Татьяна Вдовенко
Проблема своевременной диагностики и профилактики предрасположенности к дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье рассматриваются проблема роста у детей младшего школьного возраста специфических нарушений письменной речи (дисграфии, связанная с неточностями при ранней диагностики предрасположенности к дискграфии у старших дошкольников.
Ключевые слова: диагностика, дисграфия, профилактика, предрасположеннсть, старший дошкольный возраст.
Публикация «Проблема своевременной диагностики и профилактики предрасположенности к дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2017
Проблема диагностики и профилактики предрасположенности к специфическим нарушениям письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач современной логопедии.
С каждым годом увеличивается число учащихся с неуспеваемостью по русскому языку. При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, пропускают буквы, слоги, у них ужасный подчерк, отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве, присутствуют недописанные элементы. У многих детей наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте может не привлекать к себе особого внимания, но в дальнейшем приводит к появлению этих специфических ошибок на уроках русского языка.
Данная проблема роста учащихся младшего школьного возраста с нарушениями письменной речи связанна с отсутствием ранней диагностики предрасположенности к данным нарушениям и их профилактики в старшем дошкольном возрасте.
Является очень важным выявление даже самые незначительные отклонения в речевом развитии ребёнка и исправить их до начала перехода на школьную ступень обучения, так как любое нарушение легче предупредить, чем устранить.
В последние годы акцент исследований в современной детской логопедии сместился в сторону ранней диагностики предрасположенности различных отклонений в речевом развитии и профилактики на ранних началах комплексной коррекционной работы.
Выходом в решении проблем речевых патологий является реальная возможность проведения ранней диагностики несформированных компонентов в развитии ребенка в дошкольном возрасте, используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции. Эффективно коррегировать темп психоречевого развития ребенка и предупредить возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.
Логопедическое воздействие на ранних этапах становления речевой функции опирается на взаимосвязанное рассмотрение вопросов умственного и социально-эмоционального развития с учетом специфики овладения основными функциями речи (номинативной, коммуникативной, когнитивной и другими) в данном возрасте.
Так как у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи формируются предпосылки дисграфии, то более раннее выявление и предупреждение предпосылок дисграфии позволит эффективнее использовать сензитивный период развития речи, способствовать, в дальнейшем полноценному становлению письменной речи.
Механизм речи включает два основных звена: образование слов из звуков и составление сообщений из слов. Слово есть место связи двух звеньев механизма речи. На корковом уровне произвольного управления речью образуется фонд тех элементов, из которых формируются слова. Во второй ступени отбора элементов образуется так называемая «решетка морфем» [1]. По теории Н. И. Жинкина, слова становятся полными только после операции составления сообщений. Весь смысл работы речедвигательного анализатора заключается в том, что он может продуцировать каждый раз новые комбинации полных слов, а не хранить их, перестройки могут совершаться только материальными слоговыми средствами, т. к. слог – основная произносительная единица языка. Именно поэтому, как считает Н. И. Жинкин, то главное, с чего начинается речевой процесс и чем он заканчивается, есть код речедвижений (отбор требуемых речедвижений, и в этом великая роль на пути от звука к мысли [3].
Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении.
К числу психических функций, лежащих в основе формирования навыка письма, относят устную речь (ее фонетико-фонематическую сторону и аналитико-синтетическую деятельность, зрительно-пространственный и слухо-пространственный гнозис, сомато-пространственные ощущения, сформированность двигательной сферы, способность к абстрактным способам деятельности, сформированность общего поведения, т. е. его регуляция и саморегуляция. Учёные-исследователи данной отрасли особенно подчеркивают, что становлению навыка письма препятствует совокупность нарушений указанных психических функций, потому что в этом случае сразу несколько компонентов функциональной базиса письма оказываются несформированными или нарушенными [4, с. 48; 15, с. 77].
Исходя из этого особую актуальность приобретает проблема выявления нарушения формирования предпосылок письменной речи у детей старшего дошкольного возраста. В решении данной проблемы играют большую роль технологии диагностики, направленные на выявление дошкольников «группы риска» по возникновению нарушений письма. Комплексный характер диагностики необходимо обеспечить исследованием как вербальные, так и невербальные функции, лежащие в основе формирования навыка письма. Таким образом, создание научно обоснованных комплексных методик диагностики, направленных на выявление детей группы риска по возникновению нарушения формирования письма на сегодняшний день отвечает потребностям практики дошкольных образовательных учреждений.
Это определило проблему исследования и поставило вопрос: каким образом можно выявить у ребенка предрасположенность к дисграфии до начала обучения грамоте?
Что бы ответить на этот вопрос можно построить гипотезу, что дети с дисграфией представляют собой неоднородную группу по характеру сформированности вербальных и неречевых предпосылок овладения письмом. Учёт этих особенностей в логопедической работе с дошкольниками позволит оптимизировать процесс профилактики нарушений письменной речи у данной категории детей.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.
Причинами дисграфии у детей являются врожденные органические нарушения центральной нервной системы, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития [5, с. 98].
Необходимый постулат для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может стать причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.
Также к причинам можно отнести:
• Наследственность (прямое наследование, либо употребление токсических и наркотических веществ);
• Социальные причины: неправильная речь окружающих, билингвизм, отсутствие заинтересованности родителей к правильной речи ребенка, дефицит речевой практики в становлении речи ребёнка.
Особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.
Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс) [6, с. 381].
Кроме того, в основу работы должны быть положены следующие принципы:
• принцип комплексности, заключающийся в медицинском и психолого-педагогическом воздействии на весь комплекс речевых и неречевых отклонений ребенка, основанном на согласованной деятельности всех специалистов (невропатолога, психолога, логопеда) и родителей;
• принцип опоры на различные анализаторы, предполагающий участие в формировании высших психических функций зрительной, слуховой, кинестетической и двигательной функциональных систем;
• принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов профилактической работы;
• принцип учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, предполагающий предоставление ребенку заданий определенного уровня, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого. При этом следует учитывать уровень психомоторного и речевого развития ребенка;
• принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение трудностей в развивающую работу;
• принцип наглядности, предполагающий использование наглядных средств на занятиях с детьми, что обеспечивает усвоение содержания задания и достижение конкретного результата;
• принцип онтогенетический, требующий учета последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе;
• принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий в раннем возрасте опору на ведущий вид деятельности – предметную деятельность, способствующую психическому развитию ребенка в целом: развитию моторики, восприятия, мышления, речи и т. д. (А. А. Венгер, Ю. С. Шевченко).
Решением проблем дисграфии у детей является ранняя диагностика предрасположенности и, при обнаружении данного нарушения, ее профилактика. Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть у кого из детей проявится дисграфия. При этом о профилактике таких видов дисграфии как акустическая, артикуляторно-акустическая на почве нарушения анализа и синтеза речевого потока и оптическая можно только в дошкольном возрасте, тогда как профилактика аграмматической дисграфии возможная еще и в первые два года обучения ребенка в школе, до перехода к морфологическому принципу письма, тогда вопрос уже не о профилактике, а об устранении уже проявившейся дисграфии того или иного вида.
Главные разделы работы по диагностике и профилактике предпосылок :
• воспитание слуховой дифференциации звуков речи;
• устранение звуковых замен в устной речи;
• воспитание простейших видов фонематического анализа слов;
• развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
• формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;
• обогащение словарного запаса.
Одно из необходимых условий предупредительного воздействия – раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Учет механизмов нарушения чтения и письма предполагает патогенетический принцип коррекционной работы.
Важно не позднее 3-4 лет проверить у ребенка состояние слуховой дифференциации звуков речи. Если она затруднена, то необходимо приступить к её развитию. Эта работа обязательно должна быть закончена до начала обучения грамоте.
Надо преодолевать звуковые замены в речи, сформировать кинестетические образы звуков, чтобы при внутреннем программировании происходила опора на правильную артикуляцию звуков.
Коррекция нарушений слоговой структуры.
Формирование у детей прочных грамматических стереотипов, которые являются отправной точкой в деле постепенного овладения ребёнком грамматическими нормами языка.
Развитие зрительно-пространственных представлений.
Проведение анализа сформированности психологической базы речи.
При планировании работы по профилактике дисграфии помимо патогенетического принципа можно опираться на принцип учёта «зоны ближайшего развития ребёнка», по концепции психолога Льва Семёновича Выготского. В зону ближайшего развития входят те психические свойства, которые ещё только могут быть реализованы ребёнком под руководством взрослого, в сотрудничестве с педагогом. Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы, принцип опоры на сохранённое звено нарушенной психической функции. Также мы учитываем принцип системности, онтогенетический принцип, принцип поэтапного формирования психических функций, принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушения чтения и письма, принцип учёта психологической структуры процесса чтения и письма.
В основе артикуляторно – акустической дисграфии лежит неправильное произношение ребенком звуков речи.
Овладение правильным звукопроизношением до начала обучения в школе очень важно, так как на начальном этапе овладения грамотой ребенок проговаривает вслух каждое записываемое им слово. Произнося звуки неправильно, ребенок пишет так, как произносит. Поэтому звуковые замены в речи должны быть устранены до начала обучения его грамоте.
При проведении всех диагностических и профилактических мероприятий в старшем дошкольном возрасте по предрасположенности к дисграфии может повлиять на формирование устных письменных навыков в будущем младшего школьника.
Литература
1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев // – М., – 1961. – 472с.
2. Глозман, Ж. М., Потанина, А. Ю. Луриевская концепция функциональных блоков мозга в коррекции дисграфии и дислексии / М. Ж. Глозман // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. – Вып. 2 под ред. В. А. Москвина. – Белгород, 2007. – с. 103-113.
3. Жинкин, Н. И. Интеллект, язык и речь.
4. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Яковлевой Н. Н. СПб: КАРО, 2007. – 208 с.
5. Семенович, А. А., Физиология человека. 3-е изд. испр. Высшая школа, 2009. – с. 544.
6. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1982.