Папки-передвижки

Профилактика аддиктивного поведения у детей раннего дошкольного возраста

Марина Вячеславовна Сапранкова
Профилактика аддиктивного поведения у детей раннего дошкольного возраста

Аддиктивное поведение, важный фактор оказывающий влияние на состояние психического и соматического здоровья нации, один из наиболее распространенных видов отклоняющего поведения.

Многие отечественные и зарубежные исследователи отмечают сегодня существенное увеличение форм аддиктивного поведения [1]. Наряду с известными, описанными в Международной классификации болезней [7], появляются новые формы зависимостей, которые получили распространение за последние 20 лет и продолжают изучаться [4]

Публикация «Профилактика аддиктивного поведения у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах

Аддикция – смертельная болезнь, которая поражает тело, психику человека, сферу его отношений с окружающим миром. Ведь последствия злоупотребления, когда мы говорим о химических зависимостях (алкоголизме, наркомании, токсикомании) очевидны. Самое удивительное, что нехимические зависимости приводят практически к тем же последствиям, почти к тем же болезням и, в конце концов, к смерти.

Семья, где есть больной зависимостью, будет являться дисфункциональной. Это фактор формирования аддиктивной личности у ребенка.

Для воспитания и развития здорового поколения системообразующим компонентом является психопрофилактическая работа.

Именно поэтому стратегическим приоритетом деятельности Муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Металлургического района города Челябинска» (далее - Центр) является просветительская и профилактическая деятельность,направленая на родителей, детей, педагогов. Опыт Центра в этой области постепенно накапливается. Важность вовлечения семей с детьми раннего возраста в образовательный процесс, признание их нужд и установление партнерских отношений имеет положительный вектор.

Профилактическая и психокоррекционная работа по предупреждению аддиктивного расстройства личности ведется с семьями, имеющих детей раннего возраста, в индивидуальной и групповой форме. Важным этапом работы оказывается побуждение родителей к собственной терапевтической деятельности. В большинстве случаев основная социальная установка родителей – переложить ответственность на специалистов. В этой ситуации наша задача заключается в поддержке навыков контакта родителей с ребенком, обучении их элементарным приемам обращения с малышом и демонстрации его потенциальных возможностей.

Практически профилактическая и психокоррекционная работа специалистов Центра представляет собой становление образа жизни, обеспечивающего ребенку условия для оптимального развития и реализации природных способностей в течение всей жизни. Основными задачами, которые ставят перед собой специалисты, работая с данной категорией детей, являются формирование таких личностных новообразований как адекватная самооценка и уровень притязаний, низкий уровень тревожности, отсутствие мотивации на деструктивные поведенческие акты, наличие установок на здоровый образ жизни, наличие коммуникативных навыков и рефлективных умений, наличие умения противостоять личностному давлению со стороны окружающих, позитивные взаимоотношения со сверстниками и родителями. Решение данных задач осуществляется специалистами учебно-коррекционного отдела Центра в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, не посещающих дошкольные образовательные организации в группах кратковременного пребывания. Основной контингент обучающихся групп кратковременного пребывания ежегодно составляют дети раннего возраста (70%). Всего за 11 лет организации образовательной деятельности в Центре обучение прошли более 600 детей раннего возраста.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста в Центре в течение всего учебного года включает в себя реализацию: основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего возраста; лечебно-оздоровительных, лечебно-профилактических программ; «Родительских программ», профилактической программы «Родительский модуль».

Реализация основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего возраста, в соответствии с учебным планом предусматривает проведение занятий с детьми педагогами-психологами, учителями-логопедами совместно с родителями по развитию когнитивной сферы ребенка, эмоционально-коммуникативных навыков, формированию конструктивного взаимодействия в диадах ребенок – родитель, ребенок-ребенок. Несформированная детско-материнская привязанность в раннем детстве вызывает у ребенка состояние психической депривации с утратой чувства защищенности, приводит к задержке формирования эмоциональных способностей к общению, игровому перевоплощению, к искажениям личностного роста. В тех случаях, когда уход и забота неадекватны, у ребенка развивается недостаточность в его чувствах к себе и к другим. В детской психиатрии получены данные о том, что нарушения социализации в раннем детстве приводят к существенным отклонениям психосоциального развития ребенка. Полученные результаты реализации данного направления деятельности специалистов Центра (100% положительной динамики по всем критериям, позволяют судить об эффективности и необходимости проведения таких форм работы с родителями в целях профилактики нарушения детско-родительских отношений, в большей степени способствующих формированию различных зависимостей в подростковом возрасте.

Реализация лечебно-профилактических, лечебно-оздоровительных программ предполагает консультации штатных узких специалистов: врача-психиатра, врача-психотерапевта с последующим выполнением рекомендаций и назначений, а также проведение сеансов механического и ручного массажа в соответствии с показаниями.

Выполнение родителями обучающихся «Родительских программ» позволяет осуществлять образовательный процесс в условиях семьи и ближайшего окружения ребенка. Вовлеченность родителей в образовательный процесс уже в раннем и дошкольном детстве дает возможность мотивировать их на совместную деятельность с собственным ребенком, достижение наилучшего результата и как следствие формировать взаимопонимание и доверительные отношений между детьми и взрослыми, а также повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах обучения и развития собственного ребенка. Эффективность данного направления деятельности обоснована специалистами Центра в результате качественного анализа выполнения программы: у обучающихся, родители которых выполняли «Родительскую программу» в полном объеме, динамика успешности в усвоении образовательной программы в среднем составила 41%, а у обучающихся, родители которых реализовывали «Родительскую программу» не в полном объеме – 15 %. Вовлечение родителей с детьми раннего возраста в процесс осознанного развития ребенка определяет степень его успешности в дальнейшей жизни.

В рамках реализации профилактической программы «Родительский модуль» специалистами Центра (педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, социальным педагогом) проводится просветительская работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних по различным вопросам и проблемам воспитания, обучения и развития детей. Так как значительная роль среди этиологических факторов, приводящих к формированию аддиктивного поведения у несовершеннолетних, традиционно отводится семье, то родителям предлагаются для просмотра социальные ролики по данной теме, а также проводятся мини-лекции, круглые столы, тренинговые занятия. Это направление деятельности способствует повышению психолого-педагогической компетенции родителей. Участники «Родительского модуля» приходят к пониманию причин возникновения трудного поведения у детей и подростков и недопущению их формирования.

Опыт работы с семьями с детьми раннего возраста подтвердил, что чем раньше начато оказание помощи, тем больших результатов удается достичь.

Благодаря четко выстроенной системе, организованной в Центре по работе с детьми раннего возраста женщины становятся «хорошими» мамами и от этого наше общество только выигрывает.

ЛИТЕРАТУРА

1. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. Монография. СПб. : Речь, 2007. – 192с.

2. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие. СПб. : Питер, 2011. - 352 с.

3. Козлов В. В., Карпов А. А. Психология игровой зависимости. М. : Психотерапия. 2011. – 336 с.

4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 460 с.

5. Линден, Д. Мозг и удовольствия. Перев. с англ. И. Веревкиной. М. : Эксмо, 2012.–228 с.

6. Мороз О. Группа риска. – М. : Просвещение, 2000. – 94с.

7. Юттнер Ф. Судьбоанализ в выводах. Пер. с нем. А. В. Тихомирова. Екатеринбург: Изд-во Уральск. гос. пед ун-та, 2002. - 262 с.

Публикации по теме:

Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей с отклонениями в развитии» г. Аткарск Введение За последние годы в нашей.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возрастаПрофилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить! Главной причиной возникновения плоскостопия является слабость мышечно-связочного аппарата.

Консультация для родителей на тему «Плоскостопие у детей раннего и дошкольного возраста: причины, профилактика, лечение» ЧТО ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ РОДИТЕЛИ Для снижения опасности развития патологии, профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей должна начинаться.

Консультация для родителей «Плоскостопие у детей раннего и дошкольного возраста: причины, профилактика, лечение» В рамках работы творческой группы здоровья "Топают ножки", участником которой я являюсь, были составлены консультации для родителей, которые.

Социально-психологические средства коррекции агрессивного поведения детей раннего возраста Методическая разработка на тему: «Социально – психологические средства коррекции агрессивного поведения детей раннего возраста» Автор.

План работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста в период адаптации» Сентябрь Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем: 1. «Солнышко и дождик» Цель: Помочь воспитателю завоевать доверие и расположение.

Проект «Профилактика дезадаптации и речевой пассивности у детей раннего возраста «Игры от Лисички-сестрички»Проект «Профилактика дезадаптации и речевой пассивности у детей раннего возраста «Игры от Лисички-сестрички» «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», Мухина.

Профилактика плоскостопия для детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия» Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в пря мой.

Профилактика жадности детей старшего дошкольного возраста Цель проекта : определить эффективные методы и приемы формирования нравственных представлений у детей 5-6 лет. С учётом цели и проблем.

Самообразование «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика аддиктивного поведения у детей раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 марта 2019 в 17:01
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД