Юлия Исакова
Проектный метод обучения на уроках окружающего мира для учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Проектный метод обучения на уроках окружающего мира.
XX век обострил проблему инновационности жизни. Большое количество открытий, стремительность развития знания и науки требует от человека развитого исследовательского, творческого мышления.
Публикация «Проектный метод обучения на уроках окружающего мира для учащихся» размещена в разделах
- Окружающий мир
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Изменяется позиция человека в образовательном пространстве: он становится субъектом образования. Такая смена тянет за собой смену смысла и целей образования, высшей ценностью которого становится образованность, осознание собственной индивидуальности через личностный опыт
В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более десяти лет так называемый метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. Сами по себе проектные идеи не новы и представляют собой свободное исследование предмета учениками.
Проектный метод обучения обеспечивает реализацию принципа культуросообразности в гуманитарном образовательном пространстве, так как позволяет интегрировать знания в различных научных областях, а также помогает построить процесс взаимодействия между учеником и учителем на основе сотрудничества и педагогической поддержки развития.
Для выполнения проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам. Применение такого метода обучения позволяет по-новому организовать дополнительную, внеклассную работу по окружающему миру, заинтересовать ребят.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя и определяется принципом педагогической поддержки развития ученика в ходе проектной или исследовательской работы – из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности.
Работа над любым проектом включает определенные
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА :
Организационный этап включает в себя представление и создание группы учащихся для работы над проектом. Появляется ядро группы, определяются сферы интересов.
Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта включает определение целей и задач (зачем затеваем проект, что узнаем и чему научимся по завершении работы); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т. е. какие конкретно темы помогут моим ученикам узнать то-то и научиться тому-то, каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной задачи).
Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся.
Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов начинается с составления общего простого плана, который позже становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов (например, подбор исторического, литературного и краеведческого материала, подбор иллюстративного материала, обработка иллюстрации, оформление ресурса, редактирование – в соответствии с возможностями и интересами каждого участника, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.
Собственно работа над проектом включает тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и позволяет учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя функции консультанта или участника проекта на равных основаниях с другими. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.
Работа над проектом создаёт для учителя возможности формирования в атмосфере сотрудничества и сотворчества новых отношений с учениками, позволяющих самим ученикам не только увидеть равного человека, но и осознать свои права и, что важнее, ответственность.
Подведение итогов состоит в рассказе о проделанной работе, анализе успехов и неудач в работе над проектом.
Кроме того, очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, но в рамках урока это сделать вряд ли возможно. Учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически могут выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более.
Проект может быть разной степени сложности. Это может быть проект, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельными проектами, составляющими общий проект, а могут быть и самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару учеников. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
Проектная деятельность всегда предполагает решение учащимся какой-то проблемы.
Умения, развивающиеся у школьников в процессе проектной деятельности :
· Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
· Исследовательские умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию
в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (педагога, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы.
· Умения работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения.
· Менеджерские умения:
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
навыки анализа собственной деятельности.
· Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие с другими людьми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д. ;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
· Презентационные умения:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Наиболее сложными из всех видов проектов по типу деятельности являются исследовательские проекты. В полном объеме исследовательскую деятельность можно организовать в рамках учебного предмета «Окружающий мир», где и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира. В процессе познания окружающей действительности происходит совершенствование мышления и речи учащихся, развивается их любознательность.
В курсе «Окружающий мир» формируются многие первоначальные представления детей о закономерностях окружающего мира, обеспечивающие переход от созерцания явлений к осмыслению их сущности. Работа над учебной темой и исследовательским проектом позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое, так как учебные исследования я рассматриваю, как особое направление внеклассной работы тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Эту работу я провожу индивидуально с каждым ребенком или с группой детей.
Для работы над проектом отвожу часть урока, или часть занятий в группе продленного дня, внеурочное время школьников. Небольшое количество урочного времени целесообразно использовать для того, чтобы познакомить детей с новой темой, обменяться мнениями, обсудить возможные аспекты темы, дать детям возможность выбрать интересующий их предмет исследования. В процессе работы над темой и реализацией проектов делаем обзоры текущего состояния дел, дети представляют промежуточные презентации своей деятельности, решаем организационные вопросы.
Формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска в УМК «Планета знаний» в курсе «Окружающий мир» начинается с первого класса. Ученики впервые встают на ступеньку создания собственного проекта, знакомятся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед аудиторией. Класс делится на несколько групп (по количеству тем). Обозначаем проблемы, цели, задачи проекта. А далее первоклассники ищут, находят, пробуют! Узнают, записывают, зарисовывают! Делают для себя свои маленькие открытия!
В результате работы над проектом в теме «Одежда» учениками был представлен стенд «Одежда народов в прошлом». Альбом «На швейной фабрике». Выставка мод в рисунках «Костюмы Барби и ее друзей». Ребята с интересом рассказывали о проделанной работе, о том, что узнали.
Основной способ познания - наблюдение и проведение опытов, рассчитанных на все органы чувств. Дети знакомятся с главным способом получения научной информации – экспериментом. Работая в парах, дети проводят свой первый опыт в теме «Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств». В результате, которого они узнают, по каким признакам и с помощью каких органов чувств можно узнать предметы?
Исследовательскую работу дети проводят, изучая тему «Школа». Они узнают, как выглядела школа в прошлом, пробуют себя в качестве «творцов» различных макетов современной школы, проектируют школу будущего и т. д.
Экспериментальная работа продолжается в теме «Растения». Дети узнают, что растения гибнут без воды и воздуха, что они растут и размножаются. Все свои наблюдения дети записывают в дневники, делают соответствующие выводы. При изучении темы «Как расселяются растения на новые места» ребята проверяют, переносятся ли семена на подошвах обуви человека. На защите своего проекта дети учатся излагать информацию, доказывать точку зрения, анализировать, вести дискуссию; получают положительные эмоции, которые служат стимулом для дальнейшей работы.
При изучении темы «Человек» также возможна организация проектной исследовательской деятельности учащихся 1-х классов. Возможные тематические проекты :
Шоколад: вред или польза?
Всегда ли верно утверждение: много витаминов – много здоровья?
Мое здоровье в моих руках.
Могут ли витамины причинить вред здоровью
Микробы: враги или друзья?
Спортивная жизнь семьи.
Подвижные игры народов мира.
Конкурс плакатов и рисунков «До свидания, Фаст-Фуд»!
Мой опыт работы показывает, что использование проектного метода на уроках окружающего мира не вытесняет классно-урочную систему, а наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться и в начальных классах. При этом учебный процесс, организованный на основе метода проектов, конечно же, отличается от традиционного обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие познавательного интереса. В первом классе это наличие только ситуативного интереса, но уже во втором классе отмечается рост устойчивого и обобщенного интереса к исследовательской деятельности.
Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.