жанна старченко
Программа I класса «Коррекция звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа I класса
Пояснительная записка
Устная речь – яркий показатель общего культурного уровня человека. Для того чтобы ребёнок мог грамотно, четко и логично изложить мысль, необходимо воспитывать у детей речь, богатую по словарному запасу, грамматически правильную и безупречную в звуковом отношении.
По данным многих авторов (Л. Ф. Спировой, О. Л. Жильцовой, О. В. Правдиной, А. Н. Корнева, Г. А. Каше, О. Г. Ивановской, в настоящее время до 60% детей семилетнего возраста имеют недостатки звукопроизношения. Эти дети приходят в школу, сохраняя недостатки своего произношения, что часто сказывается отрицательно на их обучении и воспитании.
Публикация «Программа I класса „Коррекция звукопроизношения“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Не секрет, что недостатки речи являются причиной многих орфографических ошибок. Правильное отношение дома, в школе к вопросам исправления нарушений звукопроизношения становится залогом успеха в устранении нарушений чтения и письма.
Данный курс обучения рассчитан на один учебный год, в течение которого следует добиваться решения следующих задач:
1.
Коррекционная работа по устранению нарушения звукопроизношения состоит из 5-и этапов.
1этап. Развитие общей и речевой моторики
(при дислалии - 5-7 часов, при дизартрии – 7-14 часов)
Развитие общей моторики
1. Ходьба;
2. Гимнастика рук и ног;
3. Гимнастика туловища;
4. Комплексная гимнастика конечностей и туловища;
5. Упражнение мышц плечевого пояса, шеи и глотки.
Развитие мелких движений кистей рук и пальцев
1. Упражнения «Рыбка», «Бинокль», «Очки», «Флажок», «Веер», проба «ребро-кулак-ладонь»;
2. вычерчивание фигур на доске;
3. Обведение шаблонов;
4. Штриховка, рисование по контуру;
5. Складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары;
6. Показывание пальцев по два по три.
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти
Игры: «Делай так», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Составление целого предмета из частей», «Найди фигуру по подобию», «Кто больше запомнит или увидит», «Угадай, чей голос», «Улиточка», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом?», «Где позвонили?», «Скажи, что звучит», «Лягушка».
Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Упражнения: «Оскал», «Хоботок», «Трубочка», «Лопатка», «Жало», «Моторчик, «Рокот самолёта», «Барабанчик», «Лошадка», «Качели», «Часики», «Грибок», «Вкусное варенье», «Почистим зубки» и др.
2 этап. Постановка и коррекция звука.
(при дислалии- 2-5 часов, при дизартрии – 5-8 часов)
Знакомство с артикуляцией звука
1. показ артикуляции перед зеркалом;
2. показ профиля данного звука;
3. показ положения языка кистью руки;
4. наглядная демонстрация вибрации языка;
5. закрепление артикуляционных упражнений;
6. работа с профилями гласных звуков.
Специальные упражнения для постановки звуков
Коррекция звуков.
Работа:
- над точностью;
- над чистотой;
- над плавностью;
- над силой;
- над темпом;
- над достижением устойчивости полученного результата.
3 этап. Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности.
Работа над звуком
1. Звук в слоге
- открытом;
- закрытом.
-в звукосочетаниях
2. Звук в слове
- в начале;
- в середине;
- в конце;
- в сочетания с гласными.
3. Звук в предложении.
4. Звук в тексте.
5. Пословицы, поговорки, стихи.
6. Скороговорки.
Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности.
1. Узнавание звука на фоне слога, слова
- поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово;
- запомнить и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности;
-запомнить первый названный звук, слог, слово;
- игра «Услышь своё имя»;
- удержать в памяти ряды слогов, слов;
-отхлопать ритмическую структуру слова.
2. Формирование фонематического анализа
- определить первый звук в слоге, слове;
-определить последний звук;
-назвать все входящие в слово звуки;
- определить количество звуков, слогов, слов;
-назвать звуки по порядку.
3. Развитие синтетической деятельности
-составить из названных звуков слог, слово;
- игра «Доскажи словечко»;
-игра «Умный телефон».
4. Развитие фонематических представлений
-подобрать слово на заданный звук, слог;
-придумать слово по количеству звуков, слогов;
-подобрать картинки на звук;
- преобразовать слова.
5. Дифференциация смешиваемых звуков
- пересказ различных текстов;
-составление рассказов;
- инсценирование сказок;
- работа со сказками – фильмами.
4 этап. Автоматизация звука в самостоятельной речи
(при дислалии – 8 часов, при дизартрии – 10 часов)
Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь.
5 этап. Закрепление звука в письменной речи. Работа над следующим звуком, дифференциация звуков.
(при дислалии – 7 часов, при дизартрии – 10 часов)
1. Письмо слогов, слов, предложений под диктовку с выделением данного звука;
2. списывание слогов, слов и предложений с доски;
3. работа с деформированным речевым материалом;
4. письменные ответы на вопросы.