекочет).
- Бабочка летает, а гусеница… (ползает).
- Муравьи живут в муравейнике, а пчелы… (в улье).
Воспитатель:
Ребята, все это – насекомые. Давайте посмотрим на них. У них у всех есть крылья – значит, они умеют летать. У них по шесть ножек. У них всех есть усики. Это усики помогают им искать пищу. Насекомых надо беречь, потому что они приносят пользу людям.
Рефлексия:
- Куда мы сегодня ходили?
- Кого мы видели на полянке?
- Как назвать кузнечика, пчелу, муравья … одним словом?