МААМ-картинки

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста.

Марина Борзенкова
Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста.

Эмоциональная сфера дошкольника.

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание.

Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь – личным объектом – они называются чувствами или эмоциями.

Публикация «Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Чувствами или эмоциями называются переживания человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе. [8, 72]. Эмоции не могут возникать сами собой без причины. Источник эмоций – объективная действительность в ее соотношении с потребностями человека.

Эмоции проявляются в выразительных движениях мимики (выразительно движение лица) и пантомимике (выразительное движение всего тела – поза, жест).

Переживая радость человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос угрожающим. И горе очень выразительно внешне – человек весь согнулся, поник, плечи его опущены, у рта – горестная складка, он рыдает или наоборот, цепенеет от горя.

Конечно, менее сильные и глубокие эмоциональные переживания не проявляются в такой резкой внешней форме. А в тех случаях, когда человек научился управлять выразительными движениями, сдерживать их, эмоции и вообще могут не проявляются внешне.

Для выражения наиболее глубоких и сложных эмоций чувств человечество в процессе развития создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию.

Таким образом, эмоции играют важную роль в развитии ребенка. Мы знаем, что дошкольники и младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения, бурным проявлением радости, гнева, страха и только с годами развивается способность регулировать чувства, сдерживать их.

Эмоциональные состояния детей являются определяющими характеристиками их поведения. Состояния тревоги, вины, угрозы и враждебности вызывают девиантное поведение. Его предвестниками и движущими силами выступают нарастающие по силе эмоциональные состояния тревожности, депрессии, депривации.

Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, показывает, что одной из задач воспитателя является предотвращение эмоциональных перегрузок на ранней стадии их проявления. Воспитателю ДОУ необходимо овладеть адекватными методиками для коррекции эмоциональных перегрузок у детей старшего дошкольного возраста. Начальным же этапом этой деятельности является своевременная и грамотная диагностика первичных проявлений нарушений эмоционально-личностного развития старших дошкольников.

Первичную диагностику нарушения эмоционально личностного развития должен осуществлять педагог- психолог, который в дальнейшем даёт рекомендации воспитателю. Однако, каждый воспитатель, может сам изучить общее эмоциональное состояние дошкольников, используя цвето-рисуночный текст по методике А. О. Прохоровой. В рисунке и в цвете воспитанники могут выразить то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. После выявления общего эмоционального состояния можно провести диагностические методики по выявлению эмоциональных перегрузок у детей старшего дошкольного возраста. Для этого можно использовать тест – игру «Узнай себя» с целью составить первое впечатление о степени тревожности воспитанников, так как именно такое отношение в эмоциональном состоянии как тревожность способен устранить воспитатель и оказать квалифицированную коррекционную помощь тревожным детям без помощи психолога.

Для коррекции эмоционального напряжения с детьми можно провести упражнение «Настройка» : детям предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем или каким-либо характерным жестом, спокойное расслабленное – с другим, а уверенное, побеждающее с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз. В ходе этого упражнения у детей поднимается настроение, они активно придумывают различные жесты, чувствуют себя более расслабленными.

Воспитатель с детьми может проводить профилактическую работу с целью предупреждения эмоционального напряжения. В своей работе воспитатель может использовать такой игровой материал, как «Невидимая надпись» Эта игра может быть прекрасным завершением дня – в нее хорошо играть, когда вы отпускаете детей домой. Она дает возможность вступить в контакт с каждым ребенком. Проводят эту игру так: перед тем как пойти домой, дарили каждому ребенку по букве. Букву выбирали из их имени и рисовали ее у детей на ладони. Далее каждый ребенок должен был сказать, какую букву невидимо ему нарисовали. Каждый ребенок по очереди подходил, и таким образом мы со всеми прощались. Эта игра пробудила у детей любопытство, и вместе с этим дала им возможность переживания успеха. Она дает возможность вступить в контакт с каждым ребенком и снять напряжение, возникшее в течение дня.

В ходе всей нашей работы по профилактике эмоционального напряжения у нас возник вопрос: ведь дети могут испытывать напряжение и страхи не только в саду, но и дома, а как помочь им в домашней обстановке? Здесь в роли детского помощника должны выступать родители. Любой детский страх у психически здорового ребенка можно ослабить самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста. Поиграйте с ребенком, страхи вскоре оставят его.

Мы предлагаем некоторые игры в помощь родителям Игра «Портрет страха». Рисовать любят все. Попросите нарисовать ребенка то, чего он боится. Если ребенок отказывается, ссылайтесь на то, что он самый смелый, попросите нарисовать то, что обычно боятся дети, или то, что боялся, когда был маленьким. Рисовать рекомендуется красками на больших листах. Рисунки лучше не хранить, а вместе с ребенком их уничтожать. Можно использовать игру разговорного жанра «Бедный котенок». Идете в магазин, едете в автобусе и играете. Придумайте какого-нибудь симпатичного героя, например, котенка, который чего-то боялся. По очереди сочиняйте, какая у него была жизнь с этим страхом, и как он от него избавился. Рассказы можно записывать. Как правило, ребенок проецирует свои переживания на животный персонаж и находит выход для своих собственных переживаний. Эта игра, позволяет не только выяснить по какой причине ребенок находится в напряжении, в чем заключается его страх, но и способствует выполнению коммуникативной функции общения. Родители лучше узнают своих детей.

Публикации по теме:

Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста Статья на тему "Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста" Подготовила Соловьева Ирина Витальевна - воспитатель.

Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами «Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами». Береза Т. И Рылова В. П. Детский.

Конспект занятия по минимизации негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста Цель занятия: минимизация негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: снижение.

Коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Методические рекомендации На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО, особую.

Коррекция негативных проявлений эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Старший дошкольный возраст.

Мастер-класс «Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами Sand Art» Теоретическая часть: - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Психологическая коррекция страхов у детей.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Знаете ли вы! Что распространение плоскостопия у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в.

Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии Опытно-экспериментальная работа по проблеме: «Гуманитарно – антропологическая модель коррекционного обучения и воспитания с учетом возрастной.

Развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста Автор опыта: Виткова Татьяна Анатольевна,педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ № 11 «Родничок» города Тихорецка, 2016.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 5 октября 2016 в 18:29
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД