Марина Вячеславовна Сапранкова
Профилактика аддиктивного поведения у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аддиктивное поведение, важный фактор оказывающий влияние на состояние психического и соматического здоровья нации, один из наиболее распространенных видов отклоняющего поведения.
Многие отечественные и зарубежные исследователи отмечают сегодня существенное увеличение форм аддиктивного поведения [1]. Наряду с известными, описанными в Международной классификации болезней [7], появляются новые формы зависимостей, которые получили распространение за последние 20 лет и продолжают изучаться [4]
Публикация «Профилактика аддиктивного поведения у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Аддикция – смертельная болезнь, которая поражает тело, психику человека, сферу его отношений с окружающим миром. Ведь последствия злоупотребления, когда мы говорим о химических зависимостях (алкоголизме, наркомании, токсикомании) очевидны. Самое удивительное, что нехимические зависимости приводят практически к тем же последствиям, почти к тем же болезням и, в конце концов, к смерти.
Семья, где есть больной зависимостью, будет являться дисфункциональной. Это фактор формирования аддиктивной личности у ребенка.
Для воспитания и развития здорового поколения системообразующим компонентом является психопрофилактическая работа.
Именно поэтому стратегическим приоритетом деятельности Муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Металлургического района города Челябинска» (далее - Центр) является просветительская и профилактическая деятельность,направленая на родителей, детей, педагогов. Опыт Центра в этой области постепенно накапливается. Важность вовлечения семей с детьми раннего возраста в образовательный процесс, признание их нужд и установление партнерских отношений имеет положительный вектор.
Профилактическая и психокоррекционная работа по предупреждению аддиктивного расстройства личности ведется с семьями, имеющих детей раннего возраста, в индивидуальной и групповой форме. Важным этапом работы оказывается побуждение родителей к собственной терапевтической деятельности. В большинстве случаев основная социальная установка родителей – переложить ответственность на специалистов. В этой ситуации наша задача заключается в поддержке навыков контакта родителей с ребенком, обучении их элементарным приемам обращения с малышом и демонстрации его потенциальных возможностей.
Практически профилактическая и психокоррекционная работа специалистов Центра представляет собой становление образа жизни, обеспечивающего ребенку условия для оптимального развития и реализации природных способностей в течение всей жизни. Основными задачами, которые ставят перед собой специалисты, работая с данной категорией детей, являются формирование таких личностных новообразований как адекватная самооценка и уровень притязаний, низкий уровень тревожности, отсутствие мотивации на деструктивные поведенческие акты, наличие установок на здоровый образ жизни, наличие коммуникативных навыков и рефлективных умений, наличие умения противостоять личностному давлению со стороны окружающих, позитивные взаимоотношения со сверстниками и родителями. Решение данных задач осуществляется специалистами учебно-коррекционного отдела Центра в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, не посещающих дошкольные образовательные организации в группах кратковременного пребывания. Основной контингент обучающихся групп кратковременного пребывания ежегодно составляют дети раннего возраста (70%). Всего за 11 лет организации образовательной деятельности в Центре обучение прошли более 600 детей раннего возраста.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся групп кратковременного пребывания для детей раннего возраста в Центре в течение всего учебного года включает в себя реализацию: основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего возраста; лечебно-оздоровительных, лечебно-профилактических программ; «Родительских программ», профилактической программы «Родительский модуль».
Реализация основной образовательной программы дошкольного образования для детей раннего возраста, в соответствии с учебным планом предусматривает проведение занятий с детьми педагогами-психологами, учителями-логопедами совместно с родителями по развитию когнитивной сферы ребенка, эмоционально-коммуникативных навыков, формированию конструктивного взаимодействия в диадах ребенок – родитель, ребенок-ребенок. Несформированная детско-материнская привязанность в раннем детстве вызывает у ребенка состояние психической депривации с утратой чувства защищенности, приводит к задержке формирования эмоциональных способностей к общению, игровому перевоплощению, к искажениям личностного роста. В тех случаях, когда уход и забота неадекватны, у ребенка развивается недостаточность в его чувствах к себе и к другим. В детской психиатрии получены данные о том, что нарушения социализации в раннем детстве приводят к существенным отклонениям психосоциального развития ребенка. Полученные результаты реализации данного направления деятельности специалистов Центра (100% положительной динамики по всем критериям, позволяют судить об эффективности и необходимости проведения таких форм работы с родителями в целях профилактики нарушения детско-родительских отношений, в большей степени способствующих формированию различных зависимостей в подростковом возрасте.
Реализация лечебно-профилактических, лечебно-оздоровительных программ предполагает консультации штатных узких специалистов: врача-психиатра, врача-психотерапевта с последующим выполнением рекомендаций и назначений, а также проведение сеансов механического и ручного массажа в соответствии с показаниями.
Выполнение родителями обучающихся «Родительских программ» позволяет осуществлять образовательный процесс в условиях семьи и ближайшего окружения ребенка. Вовлеченность родителей в образовательный процесс уже в раннем и дошкольном детстве дает возможность мотивировать их на совместную деятельность с собственным ребенком, достижение наилучшего результата и как следствие формировать взаимопонимание и доверительные отношений между детьми и взрослыми, а также повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах обучения и развития собственного ребенка. Эффективность данного направления деятельности обоснована специалистами Центра в результате качественного анализа выполнения программы: у обучающихся, родители которых выполняли «Родительскую программу» в полном объеме, динамика успешности в усвоении образовательной программы в среднем составила 41%, а у обучающихся, родители которых реализовывали «Родительскую программу» не в полном объеме – 15 %. Вовлечение родителей с детьми раннего возраста в процесс осознанного развития ребенка определяет степень его успешности в дальнейшей жизни.
В рамках реализации профилактической программы «Родительский модуль» специалистами Центра (педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, социальным педагогом) проводится просветительская работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних по различным вопросам и проблемам воспитания, обучения и развития детей. Так как значительная роль среди этиологических факторов, приводящих к формированию аддиктивного поведения у несовершеннолетних, традиционно отводится семье, то родителям предлагаются для просмотра социальные ролики по данной теме, а также проводятся мини-лекции, круглые столы, тренинговые занятия. Это направление деятельности способствует повышению психолого-педагогической компетенции родителей. Участники «Родительского модуля» приходят к пониманию причин возникновения трудного поведения у детей и подростков и недопущению их формирования.
Опыт работы с семьями с детьми раннего возраста подтвердил, что чем раньше начато оказание помощи, тем больших результатов удается достичь.
Благодаря четко выстроенной системе, организованной в Центре по работе с детьми раннего возраста женщины становятся «хорошими» мамами и от этого наше общество только выигрывает.
ЛИТЕРАТУРА
1. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. Монография. СПб. : Речь, 2007. – 192с.
2. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие. СПб. : Питер, 2011. - 352 с.
3. Козлов В. В., Карпов А. А. Психология игровой зависимости. М. : Психотерапия. 2011. – 336 с.
4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 460 с.
5. Линден, Д. Мозг и удовольствия. Перев. с англ. И. Веревкиной. М. : Эксмо, 2012.–228 с.
6. Мороз О. Группа риска. – М. : Просвещение, 2000. – 94с.
7. Юттнер Ф. Судьбоанализ в выводах. Пер. с нем. А. В. Тихомирова. Екатеринбург: Изд-во Уральск. гос. пед ун-та, 2002. - 262 с.