Ольга Рощина
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Оптическая дисграфия – дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Публикация «Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв. [2, с. 248]
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции нарушений письма у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.
Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок письма в детском саду очевидна сегодня для всех. [1, с. 76 – 77]
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма.
Рассмотрим содержание основных направлений логопедической работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников :
1. Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.
Можно использовать следующие виды заданий:
- назвать контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;
- найти ошибку в изображении предмета;
- распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры;
- найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных;
- найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным;
- найти и соотнести предмет с геометрической фигурой;
- угадать предметы по отдельным деталям;
- синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»);
- соотнести черно – белые изображения предметов с цветными.
2. Развитие зрительной памяти.
Основной вид деятельности – работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец. Подобную работу с образцом целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисовывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и т. д. Кроме того, можно предложить следующие упражнения:
- запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти;
- запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги;
- восстановит пары картинок;
- восстановит первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла, мишка);
- сравнить две картинки и найти их отличия;
- запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).
3. Развитие пространственных представлений: формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве.
Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:
- формирование ориентировок ребенка в собственном теле;
- формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку; определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребенка; определение пространственных отношений между 2 – 3 предметами. Когда ребенок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами;
- формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающих пространственные ситуации;
- формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений;
- формирование ориентировок в пространственном расположении букв, цифр.
Можно рекомендовать следующие виды заданий для развития пространственных представлений:
- назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти;
- назвать, что выше (ниже) всего;
- показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т. д.);
- показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бедрами и т. д.);
- назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади);
- назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева, спереди (сзади);
- стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко, далеко (близко);
- нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа – круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник;
- провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому;
- пространственные слуховые диктанты;
- отработать правильность употребления предлогов перед, за, между, после, около, рядом, на, под, над, в. [4, с. 54]
4. Развитие буквенного гнозиса, автоматизация и дифференциация смешиваемых букв.
- выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие звука от буквы;
- стихотворное описание графического образа буквы;
- подбор зрительного образа к букве (найти предметы, зрительно напоминающие букву);
- конструирование и реконструирование букв из элементов (по образцу, по словесной инструкции, по памяти);
- знакомство с объемным вариантом буквы. Закрепление образа буквы (вырезание, лепка, складывание буквы из геометрических фигур);
- подбор пары для буквы (вторая буква написана другим шрифтом);
- узнавание недописанных, наложенных друг на друга, непривычно расположенных в пространстве букв;
- нахождение букв, написанных неправильно;
- знакомство с траекторией движения руки при написании буквы;
- самостоятельное написание буквы;
- слуховые и зрительные диктанты;
- автоматизация изучаемой буквы в слогах,
- автоматизация изучаемой буквы в словах;
- запись букв и составление из них слова с его последующей записью; [3, с. 48]
Дифференциация смешиваемых букв проводится в следующей последовательности:
А) дифференциация графически сходных букв изолированно:
- разобрать, что общего (чем похожи) и чем отличаются изображения букв, уточнить артикуляторный образ каждого звука;
- записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно;
- реконструировать одну из смешиваемых букв в другую;
- найти и обвести различными цветами смешиваемые буквы, записанные в ряд слитно;
Б) дифференциация графически сходных букв в слогах:
- составить слоги из букв;
- выделить различным цветом слоги с дифференцируемыми буквами;
В) дифференциация графически сходных букв в словах:
- составить словосочетания из слов с дифференцируемыми буквами (в первом слове – одна изучаемая буква, а во втором – другая);
Г) дифференциация графически сходных букв в предложениях:
- найти в предложениях и подчеркнуть разным цветом графически смешиваемые буквы;
- вставить в предложения смешиваемые буквы.
Реализация предложенных направлений коррекционно – профилактической работы в ходе обучения дошкольников позволит успешно подготовить детей к обучению в школе, предотвратит возникновение стойких нарушений письменной речи, улучшит социальную адаптацию детей к школьным условиям.
Таким образом, проблема предупреждения нарушений письма у дошкольников существует и остается актуальной. Но ее недостаточная изученность требует от педагогов поиска инновационных направлений и приемов логопедической работы по предупреждению у детей дошкольного возраста возможных нарушений письменной речи. [4, с. 56 – 57]
Список литературы
1. Брехунова Г. Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5 – 7 лет с нарушениями речи // Логопед. – 2007. - № 4. – с. 76 – 80
2. Вологодина Н. Г. Домашний логопед / Н. Г. Вологодина. – Ростов н/. : Феникс, 2006. – с. 245 - 253
3. Логинова Е. А. Предупреждение возникновения нарушений письменной речи в психолого – педагогической работе с детьми дошкольного возраста // Логопед в детском саду. – 2005. - № 4. – с. 46 – 50
4. Михайлова Г. А. Основные направления коррекционно – профилактической работы по предупреждению оптических нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. – 2004. - № 1. с. 53 – 57
5. Правдина О. В. Логопедия. – М., Просвещение, 1973. – с. 208 - 221