Папки-передвижки

Проектно–исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников

Наталья Гуженкова
Проектно–исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Проектно – исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников.

Гуженкова Н. В. МБУ ДС №200 «Волшебный башмачок» г. о. Тольятти

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем дошкольного образования. Наибольшее развитие познавательной активности и расширение познавательных интересов воспитанников происходит в детском экспериментировании и проектной деятельности. Занятия с использованием игрового экспериментирования и собственно исследовательской деятельности – обеспечат детей арсеналом исследовательских действий, расширит их представление о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах и взаимоотношениях.

Публикация «Проектно–исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах

Что дает ребенку деятельность экспериментирования? Во-первых, у детей формируются реальные представления об окружающем; во-вторых, на основе чувственного опыта развиваются все психические процессы. А усвоив многообразие способов познания мира, ребенок будет стремиться к экспериментированию, чтобы стать настоящим исследователем и первооткрывателем. В нашей группе старшего возраста организованна детская лаборатория, оснащенная необходимым оборудованием для экспериментирования. Ценность обусловлена тем, что каждый ребенок имеет возможность самостоятельно провести опыт с воздухом, магнитом, почвой, песком, не только узнать, но и получить практические навыки.

Основу для формирования у дошкольников познавательной мотивации составляет проектная деятельность, способствующая обеспечению сотрудничества, способом реализации замыслов. Нами был разработан исследовательский проект: «Обитатели Альпийской горки». Практические занятия выявили неполное представление детей о формах создания условий для существования растений в современных мегаполисах, пробелы в умении выделять взаимозависимости среды обитания, сезонности и живых объектов. Чтобы пополнить представления детей по этому разделу в детском саду была организована целенаправленная работа: разработаны формы взаимодействия ребёнка с растениями, насекомыми, живыми объектами, имеющимися в помещении и на участках детского сада. С этой целью, на территории дошкольного учреждения, создана, имитирующий скалистый ландшафт природы - Альпийская горка, которую украшают и дополняют растения, где связующим элементом является композиция из камней.

Интегрированные занятия, акцентированные на совместной практической деятельности, позволили раскрыть экологическую ценность для достижения цели – ознакомления детей с экосистемой альпинария. Данные подходы рассматриваются в проекте «Обитатели Альпийской горки».

На протяжении всех этапов ознакомления разработан цикл целевых прогулок, предлагались разные формы организации занятия: экологическое занятие «Такие разные примулы»; игра-сказка «Эти волшебные примулы» (по мотивам сказок и легенд); экологический десант «Обитатели Альпийской горки»; познавательно-исследовательское занятие «Бюро погоды»; экологическое кафе «Альпийская горка»; познавательное занятие «Цветок французский королей»; интеллектуальное занятие-игра «Загадки с каменой полянке»; брей - ринг «Мы знаем и любим природу» и др.

В основу подготовительного этапа проекта входит накопление знаний о разнообразии флоры и особенности её видов, так как не всем растениям подходят условия произрастания в альпинарии. Обычно на альпийских горках хорошо уживаются стелющийся можжевельник, карликовая горная сосна, туя, западный кипарисовик, а так же некоторые лиственные растения - кизильник, стелящаяся ива, вереск, низкорослые формы рододендронов, бересклет, вишня, и такие как, камнеломка, крокусы, примулы, ландыши, ветреница, водосбор, ночная фиалка, резуха альпийская и другие. Очевидно, что для данной экосистемы подойдут растения родом из горных территорий, высокие растения не подходят для посадки.

В следующем этапом проектной деятельности мы стремились вызвать у детей интерес к выращиванию и уходу за растениями Альпийской горки. С этой целью использовали комплекс приёмов, который позволяет формировать научное мировоззрение, исследовательскую деятельность. Проводилась целевая прогулка «Паутина жизни», практическая работа и уход за луковичными растениями (примулы, тюльпаны, лилии, экспериментирование с ловушками для насекомых с целью рассматривания, игры, направленные на исследование почвы «Деревья и червяк», «Что лишнее?» и др.

Заключительный этап работы нашего проекта «Обитатели Альпийской горки» был нацелен на воспитание бережного отношения к растениям и живым объектам альпинария, умение составлять рассказы о его красоте на основе полученных знаний об обитателях, дать детям знания о взаимодействии человека с природой.

На этом этапе воспитанники совместно с взрослыми занимались созданием природоохранных знаков, изготовлением макета Альпийской горки, выпуском газет «Новости в альпинарии», «Паутина жизни», «Бюро погоды», экспериментированием с метеооборудованием (сосновые шишки, ветряной рукав, воздушные змеи, солнечные часы, дождемер, термометр, созданием календаря погоды, наблюдением за насекомыми.

Необходимо отметить активность родителей и интерес, взаимопонимание и помощь в реализации проекта. Экологическое просвещение родителей, по мнению Г. А. Ягодина, не менее важна и более трудна, чем с детьми. Для родителей были предложены консультации «Создание Альпийской горки», «Поляна легенд», родительская газета «Экологическое просвещение родителей», родительское собрание «Воспитание любознательности средствами природы».

Данный подход к экологическому воспитанию обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Проделанная работа позволяет сделать выводы: дети стали более наблюдательны, свободно устанавливают связи, зависимости, выделяют причины и следствия, умело используют модели, схемы, оборудование. Мы стремились показать красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма, как наслаждаться ею, понимать красоту природы, беречь природу и защищать.

Разработаны этапы последовательно достижения целей, результатом стало создание карты обитания живых объектов. Участие в проектировании ставит взрослых и детей в позицию, когда сам человек избирает для себя и других новые условия. Иными словами, проекты частных изменений выступают как принципиально иная форма программ развития образовательного учреждения. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору активных решений, умению выстраивать из частей целое, наиболее широкое определение этого понятия дает В. Килпатрик: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца с определенной целью. Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Расширение познавательного пространства дошкольников открывает перед детьми новые познания, дает возможность удовлетворить любые познавательные интересы. Расширение кругозора дошкольников возможны благодаря тематическим экскурсиям и целевым прогулкам, участию в соревнованиях и конкурсах интеллектуальной направленности. Главная особенность данных методов – активизировать мыслительную деятельность детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Таким образом, метод проектно-поисковой деятельности с дошкольниками является наиболее приемлемым для организации непосредственно образовательного процесса, т. к он охватывает все образовательные области и дает возможность не только познавать, но и применять полученные знания на практике.

Список литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизвестное рядом»

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е: Методическое пособие: Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2010.

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектно–исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников
Опубликовано: 16 ноября 2014 в 15:38
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектно–исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гуженкова (УИ 272386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД