Татьяна Дубакова
Педагогический проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект :
«Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе через знакомство с произведениями устного народного творчества»
Актуальность:
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развития ребёнка.
Публикация «Педагогический проект „Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Существенную роль в процессе развития речи детей младшего дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста необходимо включать чтение колыбельных песенок, потешек, русских народных сказок, прибауток.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском возрасте позволит заложить основу психического и физического благополучия ребёнка, определяющую успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Огромную роль в воспитании художественно-эстетических чувств ребёнка играет, конечно, музыка. Она должна стать ещё одним средством общения с детьми. Дети должны видеть, что музыка несёт содержание и рождает у человека определённый эмоциональный отклик. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на ребёнка, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания детей.
Тип проекта : познавательно-игровой (групповой).
Продолжительность: среднесрочный (7 месяцев).
Участники проекта : воспитатели, дети 2 младшей группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Цель:
Развитие у детей устойчивого интереса к художественной литературе через знакомство с произведениями устного народного творчества.
Задачи:
1. Расширять представление детей о малых фольклорных формах через чтение, прослушивание, просмотр, инсценирование фольклорных произведений.
2. Учить детей использовать полученный опыт в разных видах деятельности (продуктивной, игровой).
3. Способствовать формированию раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора.
4. Воспитывать умение слушать и понимать произведения детского фольклора (русские народные сказки, потешки, прибаутки).
5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и интерес к малым фольклорным формам: песенкам-потешкам, прибауткам, колыбельным.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемыми результатами являются:
• знание детьми малых фольклорных форм (потешек, колыбельных, прибауток);
• умение детей с помощью взрослого инсценировать произведения устного народного творчества;
• умение детей использовать полученный опыт в разных видах деятельности (продуктивной, игровой, музыкальной);
• умение детей слушать и понимать произведения детского фольклора (русские народные сказки, потешки, прибаутки).
• Интегративное качество: ребёнок эмоционально-отзывчивый.
Этапы работы:
1 этап - подготовительный (ноябрь, декабрь)
Цель: создание условий для разработки проекта и его обеспечения.
Задачи:
1. создание творческой группы по разработке проекта;
2. подбор, изучение и систематизация литературы по теме проекта;
3. разработка плана педагогического сопровождения проекта, системы тематических консультаций для родителей воспитанников;
4. проведение диагностических исследований с детьми в рамках проектной деятельности;
5. проведение родительского собрания.
2 этап - реализационный (январь - апрель)
Цель: апробация проекта и его реализация.
Задачи:
1. вовлечение детей в проектную деятельность через знакомство с произведениями устного народного творчества;
2. консультации для родителей по теме проекта;
3. реализация проекта
3 этап – аналитический (май)
Цель: анализ реализации проекта, обобщение и представление опыта работы по проекту.
Задачи:
1. диагностика детей по итогам реализации проекта;
2. соотношение результатов реализации проекта с поставленными целями и задачами;
3. формулирование выводов и практических рекомендаций, публикация материалов, распространение опыта, проведение итоговых мероприятий.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Система взаимодействия педагогов и родителей включает:
• Совместное проведение родительских собраний.
• Консультации по устному народному творчеству.
• Привлечение родителей к организации детских праздников, к участию в творческой мастерской.
Принципы работы:
• Системность и непрерывность.
• Личностно-ориентированный характер взаимодействия детей и взрослых.
• Свобода индивидуального личностного развития.
Предметно-пространственная развивающая среда:
Для социально – коммуникативного направления:
-центр сюжетных игр;
-центр театрализации «В гостях у сказки» (уголок ряженья).
Для художественно – эстетического направления:
-центр «Весёлые нотки»;
-центр «Здравствуй, книжка!»
Формы работы с детьми по образовательным областям
Социально-коммуникативное
развитие • Игровое упражнение
• Индивидуальная игра
• Совместная с воспитателем игра-драматизация
Совместная со сверстниками игра-импровизация (парная, в малой группе)
• Чтение
• Беседа
• Рассматривание
• Фольклорное развлечение
Художественно - эстетическое
развитие (музыка, восприятие художественной литературы и фольклора) • Игра-импровизация
• Слушание народной музыки
Музыкально-дидактическая игра
Разучивание песенок-потешек, прибауток, колыбельных песен
Совместное пение
План работы с детьми
Мероприятия Задачи Сроки Ответственный
Тема 1 блока: «Малый фольклор»
(русские народные потешки, песенки-потешки, прибаутки, колыбельные)
Чтение, рассматривание иллюстраций, рассказывание, слушание аудиозаписей потешек, песенок-потешек:
«Сорока, белобока…»
«Водичка, водичка…»
«Киска, киска, киска брысь…»
«Как у нашего кота…»
«Идёт коза рогатая…»
«Тили-тили-тили-бом…»
«Вышла курочка гулять…»
«Расти коса до пояса…» 1. Познакомить детей с малыми фольклорными формами: потешками, песенками-потешками.
2. Стимулировать желание детей в исполнении песенок-потешек. Январь Воспитатели,
музыкальный руководитель
Пение, слушание, разучивание прибауток:
«Сорока- сорока»
«Ладушки-ладушки»
«Петушок»
«Зайка»
«Тень-тень-потетень»
«Как на тоненький снежок» 1. Развивать певческие навыки детей. Февраль Музыкальный руководитель, воспитатели
Слушание, разучивание и пение колыбельных песен: «Спи, сынок…»,
«Ай, качи, качи…», «Приди котик ночевать»,
«Баю-баюшки, баю», «Котенька - коток»,
«Не ложися на краю…». 1. Познакомить детей с жанром – колыбельная песня. Февраль Музыкальный руководитель
Тема 2 блока: «Русский народный фольклор» (русские народные сказки)
Чтение, рассказывание, игры-драматизации, игры-импровизации по мотивам русских народных сказок:
«Репка»,
«Колобок»,
«Теремок»,
«Заюшкина избушка». 1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на сказку. Март Воспитатели
Чтение, рассматривание иллюстраций, рассказывание, игры-драматизации по мотивам русских народных сказок:
«Три медведя»,
«Маша и медведь»,
«Петушок и бобовое зёрнышко»,
«Волк и семеро козлят» 1. Учить детей инсценировать сказки с помощью взрослого.
Апрель Воспитатели, музыкальный руководитель
План работы с родителями
№ Мероприятия Сроки Ответственный
1 1. Анкетирование родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору».
2. Родительское собрание
«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии детей младшего дошкольного возраста».
Декабрь Воспитатели, музыкальный руководитель
2 Консультация «Роль фольклора в воспитании младших дошкольников». Декабрь Воспитатели
3 Творческая мастерская «Куклы своими руками» (пополнение центра театрализации «В гостях у сказки»). Январь Родители
4 Статья в родительский уголок
«Колыбельные в жизни ребёнка». Февраль Музыкальный руководитель
5 Выставка детских книг «Моя любимая книжка». Март Родители
6 Фольклорное развлечение «В гости к бабушке Матроне». Март Воспитатели, музыкальный руководитель
7 Театрализованное представление по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка». Апрель Воспитатели, музыкальный руководитель
8 1. Анкетирование родителей по выявлению эффективности проведения совместной проектной деятельности.
2. Родительское собрание «Обобщение опыта семейного воспитания» Май Воспитатели, родители
Методики изучения эффективности проекта :
Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по двум направлениям: дети и родители.
1. Анкета для родителей по выявлению эффективности проведения совместной проектной деятельности.
2. Мониторинг знаний воспитанников по образовательным областям «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие музыки, художественной литературы и фольклора, «Социально-коммуникативное развитие», соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
• Метод диагностики - наблюдение.
Формы отчётности по выполнению проекта :
1. аналитический отчёт о результатах реализации проекта;
2. аналитические материалы по итогам мониторинговых исследований.
Список литературы :
1. Учите детей петь : (Песни и упражнения для развития голоса у детей 3-5 лет). Пособие для воспитателя и музыкального руководителя дет. сада / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. - М. : Просвещение, 1986. – 144с.
2. Литературно-художественное издание. Серия «Сказки». Терем-теремок. Русские народные сказки для детей дошкольного возраста. ОАО «Издательство» «Высшая школа». Тверь, 2010.
3. Литературно-художественное издание для детей дошкольного возраста «Курочка-рябушечка». Русские народные песенки-потешки. Составление и обработка С. Кузьмина. Издательство «Книжный дом», 2008.
4. Литературно-художественное издание для детей дошкольного возраста «Радуга-дуга». Русские народные песенки-потешки. Составление и обработка С. Кузьмина. Издательство «Книжный дом», 2010.
Интернет-ресурсы:
1. https://mdou44.edu.yar.ru/materiali/konsultatsii_spetsialistov/konsultatsiya_muzikalnogo_rukovoditelya_i.v.sharipovoy_kolibelnaya_v_zhizni_rebenka.pdf
2. https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-aleksevna-polovinkina/rol-folklora-v-vospitani-detei.html
Анкета
«Взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей
к русскому народному фольклору».
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты для работы по русскому народному фольклору с дошкольниками.
1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?___
2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?___
3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребёнка?___
4. Надо ли знать русские народные сказки?___
5. Какие потешки Вы знаете?---
6. Поёте ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие?---
---
7. Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребёнка?---
8. Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?___
9. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре? ___
10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?___
___
Благодарим за сотрудничество!
Анкета для родителей по выявлению эффективности проведения совместной проектной деятельности
Фамилия И. О. родителя:
1. Что нового вы узнали об устном народном творчестве?
2. Какие мероприятия вы посетили? (родительское собрание, фольклорное развлечение, открытое занятие).
3. Сколько членов семьи было на родительском собрании, развлечении, открытом занятии?
4. Ваше участие в подготовке и проведении праздника:
— гость;
— активный участник;
— персонаж по сюжету;
— подготовка атрибутов.
5. Какое мероприятие вызвало наибольший интерес у ребёнка и других членов вашей семьи? Почему?
6. Какие формы малого фольклора вы стали использовать в общении с ребёнком?
7. Ваши пожелания и предложения по проведению дальнейшей работы с детьми.
Благодарим за сотрудничество!
Технологическая карта «Материалы и оборудование»
Центр художественно – эстетического развития
«Здравствуй, книжка!» Центр социально-коммуникативного
развития «В гостях у сказки»
(уголок ряженья и театрализации) Центр художественно – эстетического развития «Весёлые нотки»
• Книжки с русскими народными потешками «Курочка - рябушечка», «Радуга-дуга», «Мышка Прасковья».
• Книжки с русскими народными сказками: «Колобок», «Теремок»,
«Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зёрнышко». • Кукольный театр по мотивам русских народных сказок: «Колобок», «Теремок», «Три медведя»,
«Волк и семеро козлят».
• Элементы костюмов и атрибуты для игр-драматизаций по мотивам русских народных сказок: «Репка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зёрнышко». • Видеотека русских народных сказок
• Фонотека народных колыбельных песен, песенок-потешек.
• Атрибуты для игр-драматизаций (шапочки, маски зверей, птиц).
• Игрушки для обыгрывания песенок-потешек, прибауток: петушок, зайка, сорока.
Информационный центр для родителей
Центр социально-коммуникативного развития «Сюжетные игры»
• Папки – передвижки с консультациями по устному народному творчеству.
• Информационный стенд «Учим и читаем вместе с нами».
• Выставка книг с русскими народными потешками, сказками. • Игрушечная мебель: кроватка, постельные принадлежности.
• Одежда для кукол.
• Игрушки для обыгрывания потешек: куклы, петушок, курочка, коза, белочка, кошка, зайка, сорока.