Папки-передвижки

Программа I класса «Коррекция звукопроизношения»

жанна старченко
Программа I класса «Коррекция звукопроизношения»

Программа I класса

Пояснительная записка

Устная речь – яркий показатель общего культурного уровня человека. Для того чтобы ребёнок мог грамотно, четко и логично изложить мысль, необходимо воспитывать у детей речь, богатую по словарному запасу, грамматически правильную и безупречную в звуковом отношении.

По данным многих авторов (Л. Ф. Спировой, О. Л. Жильцовой, О. В. Правдиной, А. Н. Корнева, Г. А. Каше, О. Г. Ивановской, в настоящее время до 60% детей семилетнего возраста имеют недостатки звукопроизношения. Эти дети приходят в школу, сохраняя недостатки своего произношения, что часто сказывается отрицательно на их обучении и воспитании.

Публикация «Программа I класса „Коррекция звукопроизношения“» размещена в разделах

Не секрет, что недостатки речи являются причиной многих орфографических ошибок. Правильное отношение дома, в школе к вопросам исправления нарушений звукопроизношения становится залогом успеха в устранении нарушений чтения и письма.

Данный курс обучения рассчитан на один учебный год, в течение которого следует добиваться решения следующих задач:

1.

Коррекционная работа по устранению нарушения звукопроизношения состоит из 5-и этапов.

1этап. Развитие общей и речевой моторики

(при дислалии - 5-7 часов, при дизартрии – 7-14 часов)

Развитие общей моторики

1. Ходьба;

2. Гимнастика рук и ног;

3. Гимнастика туловища;

4. Комплексная гимнастика конечностей и туловища;

5. Упражнение мышц плечевого пояса, шеи и глотки.

Развитие мелких движений кистей рук и пальцев

1. Упражнения «Рыбка», «Бинокль», «Очки», «Флажок», «Веер», проба «ребро-кулак-ладонь»;

2. вычерчивание фигур на доске;

3. Обведение шаблонов;

4. Штриховка, рисование по контуру;

5. Складывание ладоней перед собой и постукивание пальцами каждой пары;

6. Показывание пальцев по два по три.

Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти

Игры: «Делай так», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Составление целого предмета из частей», «Найди фигуру по подобию», «Кто больше запомнит или увидит», «Угадай, чей голос», «Улиточка», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом?», «Где позвонили?», «Скажи, что звучит», «Лягушка».

Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Упражнения: «Оскал», «Хоботок», «Трубочка», «Лопатка», «Жало», «Моторчик, «Рокот самолёта», «Барабанчик», «Лошадка», «Качели», «Часики», «Грибок», «Вкусное варенье», «Почистим зубки» и др.

2 этап. Постановка и коррекция звука.

(при дислалии- 2-5 часов, при дизартрии – 5-8 часов)

Знакомство с артикуляцией звука

1. показ артикуляции перед зеркалом;

2. показ профиля данного звука;

3. показ положения языка кистью руки;

4. наглядная демонстрация вибрации языка;

5. закрепление артикуляционных упражнений;

6. работа с профилями гласных звуков.

Специальные упражнения для постановки звуков

Коррекция звуков.

Работа:

- над точностью;

- над чистотой;

- над плавностью;

- над силой;

- над темпом;

- над достижением устойчивости полученного результата.

3 этап. Автоматизация поставленного звука в речи, развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности.

Работа над звуком

1. Звук в слоге

- открытом;

- закрытом.

звукосочетаниях

2. Звук в слове

- в начале;

- в середине;

- в конце;

- в сочетания с гласными.

3. Звук в предложении.

4. Звук в тексте.

5. Пословицы, поговорки, стихи.

6. Скороговорки.

Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений и аналитико-синтетической деятельности.

1. Узнавание звука на фоне слога, слова

- поднять руку на заранее обусловленный звук, слог, слово;

- запомнить и повторить ряд слогов, слов в определённой последовательности;

-запомнить первый названный звук, слог, слово;

- игра «Услышь своё имя»;

- удержать в памяти ряды слогов, слов;

-отхлопать ритмическую структуру слова.

2. Формирование фонематического анализа

- определить первый звук в слоге, слове;

-определить последний звук;

-назвать все входящие в слово звуки;

- определить количество звуков, слогов, слов;

-назвать звуки по порядку.

3. Развитие синтетической деятельности

-составить из названных звуков слог, слово;

- игра «Доскажи словечко»;

-игра «Умный телефон».

4. Развитие фонематических представлений

-подобрать слово на заданный звук, слог;

-придумать слово по количеству звуков, слогов;

-подобрать картинки на звук;

- преобразовать слова.

5. Дифференциация смешиваемых звуков

- пересказ различных текстов;

-составление рассказов;

- инсценирование сказок;

- работа со сказками – фильмами.

4 этап. Автоматизация звука в самостоятельной речи

(при дислалии – 8 часов, при дизартрии – 10 часов)

Продолжение работы над чистотой и лёгкостью произношения. Введение звука в самостоятельную речь.

5 этап. Закрепление звука в письменной речи. Работа над следующим звуком, дифференциация звуков.

(при дислалии – 7 часов, при дизартрии – 10 часов)

1. Письмо слогов, слов, предложений под диктовку с выделением данного звука;

2. списывание слогов, слов и предложений с доски;

3. работа с деформированным речевым материалом;

4. письменные ответы на вопросы.

Публикации по теме:

Алгоритм проведения логопедического обследования ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ I этап. Ориентировочный II этап. Диагностический III этап. Аналитический IV этап. Прогностический.

Ребус как одна из форм интеллектуального и речевого развития дошкольников Совершенствование мыслительного аппарата дошкольника, развитие его находчивости, сообразительности, умения логично рассуждать, проявлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа I класса «Коррекция звукопроизношения»
Опубликовано: 11 ноября 2014 в 10:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД