Папки-передвижки

Родительское собрание «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста»

Стелла Егорова
Родительское собрание «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня у нас с вами не обычное собрание. Темой является проблема дисграфии в младших классах, которое берет начало в дошкольном возрасте. Также проведу фронтальное занятие с детьми совместно с родителями, научимся играть в игры, которые направлены на профилактику дисграфии.

Публикация «Родительское собрание „Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Дисграфия – это нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки, искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизм на письме.

Чем опасна дисграфия?

При таком отклонении, начиная с первого класса, детям с трудом дается письмо, особенно трудно им писать под диктовку. Если такой ребенок напишет диктант, то у него в работе будет много ошибок. Кроме грамматических ошибок, дети игнорируют написание заглавных букв, а также точки, тире и запятые. У них очень плохой почерк.

Такие дети знают о своем недостатке и стараются, особенно при написании сочинений, использовать короткие фразы, состоящие из нескольких слов. И там тоже много ошибок.

Зачастую, особенно после 4 класса, школьники не желают посещать уроки, потому что стесняются, всячески стараются увильнуть от выполнения заданий по русскому языку, а то и вовсе пропускают уроки.

Со временем, дети-дисграфисты становятся «изгоями», они не хотят участвовать в жизни школы, увиливают от общественных работ. Достигнув зрелого возраста, такие люди стараются найти работу, где ничего не надо писать.

Характерные ошибки при дисграфии :

• Зеркальное написание букв, смешения графически сходных букв;

• Ошибки, связанные с нарушением произношения. Ребенок пишет то же, что и говорит («сапка» вместо «шапка»);

• Ошибки в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, определении мягкости, твердости, глухости, звонкости (п-б, к-г);

• Ошибки на уровне слога, слова, предложения и текста;

• Ошибки, связанные несформированностью лексико-грамматических категорий.

В группу риска попадают дети:

1. Дети с общим недоразвитием речи.

2. Дети, у которых в 2-3 года была задержка в развитии речи.

3. Дети, у которых есть проблемы с памятью и вниманием.

4. Если ребенок левша или переученный левша.

5. Если у ребенка была травма головы.

6. Если к семи годам у ребенка не исправлены нарушения звукопроизношения.

7. Если ребенок слишком рано, в 6 лет, пошел в школу, и в семье интенсивно пытаются подстегнуть интеллектуальное развитие ребенка, игнорируя естественные темпы физиологического и психологического развития. Или, наоборот, если ребенок рос в социально неблагополучной среде, где возможность развиваться естественно была ограничена.

8. Часто болеющий (особенно в раннем возрасте, ослабленный ребенок;

9. Ребенок, в семье которого наблюдались случаи дисграфии;

10. Ребенок, воспитывающийся в двуязычной семье.

Для предупреждения и коррекции данного вида ошибок необходима планомерная и последовательная работа.

Грамотное предупреждение дисграфии у дошкольников должно осуществляться по нескольким направлениям:

1. Важно перед школой и в момент обучению чтению тренировать навыки звукового анализа и синтеза. Недоработка в этом вопросе чревата ошибками на письме и чтении.

Важно, чтобы ребенок перед школой хорошо овладел понятиями «звук», «буква», «согласный», «гласный», «твердый согласный», «мягкий согласный», «слог», «ударение», «слово», «предложение».

Дошкольник должен понимать различия между:

• Буквой и звуком;

• Гласным и согласным;

• Словом, слогом и звуком;

• Твердым и мягким согласным;

• Звонким и глухим согласным.

Будущий школьник должен хорошо уметь делить слово на слоги, выделять ударный слог, выделять позицию заданного звука (или слога) в слове.

Упражнения на тренировку звукового анализа (фонематического анализа) нужно делать со всеми дошкольниками, чтобы предупредить возникновения дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза:

• Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «О» и топни ножкой, когда услышишь звук «У».

• Разложи картинки на две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.

• Я назову звонкий звук, а ты – парный глухой (Б – П, Д – Т и т. д.)

• Я назову твердый, а ты – парный мягкий (С – СЬ, М – МЬ и т. д.)

• Звонкий или глухой? Картинки, названия которых начинаются с глухого звука «П» положи в домик без звоночка, а картинки, названия которых начинаются на звонкий звук «Б» в домик со звоночком.

• У кого больше? Побеждает тот, на чьей карточке в слове большее количество слогов.

• Найди слова с одинаковым первым звуком в слове.

• Найди слова с одинаковым слогом в конце слова.

2. Если у ребенка были нарушения звукопроизношения и он заменял один звук другим, необходимо исправить речь прежде, чем начнете обучать ребенка письму и чтению.

Но бывает и так, что звуки исправлены, а ребенок иногда все же продолжает их путать! Например, раньше малыш вместо звука «Ш» произносил звук «С», но логопед поставил шипящий звук и вроде бы все нормально. Но в некоторых словах ребенок как бы по привычке возвращается к старому произношению, и говорить «малыс» вместо «малыш», или «космош» вместо «космос». Забавно, правда? Да, но и опасно! Ведь так будет и писать.

Различение звуков, которые ребенок неправильно произносил, путал и менял друг друга, должно быть хорошо отработано в разнообразных упражнениях по профилактике дисграфии :

• Если услышишь звук «Ш» подними символ (картинка, символизирующая звук, например, шарик, из которого выходит воздух, а если прозвучит звук «С» - покажи его символ (например, насос).

• Повтори за мной звуки, не перепутай: «Ш» «С» «Ш», «С» «С» «Ш», «Ш» «С»»Ш» и т. д.

• Подними символ звука «Ш», если услышишь слово с этим звуком. Если же в слове будет звук «С» - подними символ звука звук «С».

• Посели слова со звуками «Ш» и «С» в разные домики.

3. При знакомстве с буквами необходимо учить называть букву ее звуковым аналогом: «В», а не «ВЭ», «Щ», а не «ЩА» или «ЩЕ», «Л», а не «ЛЭ» или «ЭЛ». Сразу же учите ребенка читать каждую букву только одним звуком, который ее обозначает. Иначе на письме появятся ошибки, связанные с неправильным, искаженным звуковым образом буквы, ребенок будет писать вместо «ваза» - «вэаза», вместо «щука» - «щаука», вместо «лапа» - «лэапэа», потому что ребенок произносит название буквы как два звука. Возникает путаница в восприятии букв и звуков нашей речи. Если такая ошибка была допущена родителями или педагогом (бывает и такое, выполняйте упражнения по профилактике дисграфии.

• Звуковой диктант. Взрослый называет букву (произнося их как один звук, ребенок пишет.

• Зрительный диктант. Взрослый рисует букву на доске или листе бумаги, ребенок пишет ее и произносит (только один звук, обозначающий букву) : буква «Ш», буква «Т» и т. д.

• Определи, какая буква первая в словах и назови ее. Взрослый предлагает набор из 2-3 картинок, названия которых начинается с одного звука. Например: рыба, руль, рысь – все слова начинаются со звука «Р». Ребенок называет букву ее звуковым аналогом.

4. При обучению письму (печатными буквами) перед школой нужно делать много упражнений по закреплению правильного образа буквы. Нужно научить ребенка не путать буквы, имеющие сходные элементы и не переворачивать их, писать каждую букву в нужную сторону. Чем лучше ребенок запомнить образ буквы, тем меньше ошибок он допустит при письме.

Проводите с дошкольниками упражнениями по профилактике оптической дисграфии :

• Обведи букву;

• Слепи букву из пластилина, выложи из счетных палочек или веревки;

• Дорисуй недостающие детали;

• Зачеркни неправильно написанные буквы;

• Выучи стихотворение про букву;

• Какая буква получится, если добавить детали?;

• Какая буква получится, если убрать детали?

• Нарисуй букву в воздухе;

• Сравни две буквы, чем они похожи, чем отличаются?

А теперь фрагмент совместного с родителями занятия.

Л. : Дети, с какими звуками мы познакомились на прошлых занятиях?

Д. : Звуки С и Сь.

Л. : Дайте характеристику этим звукам, вам в этом поможет Звуковичок.

Д. : Оба согласные, оба глухие, звук С – твердый, обозначаем синим цветом, звук Сь – мягкий, обозначаем зеленым цветом.

Л. : Играем в игру «Светофор» (с фишками). На мягкий звук поднимаем зеленую фишку (родители, на твердый звук – синюю фишку (дети).

Л. : С, СЬ, СЬ, С; СА, АСЬ,УС, СИ; СОБАКА, ОСИНА, СОСНА, ТАКСИ, СОСИСКА.

Л. : А теперь игра «Собери слово» (по первым звукам слова)

Д. : СУП.

Л. : А теперь выполним звуко-слоговой анализ этого слова (работа с пособием). Один ребенок работает у доски.

Л. : Давайте с вами выучим правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов»

Л. : Следующее задание, это работа с буквами. (каждому ребенку раздаются листочки, на них три палочки). Задание детям:

Л. : Первую палочку превратить в букву Т. Вторую палочку превратить в букву П, а третью – в К.

Л. : Задание родителям : дописать буквы и прочитать слова (КИТ, КОТ)

Л. :И последнее задание. (Детям раздаются листочки, там пропечатаны разные буквы в три строчки). Подчеркнуть буквы, обозначающие гласные звуки А,О.

Л. : Родителям задание : из букв собрать слово.

Л. : Молодцы, все справились.

В конце родительского собрания родителям были розданы

ПАМЯТКИ «ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»

Публикации по теме:

«Ты, да я, да мы с тобой». Родительское собрание о дружеских взаимоотношениях детей дошкольного возраста Поговорим о дружбе. Для родителей. №1. • Знаете ли вы друзей своего ребёнка? ___ • Как давно они дружат?.

Родительское собрание «Безопасность детей дошкольного возраста» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Безопасность детей дошкольного возраста» Разновозрастная старшая подготовительная к школе логопедическая группа.

Родительское собрание на тему «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора» Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад №22 Колпинского района г. Санкт-Петербурга Родительское собрание.

Родительское собрание на тему «Роль музея в познавательном развитии детей дошкольного возраста» ЦЕЛЬ: Подвести родителей к выводу о том, что реализация направления «Музейная педагогика», играет огромную роль во всестороннем развитии.

Родительское собрание. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста Тема собрания: «Развитие речи детей среднего возраста» Форма проведения: встреча с элементами практикума. Цель: создание условий для речевого.

Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» Родительское собрание «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста» Подготовила: Кучеренко Ю. В. Цель:.

Родительское собрание. Использование моделирования для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Игра «Брейн – ринг». Тема: «Использование игровых моделей в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста». Цель:.

Родительское собрание в старшей группе «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Задачи работы с родителями 1. Повысить педагогическое мастерство родителей; 2. Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования;.

Родительское собрание-викторина «Роль сказки в жизни и развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания у детей интереса и любви к чтению. Задачи: 1. Расширять педагогические.

Родительское собрание «Воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» Родительское собрание в подготовительной группе Тема: «Воспитание и формирование культуры поведения детей дошкольного возраста» План: 1. Вступительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 марта 2017 в 10:53
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Стелла Егорова (УИ 1019520) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД