Получи документы

Родительское собрание на тему «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора»

Наталья Щевелева
Родительское собрание на тему «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад №22

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Родительское собрание

«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора»

Авторская разработка.

Воспитатель:

Щевелева Наталья Владимировна

2016 учебный год

Санкт-Петербург

Публикация «Родительское собрание на тему „Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора“» размещена в разделах

Цель родительского собрания : Познакомить родителей с формами и методами приобщения детей к малым формам фольклора.

Воспитатель:

Здравствуйте уважаемые родители и наши гости! Тема нашей тематической встречи «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры». Старая поговорка гласит «Все новое – хорошо забытое старое».

На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обычаям наших предков, к их традициям. Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с его культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков – тех, кто перед нами был научит понимать и удивляться.

День за днем, год за годом ребенок растет, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки, колыбельные песни, русские народные песенки, потешки, прибаутки, пестушки, загадки, считалки, заклички, пословицы и поговорки.

Слово ФОЛЬКЛОР в буквальном переводе с английского означает «Народная мудрость».

Воспитатель: Загадки – одна из малых форм устного народного творчества, в которой предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений

Воспитатель: Отгадайте русские загадки, найдя отгадку в избе.

«Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча»

Родители : Это печь.

Воспитатель: Как вы догадались?

Родители : Печь сделана из кирпича, когда холодно её топят, а когда на улице жарко она стоит холодная.

Воспитатель:

«Под крышей – четыре ножки,

А на крыше – щи, да ложки»

Родители : Это стол, потому что на верху крышка, а под ней 4 ножки, а на крышке ложки.

Воспитатель:

«Кривая собака в печку глядит»

Родители : Это кочерга, потому что ручка, как хвостик у собаки а наконечник как морда и все время что то хочет найти в печке.

Воспитатель:

«Бычок рогат, в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает?»

Родители : Это ухват, так как верх ухвата похож на рога, и помогает достать еду из печки.

Воспитатель:

«Он большой, тяжёлый, черного цвета, сделанный из металла.»

Родители : Это чугунок, потому что он тяжелый и черного цвета.

Воспитатель: Потешки - песенки сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком.

«Солнышко – ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей,

Телят, да ягнят

Еще маленьких ребят»

«Мы спросили нашу печь:

Что сегодня нам испечь?

Печку мы спросили,

Тесто замесили.

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали – не устали.

Начинили творогом

И назвали пирогом!

Ну-ка, печка,

Дай творожнику местечко»

Воспитатель: А, какие вы знаете потешки, которые можно использовать во время умывания, трудовой деятельности и когда укладываем ребенка спать?

Родители :

«Водичка –водиченька,

умой мое личико!

Что бы щёчки алели,

Что бы глазки блестели,

Что б смеялся роток,

Что б кусался зубок!»

«Котя, котенька, коток,

Котя - серенький лобок,

Приди, Котя, ночевать,

Мою детку покачать,

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока»

«Алёнка – маленка шустра, быстра:

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала.

Везде поспела –

В охотку ей дело»

Воспитатель: А теперь предлагаем вам поиграть с нами в игру «Волшебная корзиночка» Посмотрите, какая у меня в руках волшебная корзиночка, но она закрыта. Как нам с вами узнать, что находиться в этой корзиночке не открывая её?

Родители : Потрясти, посмотреть через щелочки, понюхать.

Воспитатель: Потрясите, как вы думаете, что там находиться.

Родители : Какие-то предметы.

Воспитатель: Посмотрите через щелочки, что вы видите?

Родители : Клювик красненький и кругленькие зелененькие глазки.

Воспитатель: Понюхайте.

Родители : Деревом и лаком.

Воспитатель: Открываем корзиночку. Заглядываем в неё, достаем игрушку и рассказываем про неё потешку.

Родители :

«Идет коза рогатая,

идет Коза бодатая.

Ножками топ-топ,

глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьёт –

Забодает! Забодает! Забодает!.»

«Сорока-сорока

Кашу варила,

Деток кормила,

- Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!»

«Курочка-рябушечка,

Куда ты пошла? На речку!

Курочка-рябушечка

Зачем ты пошла? За водичкой!

Курочка-рябушечка

Зачем тебе водичка? Цыпляток поить!

Курочка-рябушечка

Как цыплятки просят пить? Пи, пи, пи.»

Воспитатель: Пестушки – термин произошёл от слова «пестовать», то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Цель их – забавлять, потешать, успакаивать, отвлекать, ласкать ребенка.

«Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький!»

«Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.»

«Сова – совушка,

Белая головушка,

Сова умывалась,

В лапти обувалась,

В лапти, в тряпички,

В теплы рукавички!»

Воспитатель: Колыбельные песни – по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.

Воспитатель: А сейчас давайте вместе с вами споём русскую народную колыбельную песенку «Ай, качи-качи-качи…»

«Ай, качи-качи-качи…»

«Ай, качи-качи-качи!

Глянь – баранки, калачи, Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи. С пылу, с жару, из печи – Все румяны, горячи. Налетели тут грачи, Подхватили калачи, Нам остаалися Бара – а-а-ночки!» Изобразить кистями рук, опущенными вниз движение покачивания воображаемой люльки. Соединить указательный и большой пальцы на обеих рук, что бы получились баранки.

Перекидывать из одной руки в другую воображаемый пирожок.

Руки поднять в стороны и изобразить полет птицы.

Соединить указательный и большой пальцы на обеих рук, что бы получились баранки…

Воспитатель: Поговорки и пословицы - особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни, во всем его многообразии и противоречивости.

Воспитатель:

«Хлеб – всему голова»

«Хлеб да каша – пища наша»

Воспитатель: Расскажите, а какие вы о хлебе знаете поговорки?

Родители :

«Худой обед – если хлеба нет»

«Хлеба ни куска, так в горнице тоска»

«Хлеб, дар божий, отец – кормилец»

«Хлеб – батюшка, отец – матушка»

«Береги хлеб для еды»

Воспитатель: Приглашаем поиграть в русскую народную игру «Мы варили суп»

«Мы варили суп» (Е. Благина)

«Мы варили суп – суп Из перловых круп-круп. Получилась каша-

То-то горе наше. Замесили тесто,

А оно ни с места.

Замесили на дрожжах – Не удержишь на вожжах!»

Раз, два, три – лови! Хлопки ладошками по коленкам.

Хлопки ладонями.

Руки разводим в стороны, приподнимая плечи.

Схватиться за голову.

Сжатые кулачки выполняют движение замешивания теста.

Руки разводим в стороны, приподнимая плечи.

Сжатые кулачки выполняют движения замешивания теста, идя в середину круга. Руки вперед, медленно отходя назад. Водящий ловит детей.

Воспитатель: Сказки – каждому жанру русского народного творчества присуща своя поэтическая форма. Сказка отличается от родственных ей устных жанров фольклора тем, что она не поется, а рассказывается, имеет прозаическую форму. Своеобразие содержания определяет их различия в манере рассказывания, в языке.

Воспитатель: У каждого из вас на столах лежат развивающие игры на русские народные сказки. Посмотрите внимательно – одним надо будет собрать пазлы, соблюдая последовательность содержания сказок, а другим собрать картинку по эпизодам из сказок. (Родители приступают к выполнению задания.)

Воспитатель: В развивающих играх развивается не только память, внимание, логическое мышление, мелкая моторика рук, но и связная речь. Расскажите сказку, которую вы составили собирая пазлы или картинку по эпизодам.

Воспитатель: Несмотря на свою занятость, старайтесь уделять хотя бы 5 минут перед сном, что бы рассказать ребёнку сказку и тем самым поддержать интерес детей к русскому фольклору.

Воспитатель: Пришла пора расстаться. Сегодня мы с вами узнали что-то новое, к сожалению, забытое старое, старинное, вечное. Один мудрый человек сказал: «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки пронесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть, уйти в небытиё?

До свидание!

До новых встреч, в нашей уютной, светлой и теплой горнице.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора и литературных произведений Выступление на семинаре 08.10.2015 г. Воспитатель Сафронова А. Н. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», воспитатели.

Использование фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное.

Музыкальные пляски и подвижные игры с использованием малых форм песенного фольклора для детей младшего дошкольного возраста Музыкальные пляски и подвижные игры с использованием малых форм песенного фольклора для детей младшего дошкольного возраста. (в методическую.

Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе» Педагогический проект: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе через знакомство с произведениями устного.

Родительское собрание «Адаптация и социализация детей дошкольного возраста» Социализация детей - специфический социальный процесс. Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности,.

Родительское собрание на тему «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании» Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Оно воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе активны.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Цели: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Родительское собрание с участием детей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» (фотоотчёт)Родительское собрание с участием детей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» (фотоотчёт) Недавно в нашей первой младшей группе прошло родительское собрание в необычной форме. В собрании принимали участие дети нашей группы. Цель.

Родительское собрание в первой младшей группе «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Цель: • Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно- гигиенических навыков; • Заинтересовать проблемой;.

Родительское собрание «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей» Родительское собрание «Влияние малых форм фольклора на развитие речи ребенка» Подготовительная группа Цель: Расширение знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание на тему «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора»
Опубликовано: 25 сентября 2016 в 16:52
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание на тему «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к малым формам фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Щевелева (УИ 758910) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД