Получи документы

Программа детско-родительских занятий в школе осознанного родительства

Ирина Шелпакова
Программа детско-родительских занятий в школе осознанного родительства

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: групповые формы работы с кризисными кровными семьями

Рекомендации для специалистов

В материале представлены рекомендации для социальных педагогов, педагогов-психологов и других специалистов по организации работы «Школы осознанного родительства» и конспект детско-родительского занятия

Опыт нашей работы с кризисными кровными семьями, с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, показал необходимость внедрения новых эффективных услуг и практик в реабилитационный процесс. Так как в процессе сопровождения выявляется множество проблем в эмоциональном состоянии и поведении, как родителей, так и детей, и как следствие, нарушение детско-родительских взаимоотношений в этих семьях.

Публикация «Программа детско-родительских занятий в школе осознанного родительства» размещена в разделах

Оптимизация родительской позиции – психологической и воспитательной направленности матери и отца – является одной из важнейших задач реабилитационной работы с неблагополучными семьями, имеющими проблемы межличностного общения. Отклонения от оптимальной родительской позиции, характерные для таких семей, приводят к тому, что у детей не формируется представления о собственной ценности (о том, что они любимы и нужны, задерживается развитие способности к сочувствию и сопереживанию, не развивается способность адекватно воспринимать себя и других. Все это в конечном итоге неизбежно приводит к усугублению эмоциональных проблем ребенка, а также к развитию девиаций.

«Школа осознанного родительства» как метод реабилитационной работы с кризисными кровными семьями

Анализ существующих программ работы с кризисными кровными семьями, позволил разработать стратегию оказания психолого-педагогической помощи в специально организованных условиях для детей и родителей. Таким условием является «Школа осознанного родительства» как способ оказания психолого-педагогической помощи, работа в которой строится на совместной деятельности детей и родителей. Деятельность специалистов фокусируется не только и не столько на работе с детьми и родителями по отдельности, а на семье в целом.

Цель Школы: коррекция нарушенных межличностных отношений между родителями и детьми.

Задачи Школы:

- помочь родителям в овладении навыками успешного родительства и конструктивного взаимодействия с ребенком;

- формировать у родителей ответственное отношение к воспитанию детей;

- подготовить родителей к решению типичных затруднений внутрисемейных отношений;

- способствовать сплочению семей;

- повышать уровень уверенности родителей в себе.

- повышать уровень психологического комфорта в семьях и усилить мотивацию родителей к семейному воспитанию ребенка.

Целевые группы: кризисные кровные семьи.

Ожидаемые результаты:

Документооборот: положение о Школе осознанного родительства, примерное тематическое планирование занятий на календарный год, журнал учета посещения занятий (листы регистрации, конспекты занятий, анкеты обратной связи.

Материально-техническое обеспечение проведения занятий в Школе осознанного родительства: 2 помещения для проведения занятий в группах родителей и детей, ноутбук, мультимедийный экран, проектор, флипчарт (магнитно-маркерная доска, бумага разного формата, ручки, маркеры, разнообразные материалы для творчества, настольные игры для родителей и детей.

Организация работы:

«Школа осознанного родительства» - форма родительского всеобуча, способствующая налаживанию позитивных детско-родительских отношений и формированию осознанной родительской позиции.

В ходе каждого занятия в Школе проводятся тренинги для родителей, игры для детей и совместные детско-родительские занятия, объединенные одной тематикой. На них родители учатся понимать своих детей, а дети – родителей, они приобретают навыки общения друг с другом и преодоления сложных ситуаций. Также родители получают опыт взаимодействия со своими детьми – через совместное творчество.

Занятия в «Школе осознанного родительства» проводятся с периодичностью 1 раз в месяц. Группы – непостоянные, состав участников может меняться от занятия к занятию. Подбор участников осуществляется в соответствии с проблемами семей и возрастом детей.

Тематика и содержательное наполнение занятий определяется и корректируется в зависимости от разработанного плана работы «Школы», актуального проблемного поля участников, запросов кураторов семей и родителей: семейные конфликты, развитие и поведение детей, умение общаться и понимать друг друга, стили семейного воспитания и др. Оптимальное количество участников каждого занятия: 5-6 семей/ 12-14 человек.

Структура занятия:

- игровое групповое занятие для детей;

- тренинг (семинар, групповая консультация) для родителей – проходит одновременно с детским занятием;

- совместное детско-родительское занятие.

Все этапы объединены одной темой. На занятиях родители получают необходимые знания по воспитанию детей, преодолению проблем. Используются преимущественно практические формы работы, как дискуссия, мозговой штурм, психологические настольные игры, арт-терапевтические упражнения, разбор трудных ситуаций и др. Также к каждому занятию готовятся рекомендации. С детьми проводятся игры на сплочение, развитие умения взаимодействовать, развитие коммуникативных навыков и т. д. Эти две части, которые идут параллельно, не должны быть слишком продолжительными (не более 40-50 минут). Лучше больше времени отдать совместной работе детей и родителей.

При проведении совместного занятия, кроме игр и упражнений, обязательным условием является – мастер-класс, где дети и родители совместно делают творческую работу, которая соответствует тематике занятия или ближайшим праздничным дням. Например, пасхальные сувениры в апреле, елочные украшения в декабре и т. д. Родители и дети выполняют свои работы в различных техниках: рисование, аппликации песком, объемные аппликации, витражи, лепка из различных материалов, фигурное вырезание, коллажирование и др. Творческие работы семьи после занятия обязательно забирают с собой.

Важно: регулярное проведение занятий в одно и то же время. Например, постоянно в последнюю среду месяца в 17.00.

Примерное тематическое планирование занятий в «Школе осознанного родительства»

1. Январь. «Семья – это семь Я». Формирование позитивного отношения к себе и своей семье, гармонизация взаимоотношений в семье.

2. Февраль. «Мир эмоций». Развитие эмоциональной сферы детей и родителей, формирование умения понимать чувства и эмоции друг друга.

3. Март. «Учимся сотрудничать». Формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах «родитель—ребенок», развитие партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, приобретение навыков равноправного общения.

4. Апрель. «Нравственное воспитание в семье». Формирование представлений о семейных ценностях, взаимоуважения между членами семьи, воспитание культуры поведения и ответственности.

5. Май. «Безопасное лето». Формирование навыков безопасного поведения у детей и родителей.

6. Июнь. «Общение без проблем». Формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах «родитель—ребенок».

7. Июль. «Играем вместе с детьми» (для детей от 1 года до 3 лет). Расширение знаний родителей об играх, упражнениях и других видах взаимодействия с детьми раннего возраста; создание благоприятных условий для развития позитивных эмоциональных отношений между детьми и родителями.

8. Август. «Скоро в школу!». Повышение родительской компетентности, сплочение семей, формирование положительного отношения к школе у детей и родителей.

9. Сентябрь. «Управление гневом». Формирование умения понимать причины возникновения эмоций, навыка управления своими эмоциями, обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния.

10. Октябрь. «Семейные традиции». Привлечение внимания родителей к имеющимся семейным традициям, стимулирование к появлению новых семейных традиций, способствующих сплочению семьи.

11. Ноябрь. «Почувствуй себя любимым». Развитие навыков и умений выражать свои чувства; укрепление уверенности в собственных возможностях; обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния

12. Декабрь. «Мы – дружные!». Формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах «родитель—ребенок», выяснение причин конфликтов, обучение конструктивным способам разрешения конфликта.

Конспект занятия: «Семья – это семь Я!»

Цель: формирование позитивного отношения к себе и своей семье, гармонизация взаимоотношений в семье.

Краткое содержание занятия:

1. Тренинг для родителей «Моя семья – мое богатство».

- Представление участников «Моя семья – это…»: родителям предлагается по кругу назвать свое имя и продолжить фразу.

.

- Мозговой штурм и дискуссия «Зачем нужна семья?» (актуализация функций и значения семьи).

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни. Каждому человеку важно иметь семью, свой дом. Семья – это крепость, спасение от трудностей, защита от жестокого мира. Крепкая семья дарит тепло, уют, спокойствие. Ведь дома нас окружают родные люди, которые нас любят, понимают, всегда пытаются помочь. Счастлив тот, кто родился и вырос в дружной семье.

Зачем нужна семья? Многие молодые люди об этом даже не задумываются. Не задумываются над тем, какие ценности в семейной жизни являются главными.

- Упражнение «Дерево семейных ценностей»

Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться).

Задача участников – ранжировать ценности:

– в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.

- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.

- в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что-то добавить свое.

Перечень возможных семейных ценностей:

Уважение, забота о каждом члене семьи, семейное проведение праздников, финансовая обеспеченность, здоровье, любовь, взаимопонимание, общие цели, семейные традиции, общее хобби, образование, связь поколений, совместное проведение выходных, праздничных дней, комфортабельное жилье, дети, занятия спортом, высокооплачиваемая работа, наличие общих друзей, совместные путешествия, знания, преданность, достоинство, творчество, честь, красота, счастье, развлечения, физическая сила, совместный труд, принципы, магистратура, верность, карьерный рост, доверие.

Представление результатов работы. Сравнение разных деревьев, выявление сходств. Вопросы: «Как вы думаете, отличаются ваши ценности от ценностей ваших друзей, ваших родителей? Легко ли было распределять ценности по порядку?»

- «Что мне хочется изменить в своей семье?»». Предложить каждому участнику украсить конверт символом своей семьи и написать конкретные пожелания членам своей семьи. Конверт запечатать и забрать с собой.

Рефлексия.

2. Игровое занятие с детьми «Моя семья»:

- Игра «Здравствуйте». Дети по кругу здороваются и называют свое имя в уменьшительно-ласкательной форме.

- «Что такое семья?». Дети высказываются по кругу. Результаты записываются на флипчарте.

- Прочитать стихи о семье. Например, А. Барто. "Семья". Предложить детям вспомнить стихи о семье.

- Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальным словом. А вот каким словом, мы сейчас с вами отгадаем!

1. Много их на белом свете,

Всей душой их любят дети.

Кто с улыбкой утром рано

Нас разбудит? Это …. (мама).

2. Он не терпит безделья и скуки,

У него умелые, сильные руки.

Как дела? Снимая шляпу

Спросит вечером нас … (папа).

3. Вера ходит в детский сад

Веру в садик водит … (брат).

4. Дружу я с ней давным-давно

Мы с ней в затеях за одно,

Всем нам печет оладушки

Люблю я свою … (бабушку).

5. Он с бабушкой рядышком

Живет уж много лет,

Хочу таким быть умным

Как мой любимый (дедушка).

- Динамическая пауза. «Повторялки».

- Игра «Сложи свою семью»: предложить детям из различных разноцветных геометрических фигур сложить портрет своей семьи и рассказать о ней.

3. Совместное детско-родительское занятие «Мы – вместе!»:

- Игра «Меняются местами те, кто…».

- Игра «Угадай»: каждой семье дается задание изобразить какое-то домашнее дело без помощи слов, используя только характерные жесты. Остальные должны угадать, что они изображают.

- Творческая работа «Моя семья в будущем» в технике коллажа.

- Обратная связь. Подведение итогов занятия.

Конспект занятия «Общение без проблем»

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия в диадах «родитель-ребенок».

Краткое содержание занятия:

1. Семинар-тренинг для родителей «Выслушайте своего ребенка»

- Упражнение-приветствие «Я хочу подарить тебе…». Участники по кругу говорят соседу справа, какой «подарок» они хотят ему подарить. Это может быть что-то материальное и нематериальное.

- Ведущий: «Сегодняшняя наша тема посвящена общению, общению с ребенком. Почему именно общению? Общение – это то, без чего невозможно полноценное развитие ребенка. Доброжелательная атмосфера общения оказывает большое влияние на развитие личности детей, ведь от нее зависят результаты воспитания, и, конечно же, общее благополучие ребенка. Неправильное же общение «отравляет» его психику, ставит под удар психологическое и эмоциональное здоровье».

- Упражнение «Закончи предложение»: ведущий начинает предложение, а родители продолжают, передавая друг другу мячик. «Для меня общение с ребенком это?». Результаты фиксируются на флипчарте. Обсуждение.

Второй круг: «Для ребенка общение – это, прежде всего…». Результаты также фиксируются. Обсуждение. Вопросы для обсуждения: «Посмотрите на два списка ответов. Чем отличаются эти списки, чем похожи? Что важное мы можем из этих списков понять для себя, как родителя?»

- Упражнение «Чаша поощрений». Родителям предлагается заполнить карточки, написав используемые приемы наказания и поощрения

Как я воспитываю своего ребенка?

Наказываю

Поощряю

Обсуждение получившихся списков. Вопросы для обсуждения: «Чего же больше в Ваших таблицах – поощрений или наказаний? Что Вам хотелось бы изменить в полученной таблице? Что Вы готовы поменять уже сегодня?»

Ведущий: «В процессе воспитания и общения с ребенком мы пытаемся сделать его гладким, удобным. Но для кого? Сможет ли такой ребенок защитить себя? Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребенка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и, как следствие, заниженная самооценка. Мы ругаем ребенка, срываемся на нем, а нередко применяем и физические наказания. Мы разряжаемся на ребенке, а он в свою очередь заряжается нашей отрицательной энергией. И копит эту энергию в себе. Но ведь рано или поздно она даст о себе знать. И кто знает, чем обернется ваш пример воспитания.

Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы чаша поощрений перевешивала хотя бы в два - три раза. Только тогда ребенок будет ощущать себя комфортно»

Родителям предлагается дополнить список поощрений у себя в таблице. Обсуждение «Какие приемы добавили в свою чашу поощрений? Легко ли будет Вам использовать больше поощрений, чем наказаний в процессе воспитания?»

- Игра-разминка «Домики-хозяева»: все участники стоят по кругу, делятся на «тройки». Первый и третий берутся за руки так, чтобы второй оказался между ними внутри. Тот, кто внутри – «хозяин», кто держится за руки – «домик». Ведущий может использовать три команды: «хозяева», «домики», «землетрясение». При команде ведущего «хозяева!» те, кто стоит внутри «домика», должны быстро поменять свой «домик». При команде «домики!» - «хозяин» остается на месте, а «домики» (не отпуская рук) находят новых «хозяев». Третья команда – «землетрясение!». После этой команды все рушатся: «домики» отпускают руки и «тройки» должны образоваться новые.

- Работа в парах «Варианты общения»: родителям предлагается разбиться на пары. Каждая пара приглашается для выполнения какой-то одной позиции.

Ведущий: «Так же важно в общении с ребенком соблюдать и правильную дистанцию, что позволяло ему чувствовать себя принятым, видеть заинтересованность родителей в его мыслях, чувствах, переживаниях».

Позиция «Синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «последний понравившийся сериал». По сигналу ведущего разговор прекращается.

Позиция «Спина к спине». Во время упражнения участники сидят спинами друг к другу. В течение 15 секунд один участник высказывается, А другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

Позиция «Низко – высоко». Один участник из пары садится на маленький стульчик, другой встает перед ним на стул.

Позиция «Далеко-близко». Участники садятся на стулья на расстояние 3 метров друг от друга и начинают беседу

Вопросы для обсуждения: «Комфортно ли вам было общаться друг с другом в предложенных ситуациях? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Какая позиция показалась Вам наиболее некомфортной?».

Ведущий: «На собственном примере вы ощутили, что испытывают дети, когда родители, увлеченные собой, своими интересами, домашними делами, не могут быть доступны для ребенка. Быть доступным – это значит, в любую минуту найти в себе силы и отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. Однако проводить время с собственным ребенком – это не значит без конца читать ему мораль или делать с ним уроки. Это значит вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребенку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, поговорить и обсудить их вовремя. Конечно, всех правил общения с детьми не перечислить, мы сегодня познакомились с основными».

Рекомендации родителям:

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Чаще говорите ребенку, что Вы его любите. Пусть ребенок знает, что Вы его любите просто за то, что он есть, а не за то, что он убрал игрушки или получил отлично.

2. Будьте доступны для ребенка.

3. Сотрудничайте с ребенком, а не руководите им.

4. Активно слушайте ребенка, общение с ребенком должно быть двусторонним.

Рефлексия.

2. Игровое занятие для детей «Уроки общения»:

- Игра-приветствие «Здороваются все, у кого …».

- Игра «Живая картина»: выбирается водящий, который выходит за дверь. Дети в это время создают сюжетную сценку (на любую тему, соответствующую возрасту) и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры - создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.

- Игра «Царевна-Несмеяна»: участники делятся на две команды. Участники первой команды «Царевны-Несмеяны» садятся на стулья и принимают серьёзный или унылый вид. Участники другой команды – «Смешители» по очереди или вместе должны рассмешить «Несмеян». Каждая улыбнувшаяся «Несмеяна» присоединяется к команде «Смешителей».

- Игра «Добрые и злые»: детям предлагается превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой – в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей.

- Игра «Попроси»: группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш, которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».

Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

3. Совместное детско-родительское занятие «Общение без проблем»

- Игра «Разговор руками»: руки взрослого и ребенка (без использования речи) должны поговорить друг с другом, познакомиться, подружиться, поиграть, поругаться, помириться, обидеться и т. д.

-Упражнение «Игра без правил»: родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты.» и добавляя к ней свое содержание. Тем самым возникает позитивный диалог, родитель дает ребенку, а ребенок – родителю «обратную связь».

- Совместная детско-родительская деятельность: изготовление семейного оберега «Подкова». Необходимый материал: шаблоны подковы, жгутовая нить, клеевые пистолеты, материал для украшения, скотч, ножницы, кофе в зёрнах.

Обратная связь. Подведение итогов занятия.

Публикации по теме:

Фотоотчет о новогодней выставке детско-родительских поделокФотоотчет о новогодней выставке детско-родительских поделок Зима - удивительное время года, ей присуща белоснежная красота. Это магическая и сказочная пора, которая не имеет себе равных. Она пробуждает.

Фотоотчет о выставке детско-родительских работ «Краски осени»Фотоотчет о выставке детско-родительских работ «Краски осени» Цель выставки: Обогощение детско-родительских отношений,вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада,развитие.

Фотоотчёт о выставке детско-родительских работ, посвящённых Дню КосмонавтикиФотоотчёт о выставке детско-родительских работ, посвящённых Дню Космонавтики Космос хранит в себе множество тайн и загадок. Издавна люди во всём мире задавались вопросами: «Какая Земля?», «Где её край?». Мореплаватели.

Конкурс детско-родительских поделок «Я и моя семья» (фотоотчёт)Конкурс детско-родительских поделок «Я и моя семья» (фотоотчёт) В своём детском саду мы часто проводим разнообразные конкурсы для родителей, привлекаем родителей к деятельности, которую они могут сделать.

Отчет о выставке детско-родительских работ «Осенняя фантазия»Отчет о выставке детско-родительских работ «Осенняя фантазия» Наступила осень - чудная пора, богатая своими яркими красками и урожаям фруктов, овощей, ягод и грибов. В детском саду состоялась ежегодная.

Фотоотчет о выставке детско-родительских работ «Русская матрёшка»Фотоотчет о выставке детско-родительских работ «Русская матрёшка» Деревянные подружки Любят прятаться друг в дружке, Носят яркие одёжки, Называются-матрёшки. Предлагаю вашему вниманию фотоотчет детско-родительских.

Фотоотчет «Выставка детско-родительских работ «Космические дали»Фотоотчет «Выставка детско-родительских работ «Космические дали» 12 апреля наша страна отмечала замечательный праздник - День космонавтики! Когда-то космос казался недосягаемым, и вот уже через какие-то.

Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии»Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии» ВЫСТАВКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ» Автор: Ланкина Светлана Петровна воспитатель ГБОУ «Школа №1356», дошкольный корпус.

Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии» (фотоотчет)Выставка детско-родительских работ «Осенние фантазии» (фотоотчет) ВЫСТАВКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ОСЕННИЕ ФАНТАЗИИ»Для поделок щедро осень Нам с деревьев шишки сбросит, Жёлуди, каштаны. – Соберу и стану.

Выставка детско-родительских работ «Светлая Пасха»Выставка детско-родительских работ «Светлая Пасха» Повсюду благовест гудит, Изо всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! Среди всех христианских.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа детско-родительских занятий в школе осознанного родительства
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 18:35
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД