Екатерина Табачная
Профилактика ОРВИ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Никакие, даже самые глубокие знания, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека. Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека.
Публикация «Профилактика ОРВИ в ДОУ» размещена в разделах
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. (Данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях) Остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка.
Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования и основной задачей системы образования в целом. В Концепции дошкольного воспитания в решении данной проблемы отводится ведущее место.
1. Простудные заболевания и причины их возникновения
Мало кто из детей 3—6 лет не болеет гриппом и другими острыми респираторными заболеваниями (ОРВИ, которые принято называть простудными. Каждый ребенок, попадая в детский сад, проходит период адаптации, который сопровождается частыми простудными заболеваниями. Почему так происходит? На этот вопрос обычно отвечают: «Это же детский сад, что же вы хотите, там всегда дети болеют»…
Простудные заболевания — это условно названные болезни, вызванные охлаждением, которому подвергается организм ребенка. Однако при этом имеет значение не только охлаждение, но и инфекция, состояние организма и другие факторы. Раньше простудные заболевания объединяли в группу «острых респираторных заболеваний (ОРЗ)», сейчас ученые медики считают, что более верное название «острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)».
Простудные заболевания чаще бывают в холодные месяцы года, когда колебания температуры воздуха наиболее выражены, отмечается повышенная влажность, сильные ветры. Пик детских простудных заболеваний традиционно приходится на зимний период, но некоторые вирусы активны весь осенне-зимне-весенний период. К простудным заболеваниям относят разнообразные острые инфекционные заболевания и обострение хронических заболеваний верхних дыхательных путей. Названия болезней соответствуют анатомическим образованиям, начиная сверху вниз: носовая полость, глотка, гортань, трахея и бронхи. Соответственно этому происходят названия: ринит, фарингит, ларингит, трахеит и бронхит.
Ведущее место в структуре заболеваемости детей дошкольных учреждений занимают инфекции верхних дыхательных путей, входящие в группу острых респираторных вирусных инфекций. Вирусы распространяются воздушно-капельным путем при чихании и кашле, но большинство из них передается через предметы, до которых дотрагивался больной ребенок: ручки дверей, предметы домашнего обихода, детские игрушки и т. д. Попадая на предметы, возбудители ОРВИ могут сохранять свою жизнеспособность до 3-х недель. Т. е. основной механизм передачи респираторно-вирусной инфекции – контактный. По данным последних исследований, он превосходит даже воздушно-капельный путь.
Основными симптомами заболевания служат следующие: повышение температуры, недомогание, головная боль, рвота, плохой аппетит, слабость, потливость, неустойчивое настроение.
Острые респираторные инфекции наносят большой ущерб здоровью детей, приводят к обострению хронических очагов инфекций, аллергизируют организм ребенка.
Источником инфекции при остром респираторном заболевании и гриппе является больной ребенок, который становится заразным с 1-го дня заболевания. В детские учреждения инфекцию часто заносят сотрудники. В распространении инфекции большую роль играют дети с легкими, стертыми формами заболевания.
Ребенок, оказавшись в группе детского сада, сразу сталкивается с агрессивной вирусной средой. Попадая в новое окружение, дети начинают обмениваться вирусами, в результате чего происходит всплеск простудных заболеваний. Некоторые дети, не болея сами, могут являться носителями различных инфекций. Необходимо отметить и тот факт, что вирусы часто мутируют, приобретая все новые формы. Поэтому, пока организм не выработает иммунитет к новым вирусам и их модификациям, болезни будут повторяться.
При отсутствии изоляции больных от здоровых заболеваемость контактах детей обычно составляет 100%, а даже при самой простой изоляции больного в первые часы заболеваемость снижается на 30—40%.
Вспышка может возникнуть в детском коллективе, где больной длительно находился в контакте со здоровыми детьми. Поэтому необходимо как можно раньше вывести больного ребенка из коллектива и создать наиболее благоприятные условия для правильного развития детей, повышения общей сопротивляемости организма ребенка, устойчивости его к инфекциям вообще.
Высокая заболеваемость в дошкольных учреждениях указанными инфекциями в определенной степени связана с недочетами в организации профилактики, недостаточным вниманием к проведению мероприятий по закаливанию, организации сна детей на воздухе, малой эффективностью санитарно-просветительной работы среди родителей и персонала.
Нерегулярное проветривание, недостаточная влажная уборка помещений, отсутствие облучения помещений ультрафиолетовыми лучами — все это также может явиться причиной заболеваемости.
Можно отметить и другие причины простудных заболеваний детей.
Большинство людей в возникновении простудного заболевания обычно винят холод, сырость, сквозняки, поэтому многие родители стараются ребенка потеплее укутать и повысить температуру в помещении. Но, к сожалению, все эти мероприятия не только не дают желаемого результата, а, напротив, из-за этого ребенок болеет чаще. «Укутанный» ребенок быстро перегревается, потеет и, расстегнув одежду, сразу переохлаждается. При этом еще недостаточно сформированная система иммунной защиты организма ребенка неадекватно реагирует на внешние отрицательные воздействия, т. е. ослабляет сопротивляемость появляющимся инфекциям. Плохая, холодная погода заставляет ребенка больше времени проводить в помещении, которое часто недостаточно проветривается. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для размножения микробов и вирусов. Простуде подвержены, как правило, малозакаленные, изнеженные дети, особенно при переутомлении.
Нередко простудные заболевания возникают при нарушении носового дыхания. Многие родители считают красный заложенный носик досадным, но неизбежным спутником осенне-зимнего периода. Вроде бы все болеют, ничего тут страшного. В действительности безобидный на первый взгляд насморк грозит большими неприятностями. Чем труднее дышит малыш, тем меньше кислорода поступает в мозг, тем сильнее замедляется развитие. Кроме того, насморк является самой частой причиной воспалений уха и горла. Начиная дышать ртом, малыш глотает холодный, зараженный микроорганизмами воздух, что неизбежно приводит к воспалительному процессу.
Дети обычно тяжелее, чем взрослые, переносят болезни, и у них чаще возникают осложнения. При простудных заболеваниях в воспалительный процесс могут вовлекаться различные отделы дыхательных путей — нос, пазухи, горло, трахея, бронхи, легкие. Иногда заболевают уши.
Важным моментом в предупреждении респираторных инфекций является создание у детей специфического иммунитета против наиболее распространенных форм острых респираторных инфекций
Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения профилактических мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, повышение сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям, снижение заболеваемости детей.