Наталья Щевелева
Родительское собрание на тему «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад №22
Колпинского района г. Санкт-Петербурга
«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора»
Авторская разработка.
Воспитатель:
Щевелева Наталья Владимировна
2016 учебный год
Санкт-Петербург
Публикация «Родительское собрание на тему „Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Цель родительского собрания : Познакомить родителей с формами и методами приобщения детей к малым формам фольклора.
Воспитатель:
Здравствуйте уважаемые родители и наши гости! Тема нашей тематической встречи «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры». Старая поговорка гласит «Все новое – хорошо забытое старое».
На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обычаям наших предков, к их традициям. Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с его культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков – тех, кто перед нами был научит понимать и удивляться.
День за днем, год за годом ребенок растет, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки, колыбельные песни, русские народные песенки, потешки, прибаутки, пестушки, загадки, считалки, заклички, пословицы и поговорки.
Слово ФОЛЬКЛОР в буквальном переводе с английского означает «Народная мудрость».
Воспитатель: Загадки – одна из малых форм устного народного творчества, в которой предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений
Воспитатель: Отгадайте русские загадки, найдя отгадку в избе.
«Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча»
Родители : Это печь.
Воспитатель: Как вы догадались?
Родители : Печь сделана из кирпича, когда холодно её топят, а когда на улице жарко она стоит холодная.
Воспитатель:
«Под крышей – четыре ножки,
А на крыше – щи, да ложки»
Родители : Это стол, потому что на верху крышка, а под ней 4 ножки, а на крышке ложки.
Воспитатель:
«Кривая собака в печку глядит»
Родители : Это кочерга, потому что ручка, как хвостик у собаки а наконечник как морда и все время что то хочет найти в печке.
Воспитатель:
«Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает?»
Родители : Это ухват, так как верх ухвата похож на рога, и помогает достать еду из печки.
Воспитатель:
«Он большой, тяжёлый, черного цвета, сделанный из металла.»
Родители : Это чугунок, потому что он тяжелый и черного цвета.
Воспитатель: Потешки - песенки сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком.
«Солнышко – ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей,
Телят, да ягнят
Еще маленьких ребят»
«Мы спросили нашу печь:
Что сегодня нам испечь?
Печку мы спросили,
Тесто замесили.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали – не устали.
Начинили творогом
И назвали пирогом!
Ну-ка, печка,
Дай творожнику местечко»
Воспитатель: А, какие вы знаете потешки, которые можно использовать во время умывания, трудовой деятельности и когда укладываем ребенка спать?
Родители :
«Водичка –водиченька,
умой мое личико!
Что бы щёчки алели,
Что бы глазки блестели,
Что б смеялся роток,
Что б кусался зубок!»
«Котя, котенька, коток,
Котя - серенький лобок,
Приди, Котя, ночевать,
Мою детку покачать,
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока»
«Алёнка – маленка шустра, быстра:
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насобирала.
Везде поспела –
В охотку ей дело»
Воспитатель: А теперь предлагаем вам поиграть с нами в игру «Волшебная корзиночка» Посмотрите, какая у меня в руках волшебная корзиночка, но она закрыта. Как нам с вами узнать, что находиться в этой корзиночке не открывая её?
Родители : Потрясти, посмотреть через щелочки, понюхать.
Воспитатель: Потрясите, как вы думаете, что там находиться.
Родители : Какие-то предметы.
Воспитатель: Посмотрите через щелочки, что вы видите?
Родители : Клювик красненький и кругленькие зелененькие глазки.
Воспитатель: Понюхайте.
Родители : Деревом и лаком.
Воспитатель: Открываем корзиночку. Заглядываем в неё, достаем игрушку и рассказываем про неё потешку.
Родители :
«Идет коза рогатая,
идет Коза бодатая.
Ножками топ-топ,
глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт –
Забодает! Забодает! Забодает!.»
«Сорока-сорока
Кашу варила,
Деток кормила,
- Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего!»
«Курочка-рябушечка,
Куда ты пошла? На речку!
Курочка-рябушечка
Зачем ты пошла? За водичкой!
Курочка-рябушечка
Зачем тебе водичка? Цыпляток поить!
Курочка-рябушечка
Как цыплятки просят пить? Пи, пи, пи.»
Воспитатель: Пестушки – термин произошёл от слова «пестовать», то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Цель их – забавлять, потешать, успакаивать, отвлекать, ласкать ребенка.
«Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!»
«Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.»
«Сова – совушка,
Белая головушка,
Сова умывалась,
В лапти обувалась,
В лапти, в тряпички,
В теплы рукавички!»
Воспитатель: Колыбельные песни – по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Воспитатель: А сейчас давайте вместе с вами споём русскую народную колыбельную песенку «Ай, качи-качи-качи…»
«Ай, качи-качи-качи…»
«Ай, качи-качи-качи!
Глянь – баранки, калачи, Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи. С пылу, с жару, из печи – Все румяны, горячи. Налетели тут грачи, Подхватили калачи, Нам остаалися Бара – а-а-ночки!» Изобразить кистями рук, опущенными вниз движение покачивания воображаемой люльки. Соединить указательный и большой пальцы на обеих рук, что бы получились баранки.
Перекидывать из одной руки в другую воображаемый пирожок.
Руки поднять в стороны и изобразить полет птицы.
Соединить указательный и большой пальцы на обеих рук, что бы получились баранки…
Воспитатель: Поговорки и пословицы - особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни, во всем его многообразии и противоречивости.
Воспитатель:
«Хлеб – всему голова»
«Хлеб да каша – пища наша»
Воспитатель: Расскажите, а какие вы о хлебе знаете поговорки?
Родители :
«Худой обед – если хлеба нет»
«Хлеба ни куска, так в горнице тоска»
«Хлеб, дар божий, отец – кормилец»
«Хлеб – батюшка, отец – матушка»
«Береги хлеб для еды»
Воспитатель: Приглашаем поиграть в русскую народную игру «Мы варили суп»
«Мы варили суп» (Е. Благина)
«Мы варили суп – суп Из перловых круп-круп. Получилась каша-
То-то горе наше. Замесили тесто,
А оно ни с места.
Замесили на дрожжах – Не удержишь на вожжах!»
Раз, два, три – лови! Хлопки ладошками по коленкам.
Хлопки ладонями.
Руки разводим в стороны, приподнимая плечи.
Схватиться за голову.
Сжатые кулачки выполняют движение замешивания теста.
Руки разводим в стороны, приподнимая плечи.
Сжатые кулачки выполняют движения замешивания теста, идя в середину круга. Руки вперед, медленно отходя назад. Водящий ловит детей.
Воспитатель: Сказки – каждому жанру русского народного творчества присуща своя поэтическая форма. Сказка отличается от родственных ей устных жанров фольклора тем, что она не поется, а рассказывается, имеет прозаическую форму. Своеобразие содержания определяет их различия в манере рассказывания, в языке.
Воспитатель: У каждого из вас на столах лежат развивающие игры на русские народные сказки. Посмотрите внимательно – одним надо будет собрать пазлы, соблюдая последовательность содержания сказок, а другим собрать картинку по эпизодам из сказок. (Родители приступают к выполнению задания.)
Воспитатель: В развивающих играх развивается не только память, внимание, логическое мышление, мелкая моторика рук, но и связная речь. Расскажите сказку, которую вы составили собирая пазлы или картинку по эпизодам.
Воспитатель: Несмотря на свою занятость, старайтесь уделять хотя бы 5 минут перед сном, что бы рассказать ребёнку сказку и тем самым поддержать интерес детей к русскому фольклору.
Воспитатель: Пришла пора расстаться. Сегодня мы с вами узнали что-то новое, к сожалению, забытое старое, старинное, вечное. Один мудрый человек сказал: «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки пронесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть, уйти в небытиё?
До свидание!
До новых встреч, в нашей уютной, светлой и теплой горнице.