МААМ-картинки

Проектно-исследовательская деятельность детей «Путешествие в Африку» в подготовительной группе

Наталья Бабанина
Проектно-исследовательская деятельность детей «Путешествие в Африку» в подготовительной группе

Актуальность

Дети в дошкольном возрасте имеют ограниченные представления о жителях других стран, о природе других климатических зон, о представителях флоры и фауны. Представления ребенка-дошкольника складываются по увиденным мультфильмам, детским книгам и т. д. Часто эти представления не соответствуют действительности. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.

Публикация «Проектно-исследовательская деятельность детей „Путешествие в Африку“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги, родители. Проект направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Цель:

Создание условий для развития познавательной активности дошкольников, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.

Задачи:

1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной и творческой инициативы.

2. Развитие умения искать и предлагать различные пути решения поставленной проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

3. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, переносить полученные знания на другие сферы деятельности.

4. Развитие познавательных способностей, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков.

Тип проекта : познавательный, творческий.

Участники проекта : дети подготовительной группы

Длительность проекта : краткосрочный, одна неделя.

Принципы проектирования :

• Принцип открытости – любой ребенок имеет право выбора и может согласиться на участие в проекте, а может и отказаться, если не уверен в себе или хочет занять позицию наблюдателя. На любом этапе выполнения проекта ребенок может принять решение о продолжении работы или ее завершении. Ребенок самостоятельно распоряжается результатом своей работы и принимает решение о предоставлении или не предоставлении результата окружающим.

• Принцип диалогичности – у ребенка всегда должна быть возможность общения и в процессе выполнения проекта, и в обсуждении его результатов.

• Принцип рефлексивности – ребенок должен осознать себя субъектом собственной деятельности и социальных отношений. Это помогает ему в самоопределении и объективной оценке своих возможностей.

Предварительная работа:

1. Домашний просмотр мультфильмов “Король Лев”, “Катерок”, “Крошка Енот”, “Доктор Айболит” и документальных фильмов о природе и животных африканского континента.

2. Просмотр иллюстраций по теме “Африка”

3. Подбор художественной и энциклопедической литературы по теме «Животные Африки» совместно с родителями.

4. Совместно с родителями поиск интересных фактов, познавательной информации из жизни африканских животных, о разнообразии растений, о местных жителях.

Этапы работы:

1 этап – подготовительный

1. Модель трёх вопросов.

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнать?

В Африке очень жарко. Там живут львы, жирафы, обезьяны, крокодилы. Там не бывает зимы. Кожа у людей там черного цвета. Во что играют африканские дети?

Какие еще животные живут в Африке?

Какие растения, кроме пальм, там растут?

Какие страны есть в Африке?

Спросить у взрослых

Посмотреть в Интернете

Прочитать в энциклопедии

2. Сбор информации об Африке из разных источников:

- просмотр телевизионных передач, интернет - ресурсов о животных, растениях, народах Африки;

- просмотр мультфильмов «Король Лев», «Крошка Енот», «Доктор Айболит», «Мадагаскар» и др. ;

- посещение библиотеки ( подбор и изучение художественной литературы: : А. Куприн «Слон», И. Новикова «Мы идем по зоопарку», С. Маршак «Детки в клетке» и др., энциклопедий: «Большая детская энциклопедия», «Животные Африки», «Африканские просторы»);

- просмотр иллюстраций по теме «В мире дикой природы»;

3. Рассматривание карты, нахождение Африки на глобусе.

2 этап – практический

• Рассматривание глобуса и карты, определение местоположения Африканского континента, прокладывание маршрута;

• Совместное рассматривание атласа «Мир вокруг нас»;

• Рассматривание картинок с африканскими сюжетами;

• Знакомство с национальной одеждой, музыкальными инструментами;

• Выставка детских книг, энциклопедий, атласов по теме проекта;

• Рассказы детей об интересных фактах из жизни животных;

• Презентация в картинках «Животные Африки»;

• Прослушивание аудиозаписи сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит» :

Домашний просмотр мультфильмов: «Катерок» и «Каникулы Бонифация»;

• Домашнее задание для детей и родителей – совместное изготовление животных Африки из любого материала для творчества;

• Рассматривание поделок животных, рассказы детей о своей работе (кого они сделали, из какого материала, кто помогал);

• Выставка детских работ «Весёлые зверята»;

• Составление сказок о животных Африки;

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Узнай по описанию», «Живая природа», «Зоопарк»;

• Режиссё рские игры: «Строительство зоопарка», «Жизнь животных в зоопарке»;

• Аукцион загадок «Удивительные животные»;

• Создание странички рекордов;

Художественное творчество: рисование, лепка, конструирование (оригами) животных и растений Африки, раскрашивание масок, изготовление бус;

• Прослушивание музыкальных произведений народов Африки и знакомство с детскими песенками про Африку, людей и животных, проживающих на этом континенте;

Разучивание подвижных игр: «Мамба», «Калабаса», «Африканские салки по кругу», «Ампе».

3 этап – итоговый

1. Выставка поделок «Животные Африки»

2. Создание альбома детских рисунков «Мы по Африке гуляем»

Формы реализации:

o Исследовательская деятельность.

o Игровая деятельность (дидактические, подвижные, режиссерские игры).

o Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду.

o Выставки совместных работ (родители + дети).

o Чтение художественной литературы.

o Использование мультимедийных презентаций.

Оборудование и материалы:

1. Глобус, карта мира.

2. Иллюстрации с изображением животных, растений Африки.

3. Схемы для составления описательных рассказов.

4. Художественные книги с описанием Африки, энциклопедии.

5. Мультимедиа ресурсы.

Краткий ход проекта.

Однажды один из детей группы отдыхал с родителями в Египте, вернувшись, он рассказал много интересного о своём путешествии, показал фотографии, сувениры. Другие дети заинтересовались его рассказами, стали спрашивать, где это находится, кто там живёт. Но вопросов было больше, чем ответов. И мы решили узнать об этом. Сначала мы определились с тем, что знаем об Африке : там всегда жарко; там живут львы, жирафы, обезьяны, крокодилы; там не бывает зимы; кожа у людей там черного цвета. Потом решили узнать: Во что играют африканские дети? Какие еще животные живут в Африке? Какие растения, кроме пальм, там растут? Какие народы живут? Возникло некоторое замешательство при выборе источников информации. Я навела на мысль, что можно посмотреть в энциклопедии. И тут дети сами стали предлагать разные способы: сходить в библиотеку, спросить у родителей, посмотреть в Интернете. Мы разделились на группы, каждая группа выбрала тему, по которой будут искать информацию:

- какие животные живут в Африке;

- какие растения растут в Африке;

- какие народы живут в Африке;

- интересные факты про Африку.

Так мы начали свой проект. Вся неделя была посвящена Африке.

Дети принесли из дома книги о животных, энциклопедии, настольные игры, игрушки животных и др. Мы создали в группе уголок Африки, внесли карту и отметили на ней местоположение Африки. Отметили, что материк окрашен в основном в жёлтый цвет. Из энциклопедии узнали почему. Ещё мы узнали, что в Африке есть горы, саванна, тропический лес. Ответы детей я дополнила своим рассказом об Африке с использованием видеопрезентации. В течение всей недели читали художественные произведения про Африку, играли с животными Африки, собирали пазлы, играли в дидактические игры. Дети узнали много интересного об Африке : какие есть пустыни, реки, какие растения, какие животные есть в Африке, рассматривали иллюстрации, энциклопедии. С помощью опыта узнали, почему верблюды живут в Африке и легко передвигаются по песку. Рассматривая атлас о животных, решили сделать свой – нарисовать животных Африки. Дети обратили внимание на растение пустыни – кактус и решили узнать, зачем кактусу иголки. Оказывается, колючки – это броня кактуса, защищающая его от травоядных животных. Но, не смотря на его колючки, это очень полезное растение и его используют в пище, древности путники использовали кактус, как источник воды в пустыне. Дети решили создать свою коллекцию кактусов – слепить – кактусы получились разные, но все очень красивые.

Посмотрев презентацию на тему: «Все об Африке» (которую нам сделали родители, узнали, что Африка - это континент. Здесь большое разнообразие природных ландшафтов: пустыни, саванны, тропические леса, где обитают животные, многих из которых нет на других материках. В Африке протекает самая крупная река Нил, есть большое озёро Виктория. В водоёмах утоляют жажду, животные и птицы; здесь же они питаются и охотятся за добычей.

Узнали, что в Африке есть редкие экзотические животные, Например Окапи похож на некий гибрид сразу трех зверей: лошади, жирафа и зебры; Поясохвост - это маленький дракончик длиной 70 см. Он как будто собран из конструктора и когда видит опасность, он сворачивается в клубок и кусает свой хвост.

Дети узнали, кто населяет Африку - это пигмеи, масаи, бушмены, берберы, эфиопы, малагасийцы, какая у них одежда и попытались сами нарисовать эскизы национальной одежды людей. Родители распечатали эскизы масок африканцев и ребята с удовольствием их раскрашивали, потом использовали в сюжетной игре.

Из презентации дети узнали, какие бывают танцы. У жителей Африки есть танцы, где танцуют только женщины или мужчины. У детей нет своих танцев, они танцуют как взрослые. Узнали, что танцы посвящаются охоте, войне, сбору урожая, танцы любви, они исполняются в определенных случаях: например, на свадьбе в честь невесты, приветствия в честь дорогого гостя; особое место занимают исцеляющие танцы - лечебные.

Познакомились с детскими песенками про Африку, прослушали африканскую музыку, попытались под неё танцевать. Оказывается, лучше это получается, если использовать маракасы, трещётки.

С помощью родителей один из детей узнал про детские африканские подвижные игры («Мамба», «Калабаса», «Ампе», «Африканские салки по кругу») и рассказал про них остальным ребятам. Дети разучили их и теперь с удовольствием играют.

На заключительном этапе были подведены итоги совместной проектной деятельности, результатом которой стали:

Результаты проекта :

1. Вовлечение детей в интересный и увлекательный мир природы Африки.

2. Знание названий животных и растений, месторасположения континента Африка на карте.

3. Создание благоприятной атмосферы для самостоятельного изучения животного и растительного мира Африки совместно с родителями.

4. Создание лэпбука «Путешествие в Африку»

Практическая значимость результатов связана не только с возможностью использования подобранного материала в работе с детьми воспитателями. Но самое главное, продуктом проекта могут пользоваться дети.

Считаю, что данный проект помог детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания о представителях фауны, флоры Африки, применить их в различных видах деятельности. Участие детей в проекте способствовало формированию познавательно активности, элементарной проектировочной деятельности.

Проект «Путешествие в Африку» предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности.

Публикации по теме:

«Путешествие в Африку». Конспект НОД по физическому развитию в средней группе. «Путешествие в Африку». Конспект НОД по физическому развитию в средней группе. Тема:«Путешествие в Африку».Задачи:1. Закрепить умение детей.

Физкультурный досуг совместно с родителями в первой младшей группе «Путешествие в Африку». Цель: воспитывать у детей положительные эмоции к физкультуре совместно с родителями, создать положительные эмоции от досуга. Задачи: - мотивировать.

Фотоотчет «Почему Дед Мороз не снимает шубу» (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе)Фотоотчет «Почему Дед Мороз не снимает шубу» (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе) Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами предметов. Задачи: Образовательные: - формировать умения.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в Африку»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в Африку» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе: "Путешествие в Африку". Задачи: -дать детям элементарные представления об.

«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды. Задачи: 1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара,.

Конспект ООД «Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе» Программное содержание: Формировать представление детей об окружающей действительности Цель: Доставить детям радость и удовольствие от проведенных.

Мастер-класс по аппликации в нетрадиционной технике «Путешествие в Африку» в старшей группеМастер-класс по аппликации в нетрадиционной технике «Путешествие в Африку» в старшей группе Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию интересный мастер-класс по аппликации с использованием нетрадиционных материалов для детей.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Маленькие волшебники» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и уметь делать выводы. Задачи:.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателейПроектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Этот удивительный зрачок (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе)Этот удивительный зрачок (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе) Цель: показать, что зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещения. Ход экспериментирования: Ребята, покажите где находится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектно-исследовательская деятельность детей «Путешествие в Африку» в подготовительной группе
Опубликовано: 4 июля 2020 в 16:14
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД