Лучший педагог года

Профилактика СЭВ и поддержание психического здоровья педагогов с помощью НЛП

Елена Исакова
Профилактика СЭВ и поддержание психического здоровья педагогов с помощью НЛП

Стресс - разрушительная «эпидемия» выходящая из-под контроля.

Понятие «стресс» было введено в науку около 70 лет назад канадским ученым Гансом Селье, одним из крупнейших физиологов XX века. Он открыл защитную реакцию организма на любое затруднение - эту реакцию назвали стрессом (от англ. stress — напряжение, давление, нажим). Стресс - экстренная мобилизация внутреннего «запаса» сил организма для преодоления препятствия и защиты от вредоносного влияния. Эта способность, позволяет выживать в постоянно изменяющейся среде. Но на определенной стадии развития стресс становится опасным для здоровья и жизнедеятельности.

Публикация «Профилактика СЭВ и поддержание психического здоровья педагогов с помощью НЛП» размещена в разделах

Называют две формы стресса: продуктивный (эустресс) позволяет справиться с затруднением и накопить полезный опыт по преодолению сходных ситуаций. Деструктивный (дистресс) источник неприятных переживаний и болезней. Дистресс необходимо предотвращать или лечить.

Если стрессы становятся слишком частыми и очень сильными, то психика и организм человека начинают защищаться.

Такая реакция защиты, называется профессиональным выгоранием. Профессиональное выгорание — это дистресс. Контакты с другими людьми - источник профессионального выгорания. Если эти контакты постоянны, то может появиться чувство внутренней эмоциональной опустошенности.

Выгорание очень быстро распространяется. Человек, становится циником, негативистом и пессимистом. Профессор К. Чернисс в своей статье говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе. Профессиональное выгорание провоцируется внешними и внутренними факторами.

Внешние факторы — высокая эмоциональная загруженность, неблагополучная психологическая атмосфера. Нервозная обстановка побуждает одних людей растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии психических ресурсов. Человек с крепкими нервами будет держаться от всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь «нервы» т. е. склоняться к тактике эмоционального выгорания.

Внутренние факторы - неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Выделяют три стадии СЭВ.

1 Эмоциональное напряжение - человек часто раздражен, неудовлетворенность работой и собой приводит к росту тревоги.

2. Усталость, сменяется разочарованием, снижением интереса к работе. Формируется сопротивление нарастающему стрессу — фаза резистенции. Человек в ходе рабочих контактов за счет выборочного реагирования на запросы других людей ограничивает эмоциональную отдачу. Общение становится формальным, отстраненным. Коллеги воспринимаются негативно, должностные обязанности выполняются в зависимости от настроения. Перерывы в работе становятся длиннее, начало работы немного позже, а конец работы «пораньше».

3. Фаза истощения— падение общего энергетического тонуса организма, главная отличительная черта. Отрицательные эмоции, преобладают над положительными, эмоциональная составляющая исключается из профессионального общения. Защитная реакция организма выражается в виде болезней. Человек не может расслабиться, снижается иммунитет и появляется бессонница. Развиваются психосоматические заболевания, в виде сексуальных расстройств, женских заболеваний, расстройства пищеварения, повышенное артериальное давление, тахикардия, головные боли.

Сидоров П. Подчеркивает, что “главная причина СЭВ — психологическое переутомление, которое связано с возрастающими требованиями профессии и снижающимися внутренними ресурсами”.

СЭВ характерен для высокострессовых профессий таких как, профессия педагог. Эмоциональное (психическое) выгорание педагога может привести к тяжёлым последствиям: потеря здоровья и социальных связей, уход из профессии.

Очень важным направлением работы с педагогами является, сопровождение учебно-воспитательного процесса. Это связанно с переходом на ФГОС, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов сопровождается стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Педагогам бывает трудно адаптироваться к условиям современного образования, особенно тем, кто имеет большой стаж работы. Новые требования к оформлению документации, открытые уроки, участие в конкурсах, ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность.

Эмоционально уравновешенный педагог, более доброжелателен в общении. Спокойный педагог способен сформировать и развивать УУД, используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально личностного подхода в обучении каждого ребенка, такой, педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности.

На сегодняшний день используется целый арсенал методов, помогающих преодолеть СЭВ. Самый эффективный способ снижения уровня СЭВ — профилактика. Базовой частью профилактики СЭВ является личностно-психологическая подготовка специалиста, имеется в виду практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости педагога.

Как предотвратить развитие СЭВ или остановить его на начальных стадиях?

Первый совет:

Не впадайте в гнев, вспышка гнева не принесёт облегчения, а создаст неприятности. Сделайте паузу, нормализуйте дыхание, это поможет переосмыслить ситуацию. Не оставайтесь наедине со своими неприятностями. Расскажите рассудительному и доброжелательному человеку и почувствуете огромное облегчение. Важны не столько советы собеседника, сколько само участие. Умейте отвлечься от забот, старайтесь избавляться от гнёта тяжёлых мыслей. Будьте разумны и практичны, старайтесь видеть в окружающих достоинства и в общении опирайтесь на эти качества. Согласитесь: нельзя быть совершенством абсолютно во всём, некоторые люди постоянно боятся быть хуже других. Их усилия удовлетворить вашим требованиям ведут к болезненным переживаниям. Для чувства собственной удовлетворённости вполне достаточно выполнять свою работу добросовестно, не ниже оптимального уровня.

Второй совет:

Больше двигайтесь, кто не движется, тот не живёт. Практикуйте контрасты - прохладный или контрастный душ. Температурные контрасты для тела естественны и необходимы. И, наконец, улыбайтесь. Найдите повод для радости, улыбок, смеха и вы почувствуете прилив сил, бодрости, энергии и уверенности.

Практические психологи в работе с педагогами используют совокупность приемов, помогающих справиться с СЭВ. Психокоррекционная работа может осуществляться индивидуально и в группе.

В нашем дошкольном учреждении мною реализуется программа профилактики СЭВ и поддержка психического здоровья педагогов. Основой, является метод НЛП — «искусство и наука совершенствования личности» и релаксационные техники.

Нейролингвистическое программирование является действенным инструментом, который можно эффективно использовать в образовании. Особенно действенными, эти приемы и техники оказываются в групповой работе по развитию самосознания.

Данная разработка содержит в себе как известные методики, так и авторские наработки. Срок реализации программы соответствует одному учебному году. Занятия проводятся один раз в неделю по 15-20 минут.

Цель занятий: создать условия для профилактики СЭВ и поддержание психического здоровья педагогов.

Задачи:

• познакомить с приемами саморегуляции;

• актуализировать процесс самоанализа;

• снять эмоциональное напряжение;

• сформировать позитивное мышление.

Методы и приемы работы:

• Медитативные и релаксационные техники

• Методы НЛП

• Метод рефлексии (обсуждение).

Вместо эпилога.

Однажды Учитель взял кувшин и наполнил его камнями.

– Полон ли кувшин? – спросил он у своих учеников.

– Конечно, – не задумываясь, ответили те.

Тогда Учитель насыпал поверх камней гальку, и она заняла свободное пространство в кувшине.

– А теперь полон ли кувшин? – спросил Учитель.

– Теперь-то уж наверняка, – не сомневаясь, ответили ученики.

Тогда Учитель насыпал в кувшин мелкий речной песок, и он занял пространство между камнями и галькой.

– А теперь полон ли кувшин? – спросил Учитель.

– Теперь, наверное, полон, – неуверенно сказали ученики.

И тогда Учитель взял стакан воды и налил его в кувшин.

– А теперь полон ли кувшин? – снова спросил Учитель.

– Ну, вроде как полон, – раздались нестройные голоса.

И тогда учитель добавил в кувшин пару ложек соли. Соль растворилась и заполнила кувшин…

– А теперь полон ли кувшин? – вопросил Учитель.

Ученики молчали…

И тогда Учитель сказал:

– А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что кувшин – это ваша жизнь. Камни – это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, дети – все то, что необходимо, чтобы ваша жизнь все-таки оставалась полной даже если все остальное потеряется. Галька – это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок – это все остальное, мелочи.

Если сначала наполнить кувшин песком, не останется места, где могли бы разместиться галька и камни. И также в вашей жизни, если тратить все время и всю энергию на мелочи, не остается места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что действительно вам приносит счастье: играйте с детьми, уделяйте время супругу, встречайтесь с друзьями, заводите новые знакомства и дорожите тем, что имеете. Всегда будет еще время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное – это только песок.

Тогда один ученик поднял руку и спросил, какое значение имеют вода и соль…

Учитель улыбнулся:

– Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья – это вода. И всегда есть время, чтобы найти смысл вашей жизни – это соль.

Публикации по теме:

Как бороться со стрессом Современный мир изменчив, сложен и полон ситуаций, которые приводят к тому, что стрессы становятся обыденностью в жизни каждого человека.

Полезное увлечение.Полезное увлечение. Где-то в 80-х годах прошлого века медики и психологи начали связывать многие недомогания со стрессом. Заговорили о том, что неконтролируемый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика СЭВ и поддержание психического здоровья педагогов с помощью НЛП
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 16:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД