Приложение МААМ

Проектная работа «Формирование мелкой моторики у детей с ОНР»

Александра Игнатова
Проектная работа «Формирование мелкой моторики у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Формирование мелкой моторики у детей с ОНР»

Выполнила: учитель-логопед

Игнатова Александра Николаевна

го Химки 2020 год

Актуальность

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках пальцев»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Проектная работа „Формирование мелкой моторики у детей с ОНР“» размещена в разделах

В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и воспитательницей мозга. Проекция кисти, и особенного большого пальцы, в средней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяжённость, как проекция всего остального тела. Функции кисти уникальны. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Сухомлинский В. А. писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движения детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. [Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика. – М. : АСТ: Астрел 2009. С. 23]

Поэтому я считаю, выбранную мною тему актуальной для детей дошкольного возраста, а тем более для детей с общим недоразвитием речи. Как подчеркивает М. М. Кольцова, упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития мелкой моторики, но и для развития речи, а так же интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга [Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка, -М., 1973]

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Тонкая моторика развивается у ребенка постоянно, начиная с самого раннего возраста. Как мы уже знаем, что детские пальчики – это самый первый тренажер для развития мелкой моторики. С их помощью можно научиться считать, читать, показывать целые сказочные представления. И, конечно же, играть!

Практика показала, что уровень развития ребенка зависит от тонких движений пальцев рук, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка. Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

Цель проекта.

Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи.

Для реализации цели определила следующие задачи:

• Изучить специальную научно-методическую психолого-педагогическую литературу по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

• Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр;

• Создать педагогические условия для развития речи у детей – логопатов через укрепление мелкой моторики пальцев рук;

• Развивать творческое воображение.

Участники проекта.

Воспитатели, учитель-логопед.

Целевая группа.

Дети 5-6 летнего возраста с речевыми нарушениями (старшего дошкольного возраста).

Направленность развития деятельности.

Комплексное (познавательно-речевая, трудовая, физическая).

Тип проекта.

• По доминирующей деятельности – практико-ориентировочный, творческий;

• По продолжительности – долгосрочный (1 год);

• По количеству детей – индивидуальный, подгрупповой, фронтальный;

• По самостоятельности – под руководством учителя-логопеда.

По продолжительности проекта.

Долгосрочный – срок 1 год.

Предполагаемый результат:

Повышение у детей интереса к выполнению упражнений по развитию мелкой моторики;

Умение детей самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия;

Совершенствование у детей мелкой моторики, развитие глазомера, точности движений пальцев рук;

Пополнение развивающей среды группы;

Появление интереса у родителей к развитию мелкой моторики у детей дома.

Реализация проекта.

Свою работу я начала с подбора методической литературы, определения задач по взаимодействию с сотрудниками детского сада; оборудования предметно-развивающей среды в группе (создание уголка, подбора игр и мероприятий).

Поставила следующие задачи:

Создать условия в группе для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у воспитанников;

Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом;

Совершенствовать умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия;

Осуществлять взаимосвязь с воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором физкультуры;

Повышать компетентность родителей в области развития у ребенка мелкой моторики через такие формы взаимодействия с семьей как консультации индивидуальные и групповые, оформление информационных стендов.

Я осуществляю образовательный процесс по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, М. 2019г.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Поэтому проводится взаимосвязь с воспитателями ясельных групп – по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». Прексрасным средством для развития движений пальцев является игра «Театр пальчиков» в рамках взаимосвязи с воспитателями. В игру с увлечением играют дети от полутора лет и старше. Наборы «Театр пальчиков» - это головки животных и людей, которые одевают на пальцы и с которыми разыгрываются различные сценки. По пять минут в день вполне достаточно, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. Можно использовать игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами, потешками. В старшем возрасте можно использовать игры с игрушками и предметами:

Раскладывание пуговиц, палочек, желудей;

Нанизывание бус, палочек, пуговиц на нитку;

Застегивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний;

Игры с мозаикой.

Кроме пальчиковых упражнений, есть различные графические упражнения:

«дорисуй сам»;

«обведи узоры»;

«продолжи узор»;

Штриховка, обводка, срисовывание геометрических фигур;

Продолжение узора по клеточкам;

Рисование карандашом и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой).

Для успешной реализации всех задач по развитию мелкой моторики в группе оборудовала уголок «Умелые пальчики», в котором имеются:

Игры шнуровки;

Игры и пособия для нанизывания бус, колец, различных мелких предметов;

Схемы – картинки для выкладывания мелкими геометрическими фигурками;

Рамки вкладыши;

Пластмассовые пирамидки разной величины;

Мозаика мелкая/крупная, цветная;

Настольный деревянный театр «Заюшкина избушка», «Три поросенка», «Три медведя»;

Театр кукол би-ба-бо;

Кубики крупные/мелкие (деревянные, пластмассовые);

Игра настольная «Чудесные шнурочки», «Цветные шнурочки»;

Счетные палочки (разноцветные);

Игра «Собери бусы» (пластмассовые);

Пазлы разного размера по сказкам;

Книжки-раскраски;

Книжки с заданиями «Дорисуй», «Обведи»;

Различные виды конструктора;

Трафареты для обведения и штриховки;

Подобраны и оформлены в дидактическую папку «Играем с пальчиками»;

Картотека пальчиковых игр.

Я считаю, что все занятия с ребенком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат все исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребенка. В своей работе я использую и нетрадиционные формы по развитию мелкой моторики детей для массажа и самомассажа рук:

Коробки с крупой – переборка крупы и фасоли, кофе; выкладывание из фасоли дорожек: прямой и волнистой; грецкие орехи – обертывание и развертывание орехов в фольгу; пуговицы – подбор пуговиц разного размера и цвета и выкладывание пуговичной мозаики; карандаши – растирание ладоней шестигранной карандашом; бельевые прищепки – прикрепление прищепок к диску, изображая лучики солнца; веревка с узелками – завязывание на веревке узелков и бантиков; массаж пальцев грецкими орехами, каштанами; массажные мячи разного размера и разной твердости; «Су-Джок» терапия.

Одной из форм работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность. Тему занятий определяем с воспитателями в соответствии с лексической темой недели.

Аппликация – использование различных материалов – ткань, крупа, соль, обрывная бумага, цветной песок.

Лепка – традиционно из пластилина с различными приемами пластилинографии, а также лепка из соленого теста.

Конструирование – из природного материала, из бросового материала, оригами, киригами.

Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию и лепке способствует развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствует развитию речи, а кроме того является взаимосвязью работы с учителем-логопедом.

Графика – обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант. Использую пособие Н. Ткаченко «Графические диктанты», «Рисующий гномик». Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

На занятиях обязательно включаю физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки провожу в сочетании движений с речью детей. Текст составляю так, чтобы в одной физкультпаузе, содержалось бы возможно большее количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами. Для детей с ОНР проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование физкультминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – развивается умение управлять своими движениями, вырабатывается ловкость. Выполняя различные пальчиковые упражнения, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Выводы

Использование упражнений на развитие пальцевой моторики, на развитие пальцевого и кистевого праксиса играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:

Регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

Совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;

Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;

Установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей;

Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий в логопедических и коррекционных группах;

При работе с детьми, имеющими ОНР, при развитии тонкой моторики рук следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;

Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторки регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время в свободной и образовательной деятельности детей;

Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;

Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными;

Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе);

Упражнения должны выполняться непродолжительно;

Все упражнения выполняются сначала медленно, добиваясь четкости, постепенно ускоряя темп. Давать сначала словесную инструкцию, сопровождая ее показом, затем показ устранять.

Список литературы:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, М. 2013 г.

2. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М. 1973 г.

3. Косинова Е. М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи», М., Эксмо, 2016 г.

4. Куликовская Т. А. «Логопедические скороговорки и считалки», М., Изд. «Гном и Д», 2013 г.

5. Мухина А. Я. «Речедвигательная ритмика», М., АСТ: Астрель, 2010 г.

6. Савельева Е. А. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», СПб, «Дество-пресс», 2013 г.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей» Фотоотчет развитие мелкой моторики у детей. Елена Владимирова. Зачем нужно развивать моторику? Дело в том, что развитие мелкой моторики.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук «Рыбки в аквариуме» с использованием нетрадиционных техникИндивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук «Рыбки в аквариуме» с использованием нетрадиционных техник Цель: учить создавать выразительный сюжет, используя нетрадиционную технику выполнения работы - пластилинография; развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук, в результате скоординированных действий.

Пособия для развития мелкой моторики рук детейПособия для развития мелкой моторики рук детей Пособия для развития мелкой моторики рук детей[/b] Существует множество игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей. Их можно.

Развитие мелкой моторики детей. Часть 2Развитие мелкой моторики детей. Часть 2 Продолжаем развивать мелкую моторику детей! Мешочки для массажаИз плотной ткани сшила мешочки и наполнила крупой (греча, пшено, манка,.

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет. Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей.

Средства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 летСредства развития мелкой моторики рук у детей 2–3 лет Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук - чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа «Формирование мелкой моторики у детей с ОНР»
Опубликовано: 29 февраля 2024 в 16:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная работа «Формирование мелкой моторики у детей с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Игнатова (УИ 241000) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД