Лучший педагог года

Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста

Лидия Буймова
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад № 484 комбинированного вида

«Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста»

Учитель – логопед

Буймова Лидия Александровна

Публикация «Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Оптическая дисграфия не завит от состояния устной речи ребёнка и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития. Начиная учиться, школьник постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, испытывает затруднения в выполнении заданий на логическое мышление, путает цвета, форму предметов, их размер, расположение в пространстве по отношению друг к другу, с трудом ориентируется в схеме собственного тела. Всё это говорит о том, что у малыша недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.

В основе оптической дисграфии – недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений (т. е. представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и несформированность зрительного анализа и синтеза.

Все эти предпосылки приводят детей при поступлении в школу к неумению четко дифференцировать представление о буквах алфавита. Даже читающие дети при воспроизведении букв допускают следующие ошибки:

«зеркальное» написание букв;

• несоразмерность элементов букв;

• неправильное пространственное расположение элементов букв по сравнению с образцом

• не различение оптически сходных букв;

• неравномерность расположения букв на линии письма;

• полное отсутствие зрительного образа букв в памяти и др.

Чтобы предотвратить эти проблемы гораздо важнее сформировать это у ребёнка до поступления в школу, проводя профилактическую работу, при этом решая следующие задачи:

1. Развитие зрительного внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов как основных компонентов зрительного восприятия. От уровня сформированности внимания зависит точность и полнота зрительного восприятия и умения, способности выделять из окружающей среды значимые и существенные свойства.

2. Формирование зрительно-пространственных представлений, что является основной для специальной работы по формированию зрительного образа букв алфавита.

3. Формирование зрительных представлений о графическом образе буквы. Все буквы русского алфавита состоят из одинаковых элементов («палочки», крючочка, овала, полуовала).

Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Имеется несколько групп сходных по конфигурации букв. Это вызывает у детей большие трудности при восприятии, запоминании и воспроизведений букв.

Развитие зрительного внимания, зрительной памяти.

Зрительное внимание и зрительную память начинаем формировать с предъявления детям ярких, красочных, вызывающих интерес и эмоциональную реакцию парных персонажей-игрушек (куклы Маша и Даша, Незнайка в разной одежде, матрёшки, чтобы они увидели их отличительные признаки, опираясь на цвет.

Далее рассматриваем парные предметные картинки, парные сюжетные картинки для выявления в них сходства и различия. В процессе выделения внешних признаков предметов (цвет, форма, размер, пространственное расположение и т. д.) обязательно должно быть словесное сопровождение: название цвета, пространственных понятий, формы ( например: Задания королевы красок и форм : раскрась картинки по заданию, соедини похожие цвета, подбери цвет к предмету, раскрась коврик по заданию, что бывает такого цвета, вспомни и назови цвета,которые были на картинке, соедини все предметы с похожими фигурами, на какую фигуру похож предмет, выбери только те предметы, фигуры, которые назову, выбери только треугольники (круги, любые другие классы: птицы, цветы, машины и пр., из каких фигур состоит узор, раскрась шарики: круглые – красным, овальные. зелёным, Красный большой квадрат находиться в верхнем левом углу. Маленький зелёный в середине. Сравни пары предметов по ширине, длине, по размеру, по высоте. Рассмотри рыбок в аквариуме. Рыбок, которые плывут направо, обведи в синий кружок. Рыбок, которые плывут налево-в красный кружок. Рассмотри изображения овощей и фруктов. Скажи, что где находиться (на первом месте, за, перед, между, посередине, сбоку, вверху, внизу, сзади и т. д.). Конечно, всё желательно проводить в игровой форме. Детям старшего возраста надо давать более сложные задания, в которых необходимо:

• определить закономерность в изображении и дорисовать следующий или пропущенный предмет;

• подобрать к изображениям предметов парные, но с противоположным значением картинки;

• подобрать карточки, пользуясь приёмом аналогии и др.

Постепенно в процессе таких игр зрительное внимание становиться активным, целенаправленным. Развиваются процессы запоминания и воспроизведения, совершенствуются операции анализа, синтеза, что обуславливает развитие у ребёнка активных форм восприятия.

Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития, ребёнка и его готовности к школьному обучению.

К 7 годам у ребё нка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:

• пространственные признаки предметов (форма, величина);

• пространственные отношения между предметами (справа, слева, сверху, снизу, над, под, между, около и т. д.);

• направление в пространстве (налево, направо, вперёд, назад, вверх, вниз).

Представление о пространственных признаках предметов (форма, величина) желательно начинать формировать в играх с геометрическими блоками Дьенеша, в которых в игровых заданиях дети знакомятся с признаками формы, размера. Учатся их выделять, оперировать двумя, тремя свойствами одновременно. Желательно проводить игры и упражнения с целью научения детей определять местоположение предметов в пространстве.

В начале любого занятия можно проводить зрительную разминку (игрушки).

Постепенно накаливая действенный опыт ориентировки «на себе», «от себя», ребёнок учится определять правую и левую руки у товарищей, у куклы, у Незнайки, мысленно перенося «схему своего тела» на другой объект, что развивает устойчивую ориентировку в схеме собственного тела.

Одновременно можно проводить работу на плоскости (вертикальной и горизонтальной).

Игровые приё мы: «Опиши узор», «Разложи фигуры», «Разрезные картинки», «Кубики», танграм, конструкторы.

Работа по формированию зрительного образа буквы

Уже было сказано, что все буквы русского алфавита состоят из одинаковых элементов.

С самого раннего детства нужно проводить игровые приё мы: с палочками, кубиками, кирпичиками, выкладыванием шнуром разных фигур.

При непосредственном ознакомлении детей с буквой, можно придумывать короткие сказочные сюжеты про букву О, с буквой А, в которых раскрываем перед детьми мотивацию и процесс построения букв из элементов. Различные упражнения на конструирование букв из элементов, восстановление букв по заданному элементу, реконструирование букв приносит детям удовольствие. Игровые приё мы: «Куда смотрит буква», «Домики для букв», «Расставь буквы правильно», «Укажи стрелочкой куда смотрит буква». В ходе выполнения игровых упражнений у детей формируются четкие устойчивые представления об образе букв алфавита, что поможет ему в дальнейшем различать письменные буквы. Это и будет наилучшим способом профилактики оптической дисграфии. Одновременно с этими тремя направлениями в работе можно проводить целенаправленные упражнения по формированию у детей зрительно-моторной координации (соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз, соедини предметы левого и правого ряда непрерывными линиями слева направо, обведи по точкам изображения геометрических фигур, предметов; дорисуй предметы, геометрические фигуры) без развития которой невозможно сформировать правильные графические навыки. В процессе развития координации «Глаз-рука» создаётся сложная психологическая система межфункциональных связей, которые мы формируем задолго до поступления ребёнка в школу. На физкультурных, музыкальных занятиях, в подвижных играх осуществляется общее физическое развитие, формирование двигательных навыков, развитие координации движений, чувство ритма, «ручной умелости». Графические действия письма носят сенсомоторный характер.

В каждом из них есть двигательная часть- выполнение движения и осуществление контроля за ним. Следовательно, двигательный опыт ребёнка может влиять на успешность его обучения письму.

• Развитие мануальных и зрительных действий ребёнка

Развитие мануальных действий у детей раннего возраста проводится в играх с пирамидками, матрёшками, вкладышами, пазлами, мозаикой, и т. д. По мере развития мышц рук включаются специальные упражнения для совершенствования моторики рук.

Обучение плавным движениям рук заданном направлении «Погладим кошечку» - правой рукой слева-направо.

«Покрасим домик» - движения рук сверху-вниз, снизу-вверх.

«Дельфины» - волнообразные движения рук.

«Фонарики» - поочередно сжимать и разжимать кисти.

• Тренировка активных движений кистей рук.

В этот период проводятся упражнения с разными атрибутами.

С мячом. «Подбрось и поймай», «Мяч в корзинку», «Прокати мяч ракеткой»

С обручем. Катание обруча друг другу, вращательные движения обруча правой, левой рукой.

С игрушками на колё сах: прокатывание их друг другу через воротики, «Юный жонглёр», «Дружные ладошки»

• Развитие изолированных движений пальцев рук. (игры с пальчиками) «Пальчики здороваются», «Оса», «Считалка», «Чудесный мешочек», «Разноцветные волчки», комплексы пальчиковых гимнастик по лексическим темам и т. д.

• Развитие координации в системе глаз-рука – предполагает развитие синхронных движений глаз и ведущей руки.

Желательно проводить упражнения для развития глазодвигательных функций и развития глаз. Это перевод взора слева направо, сверху вниз, по диагонали, и т. д. Затем можно проводить различные игры и упражнения для совершенствования движений ведущей руки под контролем зрения: «Обводки», «Штриховка», «Лабиринты».

Формирование базовых графических навыков:

Создание гигиенических условий и знание основных гигиенических требований для формирования данных навыков: правильный подбор мебели, освещённость места общая и рабочая, свет должен падать слева, проведение физкультминуток, проведение упражнений для снятия зрительного утомления, знания особенностей неправильно сформированного навыка письма.

Обнаружить у ребёнка неправильный навык работы с карандашом можно, не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но и при помощи специальных занятий. Проводить не позднее 4-х лет.

Предложите ребёнку закрасить или нарисовать на листе бумаги. Активное поворачивание листа - явный признак недостаточной работы пальцев рук. Если ребёнок изображает на листе слишком маленькие предметы - это свидетельствует о жесткой фиксации кисти руки и т. д.

И, конечно, вся эта работа проводиться с игровой мотивацией. Постепенно игровая мотивация сменяется четко постановленной дидактической задачей. Все упражнения проводятся от простого к сложному. К буквам, шаг за шагом. Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей так называемой «школьной зрелости».

Литература.

1. Васильева С. А, Соколова Н. В. «Логопедические игры для дошкольников». Москва, Школа – пресс, 1999.

2. Васильева С. А, Соколова Н. В. «Логопедические игры для дошкольников», приложение. Москва, Школа – пресс, 1999.

3. Воронина Т. П., «Дисграфия, или почему ребёнок плохо пишет?». Феникс, 2015.

4. Корнев А. Н. «Психологическая готовность ребёнка к обучению чтению». Санкт – Петербург, 2005.

5. Мазанова Е. В. «Учусь не путать буквы». Москва, Гном, 2014.

6. Мазанова Е. В. «Оптическая дисграфия». Москва, Аквариум, 2004.

7. Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников». МГОУ, 1997.

Публикации по теме:

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста 1. Роль движения в жизни человека. Можем ли мы представить себе жизнь без возможности ходить? Можем, но только в теории – по наблюдениям.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР как одно из средств профилактики дисграфии» Участники: дети подготовительной логопедической группы. Срок реализации плана работы: 1 квартал. Обоснование необходимости проводимых мероприятий:.

Формирование фонематического восприятия для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Специалисты школ (логопеды, учителя) утверждают: «Всегда получаем дисграфию или ее элементы у детей с общим недоразвитием речи, с алалией.

Презентация «Профилактика дисграфии у дошкольников» Акустическая дисграфия возникает на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем). Чаще всего механизм этого вида дисграфии.

Приложение к программе «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста» Приложение к авторской программе «Предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста» Важные маленькие буквы.

Проблема своевременной диагностики и профилактики предрасположенности к дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: В данной статье рассматриваются проблема роста у детей младшего школьного возраста специфических нарушений письменной речи (дисграфии,.

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР Трудности усвоения программы школьного обучения в большинстве случаев возникают из-за нарушения у детей чтения и письма. Нарушения письменной.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии развития, ее формирование еще не завершено, а организм отличается большой пластичностью,.

Родительское собрание «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас с вами не обычное собрание. Темой является проблема дисграфии в младших классах, которое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 ноября 2017 в 07:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД