Папки-передвижки

Программа дополнительного образования для детей II младшей группы «Пальчиками развиваем свою речь»

Татьяна Левенских
Программа дополнительного образования для детей II младшей группы «Пальчиками развиваем свою речь»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Движение руки тесно связано

с речью и способствует ее развитию.

В. Н. Бехтерев

Система дошкольного образования, как обозначено в законе Р. Ф. «Об образовании» является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования ДОУ. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения является развитие речи детей и коррекция речевых нарушений. При переходе детей из первой младшей группы во вторую младшую группу, я проанализировала раскрытие потенциала детской личности каждого ребенка по образовательной области «Коммуникация».

Публикация «Программа дополнительного образования для детей II младшей группы „Пальчиками развиваем свою речь“» размещена в разделах

Детей от 3 – 4 лет (вторая младшая группа)-17

-мальчиков 10

-девочек 7

•Физическое развитие детей :

1 группа -14 детей (82%)

2 группа – 2 детей (12%)

3 группа -1 (6%)

группы здоровья детей :

1 группа – 3 ребенка (18%)

2 группа – 12 детей (7%)

3 группа – 2 ребенка (12%)

В процессе наблюдений, бесед, из анализа продуктов деятельности я выявила, что у 15 детей – 90% недостаточно развиты компоненты устной речи. Дети не стремятся быть услышанными и понятными из-за того, что у них не развито умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, вести диалог. Младшие дошкольники не могут оперировать активным словарем, согласовывать прилагательные с существительными, использовать правильно предлоги.

Уровень развития речи детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. У 100% детей недостаточно развито ручная моторика. Они неправильно держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации.

Основной овладения детьми всех компонентов устной речи в раннем возрасте является принцип практич. деятельности – пальчиковые игры. О. Е. Громова, Г. М. Соломатина, О. И. Крупенчук и другие считают, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Поэтому, свою работу в данном направлении я выбрала в организации доп. образования для детей младшего дошкольного возраста «Пальчиками развиваем свою речь»

Общеизвестно, что движение рук человека тесным образом связано не только с развитием речи, но и с развитием мелкой моторики рук. Практика педагогов Т. В. Пятница, Т. А. Куликовской, Е. Б. Шмелевой показала, что упражнения для пальцев, пальчиковые игры, развивают и мыслительную деятельность память и внимание ребенка:

Развитие речи :

- Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и

доступна пониманию малыша;

- стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм,

который помогает детям координировать речь и движение.

Развитие памяти :

- Играя с пальчиками, он легко запоминает стихотворения уже

после нескольких прочтений;

- ребенок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные

образы с соответствующим текстом.

Подготовка руки к письму:

- Сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики ребенка — это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.).

- умственное развитие малыша опережает его графические навыки.

Развитие внимания :

- Дети подражают всему, что видят, просто потому, что подражание является

их врожденной способностью и ведущим видом деятельности.

Воображение :

- Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в

образы;

- фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.

Развитие театрализованной игры:

-Эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты, в свою очередь, добавляют выразительности словам.

-дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованы и коммуникабельны.

Развитие математических представлений:

3

-Пальчиковые игры — это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счета и кончая такими категориями, как вправо — влево, выше — ниже, дальше — ближе, длиннее - короче, больше – меньше.

Следовательно, пальчиковые игры – это стимуляция и развитие речи, универсальный тренинг мелкой моторики рук.

Программа дополнительного образования разработана с учетом:

- Приказа Миноборон науки от 23 ноября 2009г. №655 «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования».

-Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) ФСК по общему образованию МО РФ 17.06.2003г.

-Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановлений Правительстьва РФ о 22.02.1997г. №212, от 08.08.2003 №470).

-Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ

-Устава МБДОУ №3

Программа составлена на основе образовательной программы ДОУ с учетом рекомендаций авторов примерной программы Н. Е. Вераксы, образовательного заказа семьи, индивидуальных потребностей детей.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 4 года жизни, рекомендованные авторами примерной программы Н. Е. Вераксы, лежат в основе планирования и проектирования образовательного процесса 4-го года жизни детей.

Программа построена на принципе культуросообразности :

Образовательный процесс дополнительного образования :

-соответствует развитию личности каждого ребенка;

-обеспечивает единство целей и задач;

-сочетает интеграцию образовательных областей;

-основной является комплексно тематическое планир. в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в режимных моментах.

Подходы:

-деятельностный;

-личностный.

Объектом данной работы является

- развитие речи детей через пальчиковые игры.

Предметом является

- образовательный процесс, обеспечивающий развитие речи детей через пальчиковые игры и упражнения.

Цель:

развитие речи детей через пальчиковые игры и упражнения.

Задачи:

1. Оптимизировать условия для развития речи детей соответствующие возрасту, потребностям и их интересам.

2. Обогащать и активизировать словарь детей.

3. Совершенствовать умение детей внятно произносить гласные и согласные (парные) звуки.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы.

6. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять правильно предлоги

7. Развивать диалогическую речь.

8. Вовлекать родителей в партнерские взаимоотношения по развитию речи детей через пальчиковые игры и упражнения.

Планируемый результат:

-у 80% детей 3-4 лет развиты все компоненты устной речи;

-у 90% детей 3-4 лет достаточно развита координация движений рук и пальцев.

Методы и группы непосредственно - образовательной деятельности :

- Упражнения для массажа рук;

- Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;

- Упражнения без предметов;

- Упражнения с различными предметами;

- Гимнастика для пальцев;

- Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;

- Разучивание стихов – основы, на которой развивается речь и чувство ритма

- Проговаривание речевого материала

- Комментирование пальчиковых действий.

Система непосредственно - образовательной деятельности по дополнительному образованию

1 раз в неделю (1,3 неделя- среда, 16-00 – 16-15

2,4 неделя- четверг 16-00 – 16-15,

продолжительностью 15 минут.

При успешном освоении программы дополнительного образования :

1. Каждый ребенок может свободно оперировать активным словарем

2. Участвует в беседах, отвечает на разнообразные вопросы

3. Использует в своей речи все части речи, простые нераспространенные предложения.

4. У каждого ребенка развита мелкая моторика рук

Методическое обеспечение

I. Учебно-методический комплекс

Учебные и методические пособия

• Научная, специальная, методическая литература

(см. список литературы).

II. Материалы из опыта работы педагогов

Дидактические материалы:

Методические разработки:

• Интернет сайт

Итоговые мероприятия:

1. «Вышли пальчики гулять – речь ребенка развивать».

- показ слайдов родителям по дополнительному образованию (декабрь 2013г).

2. Студия «Развивайка»

- совместная деятельность с родителями по использованию пальчиковых игр для развития речи с участием учителя – логопеда (май 2014 года).

Контрольно-диагностические материалы освоения программы

I. Умение пользоваться всеми компонентами устной речи:

- умение свободно общаться со взрослыми и детьми;

-умение согласовывать слова в роде, числе и падеже;

-умение вести диалог, монолог;

-умение использовать в своей речи простые и распространенные

предложения;

2 балла - делает самостоятельно;

1 балл - делает с помощью педагога;

0 баллов – не может выполнять.

II. Умение следовать стихотворным инструкциям:

-умение выполнять упражнение и игры следя за показом педагога;

-умение выполнять игры и игровые упражнения самостоятельно.

2 балла - делает самостоятельно;

1 балл - делает с помощью педагога;

0 баллов – не может выполнять.

III. Развитие мелкой моторики рук :

-умение держать ложку, карандаш, кисть;

- умение застегивать пуговицы;

-умение шнуровать;

-умение работать с пазлами, мозаикой, мелкими конструкторами,

и предметами;

-умение лепить;

-умение заниматься аппликацией.

2 балла - делает самостоятельно;

1 балл - делает с помощью педагога;

0 баллов – не может выполнять.

Методические рекомендации

• Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через» силу неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие.

• Выполнение упражнений должно быть регулярным.

• Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

• Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это около 5 минут, затем можно увеличить длительность до 10-15 минут включать игры в другие развивающие занятия.

• Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.

• Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.

• Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу с детьми.

Взаимодействие с семьей.

Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их взаимодействие с педагогами по развитию детей. Поэтому, объектом данной работы является педагогическое просвещение родителей.

Предметом - содержание и формы педагогического просвещения и взаимодействия с семьей.

Цель работы- раскрытие актуальных форм и методов работы с семьями воспитанников по развитию речи детей и мелкой моторики рук через пальчиковые игры.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Реализация ФГТ в ДОУ» В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. нормативно правовые документы федерального уровня.

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования для детей II младшей группы «Пальчиками развиваем свою речь»
Опубликовано: 9 июля 2014 в 19:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования для детей II младшей группы «Пальчиками развиваем свою речь»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Левенских (УИ 192721) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД