Елена Горбунова
Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО, особую актуальность приобретает процесс формирования социально-личностных качеств у ребёнка.
Задачи:
- развивать и обогащать эмоциональную сферу дошкольников средствами эмоциональной выразительности, стимулирование эмоционального отклика при восприятии ими эстетических произведений;
Публикация «Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- формировать у детей дошкольного возраста представлений об основных эмоциях (радости, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины);
- создавать условия для открытого проявления детьми эмоций и чувств различными способами (словесными, физическими, творческими); помочь в преодолении имеющихся отрицательных эмоций (страха, гнева и др., препятствующих полноценному личностному развитию.
Дошкольное детство – важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Дошкольный возраст – это период активного эмоционального развития.
На протяжении дошкольного возраста происходит изменение содержания эмоций, трансформация эмоциональных переживаний, появляются новые эмоции и чувства, что связано с изменением содержания и структуры деятельности ребёнка.
Главной причиной эмоционального неблагополучия детей дошкольного возраста выступает неудовлетворённость ребёнка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводят к формированию у ребёнка тревожно-пессимистических личностных ожиданий.
Другой причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребёнка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов).
Одним из средств коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников является театрально-игровая деятельность. Она обладает возможностями не только развития и коррекции эмоциональной сферы ребёнка, но и влияет на становление его личности, так как участие в этой деятельности создаёт условия и возможности для социальной адаптации детей и для приобщения их к эстетической культуре.
Важно вести работу по развитию эмоциональной сферы средствами театрально-игровой деятельности на всём протяжении дошкольного возраста.
Немаловажную роль в работе педагога-психолога по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников играет и работа с родителями. Целью этой работы является психологическое просвещение родителей по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников средствами театрально-игровой деятельности. Педагог-психолог может озвучить данный вопрос, выступая на родительских собраниях, на индивидуальных консультациях, через информационные листы в родительском уголке в каждой возрастной группе ДОУ :
Памятка для родителей в родительском уголке средней группы ДОУ
Дети многому учатся у взрослых, к сожалению, не только хорошему, но и плохому. Надеемся, что данные рекомендации вам помогут:
1. Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную сущность. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребёнку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, сознание того, что тебя слышат и понимают.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда находитесь под воздействием стресса и вас легко вывести из равновесия.
3. Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. Когда вы расстроены и разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
4. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности,
которые может вызвать ваш гнев:
- не давайте играть ребёнку с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;
- не позволяйте выводить себя из равновесия, учитесь предчувствовать наступление срыва.
5. Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
6. Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!
Коррекционный эффект воздействия театрально-игровой деятельности на ребёнка выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром. Важно вести работу по коррекции и развитию эмоциональной сферы дошкольников совместно педагогом-психологом, воспитателями и родителями.