Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста

Ольга Рощина
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Оптическая дисграфия – дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

- недописывание элементов букв;

- добавление лишних элементов;

- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

- зеркальное написание букв. [2, с. 248]

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции нарушений письма у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок письма в детском саду очевидна сегодня для всех. [1, с. 76 – 77]

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма.

Рассмотрим содержание основных направлений логопедической работы по профилактике оптической дисграфии у дошкольников:

1. Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.

Можно использовать следующие виды заданий:

- назвать контурные, недорисованные, перечеркнутые, наложенные изображения предметов;

- найти ошибку в изображении предмета;

- распределить предметы по величине, учитывая их реальные размеры;

- найти пару картинке, выбрав сходную из ряда предложенных;

- найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным;

- найти и соотнести предмет с геометрической фигурой;

- угадать предметы по отдельным деталям;

- синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»);

- соотнести черно – белые изображения предметов с цветными.

2. Развитие зрительной памяти.

Основной вид деятельности – работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец. Подобную работу с образцом целесообразно проводить на таких видах деятельности, как рисование, лепка, срисовывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам и т. д. Кроме того, можно предложить следующие упражнения:

- запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти;

- запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги;

- восстановит пары картинок;

- восстановит первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла, мишка);

- сравнить две картинки и найти их отличия;

- запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).

3. Развитие пространственных представлений: формирование способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространстве.

Развитие пространственных ориентировок и представлений осуществляется в той же последовательности, в которой они формируются в онтогенезе:

- формирование ориентировок ребенка в собственном теле;

- формирование ориентировок в окружающем пространстве в следующей последовательности: определение пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку; определение пространственного расположения предметов, находящихся сбоку от ребенка; определение пространственных отношений между 2 – 3 предметами. Когда ребенок начинает безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами;

- формирование понимания значений и верного употребления в речи предлогов, описывающих пространственные ситуации;

- формирование ориентировок в пространственном расположении частей предметов и изображений;

- формирование ориентировок в пространственном расположении букв, цифр.

Можно рекомендовать следующие виды заданий для развития пространственных представлений:

- назвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти;

- назвать, что выше (ниже) всего;

- показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища и т. д.);

- показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бедрами и т. д.);

- назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади);

- назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева, спереди (сзади);

- стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко, далеко (близко);

- нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа – круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник;

- провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому;

- пространственные слуховые диктанты;

- отработать правильность употребления предлогов перед, за, между, после, около, рядом, на, под, над, в. [4, с. 54]

4. Развитие буквенного гнозиса, автоматизация и дифференциация смешиваемых букв.

- выделение первого звука из ряда слов, называние буквы, отличие звука от буквы;

- стихотворное описание графического образа буквы;

- подбор зрительного образа к букве (найти предметы, зрительно напоминающие букву);

- конструирование и реконструирование букв из элементов (по образцу, по словесной инструкции, по памяти);

- знакомство с объемным вариантом буквы. Закрепление образа буквы (вырезание, лепка, складывание буквы из геометрических фигур);

- подбор пары для буквы (вторая буква написана другим шрифтом);

- узнавание недописанных, наложенных друг на друга, непривычно расположенных в пространстве букв;

- нахождение букв, написанных неправильно;

- знакомство с траекторией движения руки при написании буквы;

- самостоятельное написание буквы;

- слуховые и зрительные диктанты;

- автоматизация изучаемой буквы в слогах,

- автоматизация изучаемой буквы в словах;

- запись букв и составление из них слова с его последующей записью; [3, с. 48]

Дифференциация смешиваемых букв проводится в следующей последовательности:

А) дифференциация графически сходных букв изолированно:

- разобрать, что общего (чем похожи) и чем отличаются изображения букв, уточнить артикуляторный образ каждого звука;

- записать смешиваемые буквы поэлементно и целостно;

- реконструировать одну из смешиваемых букв в другую;

- найти и обвести различными цветами смешиваемые буквы, записанные в ряд слитно;

Б) дифференциация графически сходных букв в слогах:

- составить слоги из букв;

- выделить различным цветом слоги с дифференцируемыми буквами;

В) дифференциация графически сходных букв в словах:

- составить словосочетания из слов с дифференцируемыми буквами (в первом слове – одна изучаемая буква, а во втором – другая);

Г) дифференциация графически сходных букв в предложениях:

- найти в предложениях и подчеркнуть разным цветом графически смешиваемые буквы;

- вставить в предложения смешиваемые буквы.

Реализация предложенных направлений коррекционно – профилактической работы в ходе обучения дошкольников позволит успешно подготовить детей к обучению в школе, предотвратит возникновение стойких нарушений письменной речи, улучшит социальную адаптацию детей к школьным условиям.

Таким образом, проблема предупреждения нарушений письма у дошкольников существует и остается актуальной. Но ее недостаточная изученность требует от педагогов поиска инновационных направлений и приемов логопедической работы по предупреждению у детей дошкольного возраста возможных нарушений письменной речи. [4, с. 56 – 57]

Список литературы

1. Брехунова Г. Н. Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5 – 7 лет с нарушениями речи // Логопед. – 2007. - № 4. – с. 76 – 80

2. Вологодина Н. Г. Домашний логопед / Н. Г. Вологодина. – Ростов н/.: Феникс, 2006. – с. 245 - 253

3. Логинова Е. А. Предупреждение возникновения нарушений письменной речи в психолого – педагогической работе с детьми дошкольного возраста // Логопед в детском саду. – 2005. - № 4. – с. 46 – 50

4. Михайлова Г. А. Основные направления коррекционно – профилактической работы по предупреждению оптических нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. – 2004. - № 1. с. 53 – 57

5. Правдина О. В. Логопедия. – М., Просвещение, 1973. – с. 208 - 221

Публикации по теме:

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из.

Аннотация к пособию по обучению грамоте и предупреждению оптической дисграфии «Звукобуквоград»Аннотация к пособию по обучению грамоте и предупреждению оптической дисграфии «Звукобуквоград» Аннотация к пособию по грамоте «Звукобуквоград» Разработала учитель-логопед: Бурьянова Л. В. Незаменимым помощником при обучении детей грамоте.

Игровые приёмы в профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически.

Формирование фонематического восприятия для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Специалисты школ (логопеды, учителя) утверждают: «Всегда получаем дисграфию или ее элементы у детей с общим недоразвитием речи, с алалией.

Презентация «Профилактика дисграфии у дошкольников» Акустическая дисграфия возникает на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем). Чаще всего механизм этого вида дисграфии.

Приложение к программе «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста» Приложение к авторской программе «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста» Важные маленькие буквы.

Проблема своевременной диагностики и профилактики предрасположенности к дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: В данной статье рассматриваются проблема роста у детей младшего школьного возраста специфических нарушений письменной речи (дисграфии,.

Рекомендации для родителей «Профилактика дисграфии у школьников» Рекомендации для родителей Профилактика дисграфии у школьников Дисграфия - это неспособность овладеть в должной мере письмом, которое является.

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад № 484 комбинированного вида «Профилактика.

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР Трудности усвоения программы школьного обучения в большинстве случаев возникают из-за нарушения у детей чтения и письма. Нарушения письменной.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 января 2018 в 13:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи в...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Что нам осень принесла? » Программные...
Конспект ООД с использованием нетрадиционной техники рисования «Яблоня с яблоками» с...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми общеразвивающей направленности 5-6 лет...
Картотека стихов по культурно-гигиеническим навыкам
15 ОКТЯБРЯ. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЫТЬЯ РУК. СТИХИ ПРО УМЫВАНИЕ *** Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл...