Нина Романова
Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР как одно из средств профилактики дисграфии»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: дети подготовительной логопедической группы.
Срок реализации плана работы: 1 квартал.
Обоснование необходимости проводимых мероприятий: низкий уровень развития мелкой моторики является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:1) низкий темп письма;2) быстрая утомляемость при письме;3) неровная, «дрожащая» линия;4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;5) слишком сильный нажим;6) трудности в воспроизведении формы графических элементов;7) несоблюдение размера графических элементов;8) несоблюдение наклона письма;9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;10) нежелание выполнять письменные упражнения.
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР как одно из средств профилактики дисграфии“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность: неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах.
Цель проводимых мероприятий: развитие мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Задачи:
- Создавать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики;
- Развивать двигательную область коры головного мозга: умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения;
- Формировать зрительно-моторную координацию;
- Развивать речевую области коры головного мозга: формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
- Развивать мышление, память, внимание, сосредоточенность, зрительное и слуховое восприятие;
- Развивать пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве.
- Формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
- Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей;
- Воспитывать умение детей работать самостоятельно.
Этапы реализации плана работы.
Подготовительный:
- определение целей и задач;
- изучение необходимой литературы;
- разработка практического материала для развития и коррекции мелкой моторики;
- обогащение предметно развивающей среды.
Основной:
- практическая работа с детьми по выбранному плану;
- вызывать у детей интерес и положительный настрой к играм, упражнениям, диктантам, пальчиковой гимнастике.
Заключительный:
- подведение итогов, планирование дальнейшей работы по данной теме;
- анализ результатов;
Направления работы с детьми: игровая, продуктивная, познавательная, коммуникативная деятельность. Направления работы с родителями: консультация «Значение развития мелкой моторики в дальнейшем школьном обучении», мастер-класс «Бисерография в домашних условиях», совместная работа по реализации программы. Направления работы с педагогами: проведение совместных мероприятий, внедрение здоровьесберегающих технологий в разные виды деятельности в работе.
Методика работы по развитию мелкой моторики.
1. Пальчиковая гимнастика начинается с разминки пальцев рук, сжимания в кулак и разжимания пальцев рук. Затем используются упражнения для расслабления пальцев и кистей рук. Дале, даются задания на удержание позы кистей рук. На первом занятии все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключения с одного движения на другое. Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, предполагают развитие и совершенствование произвольного внимания, автоматизацию действий («Пальчики поздоровались», «Ладонь-кулак»).
1.2. Важное место по развитию мелкой моторики рук у детей с ОНР занимает ритмическая организация движения, оказывающая положительное влияние на слухо-зрительно-двигательную координацию движений. Ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок (хлопки, постукивание по столу).
Далее дети учатся воспроизводить движение с отказом от двигательных стереотипов («Я хлопну один раз – ты поднимаешь одну руку, я хлопну два раза – ты поднимаешь две руки»).
1.3. Используем рисование в воздухе кистями и пальцами рук.
Упражнение «Радужные брызги» - встряхивание расслабленными кистями в разном темпе, имитируя разбрызгивание капель. Это упражнение способствует развитию воображения.
Упражнение «Скульпторы» - дети «лепят руку», разминают глину, разглаживают каждый палец – это своего рода массаж.
В середине занятий (3-5 минут) вместе с воспитателем дети проговаривают стихотворный текст, сопровождая его определенными движениями пальцев рук («Домик», «Замок», «Зайцы»).
1.4. В работе ежедневно используются Су-Джок тренажеры: дети катают шарик по ладони - по часовой стрелке, против, зажимают шарик в ладони, катают по каждому пальцу, начиная с большого, круговое движение шариком по ладони.
2. Развитие элементарных графических навыков при подготовке руки к письму на листе.
Ребенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в различных направлениях. Затем учится ставить точки. Тренировать точеные движения очень важно детям с ОНР. Сначала указательный палец взрослого ставится на ладошку ребенка и совершает пальцем легкие вращательно-круговые движения по часовой стрелке, не отрывая палец от ладони. После этого ребенок проделывает это упражнение самостоятельно. Далее тренируем упражнение ставить точку карандашом. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги. Прежде всего, ребенок должен определить, где у него правая и левая стороны туловища. Это основа ориентировки в пространстве. Он должен познакомиться с понятиями верх-низ, сзади-спереди. Такие понятия можно хорошо отработать во время физ. минуток.
Самым сложным является понятие зеркального изображения. Проводим следующее упражнение: детям даем в правую руку предмет и спрашиваем «В какой руке?». После этого расставляем в две шеренги лицом друг к другу, просим поднять предмет, обращаем внимание, где находится предмет у шеренги напротив. Затем обе шеренги становятся рядом и воспитатель снова обращает внимание на положение предмета. Многие дети с ОНР не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движением своей руки.
Упражняемся в пространственной ориентации детей на листе бумаги, разделенном пополам, фиксации ритма (ребенок хлопает, зарисовывает его).
Не менее полезным упражнением для развития пространственной ориентировки на листе является штриховка.
Она имеет последовательность:
1. Редкая штриховка карандашом одного цвета.
2. Штриховка двумя карандашами разного цвета.
3. Частая штриховка одним цветом.
4. Частая штриховка разными карандашами. Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивание.
После освоения основных графических приемов, знакомимся с буквами, при условии постановки их в речи. Дети «печатают» букву, «чинят» букву, обводят по пунктирным линиям.
3. Нетрадиционные техники работы с детьми.
На занятиях мы используем и нетрадиционные техники:
1. Работа с ножницами. Это упражнение для быстрого чередования напряжения мелкой мускулатуры руки и ее расслабления.
2. Техника «Отрывание бумаги». Дети украшают картинку с помощью произвольного отрывания кусочков цветной бумаги.
3. Ниткография. Это выкладывание ниток по контуру рисунков, сделанных из бархатной бумаги или по контуру изображений, сделанных из нее.
4. Бисерография. Выкладывание картинки с помощью бисера, бусинок.
5. Скань. Это фигурки, свитые из тонкой металлической проволоки. Сначала делаем геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, змейку, спиральку. Обматываем проволокой, тонкой бельевой веревкой, толстыми нитками любые предметы (например, ручки, карандаши).
6. Рисование солью. Дети посыпают солью рисунок, после высыхания соль пропитывается краской и получается объемный рисунок.
7. Рисование на крупе (манка рассыпана на столе, дети рисуют пальцами)
8. Составление букв из пальчиков.
Оценка результатов деятельности.
Изучение уровня развития мелкой моторики проводилось по следующим критериям:
1. Определение уровня развития мелкой моторики рук (Использовались методики Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич).
Упражнения на определение развития мелкой моторики рук
1. «Обводим кисти рук»
Методика проведения: для обследования необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Ребенок сидит за столом, кладём перед ним лист бумаги и просим положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами. После этого обводим кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Потом снова просим положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясняем суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой.
2. «Ребро, кулак, ладонь»
Методика проведения: ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
2. Определение уровня развития моторного праксиса
(Применялись материалы Т. А. Павловой).
Пересчет пальцев правой руки, пересчет пальцев левой руки, пересчет пальцев обеих рук, ладонь — кулак.
Упражнения на определение уровня зрительно – моторной координации.
Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.
Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем — второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.
Задание 3. Посмотри: вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.
3. Выявление трудностей зрительного восприятия. (Переработанная М. М. Безруких тестовая методика M.Frosig).
1)Зрительно-моторная координация включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу границами или по заданному образцу.
2) Пространственные отношения включают анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.
4. Определение развития графического навыка. (По критериям предложенным Н. В. Нижегородцевой).
При оценивании результатов используется «Уровневая система», где высокий уровень получают дети, которые качественно без ошибок выполняли задание; средний – при выполнении заданий допускали неточности и погрешности; низкий – не выполнили задание вообще. Для обследования графического навыка следует использовать:
• графический диктант;
• рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
• рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
• выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
При выполнении упражнений хорошо использовать разные материалы – карандаши, фломастеры, мелки.
Список литературы.
1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: «Академия развития», 1998.
2. Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. – СПб: Паритет, 2002.
3. Беззубова Г. В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму. - М. Просвещение, 2003.
4. Венгер Э. Г., Пилюгина Н. Б., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М. Просвещение, 1988.
5. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет. – СПб. : Нева, 2001.
6. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. – М. : Эксмо, 2002.
7. Топоркова И. Г. Развиваем руки, чтоб писать и красиво рисовать. -Ярославль: Академия и Ко, 2007.
8. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. – М. : Просвещение, 1993.
9. Щербакова Т. Н. Игры с пальчиками. – М. : Просвещение, 2001.