МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Тестопластика» (младший дошкольный возраст 3–4 года. Срок обучения 1 год)

ольга белорусцева
Программа дополнительного образования «Тестопластика» (младший дошкольный возраст 3–4 года. Срок обучения 1 год)

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Лепка – самый естественный, полезный и увлекательный творческий процесс дошкольников. Лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость. Еще на Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно играли и свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, то любая поделка из теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье. Искусство лепки из соленого теста стало и в наши дни чрезвычайно популярно.

Публикация «Программа дополнительного образования „Тестопластика“ (младший дошкольный возраст 3–4 года, Срок обучения 1 год)» размещена в разделах

Лепка способствует поддержанию положительного отношения к изобразительной деятельности, удовлетворяет потребности детей в художественном выражении.

Тесто – приятный и податливый материал, с которым дети работают с большим удовольствием. Занятия лепкой из теста развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, образное мышление, кругозор. Дети приучаются внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность.

Соленое тесто можно месить, рисовать пальцами узоры, Раскатывать его руками или скалкой, вырезать стекой или формочками, менять его консистенцию и цвет, подвергать воздействию температуры, работать как с очень крупным, так и с маленькими обьемами материала.

Тема лепки значима и актуальна в жизни воспитанника, так как наш стремительно развивающийся мир требует интегративные, креативные качества личности с развитым художественно-эстетическим восприятием действительности. Тестопластика дает толчок к развитию воображения, творчества, появлению самостоятельности, инициативы. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Развитие изобразительных способностей и творчества у детей – одна из главных задач воспитания.

Тестопластика в детском саду имеет массу преимуществ перед другими видами творчества: дешевизна расходных материалов; простота создания фигур; маленькие шедевры, созданные детьми, могут храниться долго; широкие возможности для творчества. Тестопластика постепенно знакомит с различными формами, текстурами, размерами, стимулирует эстетическое и умственное развитие. В работе используются безопасные красители. В перерывах на занятиях предусмотрены пальчиковые гимнастики, физкультурные минутки, что способствует получению положительных эмоций от общения и творческого процесса.

Программа дополнительного образования «Тестопластика» призвана помочь воспитанникам детского сада реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Формируясь в художественно-изобразительной деятельности, воображение впоследствии проявится не только в каком-либо виде искусства, но в любой другой области жизни человека.

Новизной данной программы является новая, отличная от традиционной пластилиновой лепки, форма развития в изобразительной деятельности – лепка из соленого теста. Представленные в программе занятия по тестопластике ранее не использовались в работе с детьми данного детского сада.

Детский сад №41 реализует программу «Изобразительная деятельность в детском саду» под ред. Т. С. Комаровой, в которой не предусмотрены занятия по лепке из соленого теста. В новой программе, воспитанники знакомятся с различными способами лепки, со свойствами материала, а также с основными приемами их применения. За основу новой программы взяты методики О. В. Чибриковой, И. А. Лыковой. Главной задача нового планирования – сделать жизнь воспитанников интересной, творческой, успешной.

В Уставе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» в пункте 4. Организация образовательного процесса, п. 4.25. сказано, что Учреждение вправе предоставлять воспитанникам дополнительные платные услуги, в том числе художественно-эстетического обучения в различных формах.

Программа рассчитана на 1 год работы с детьми от 3-4 лет из расчета 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут. Занятия платные, проводятся во второй половине дня в 16.30. В программе 31 занятие, для каждого подобран материал.

Цель программы – ознакомление детей с новым видом деятельности – лепкой из соленого теста.

Задачи

-Создавать у детей интерес к лепке из теста.

-Знакомить со свойствами материала.

-Обучать приемам лепки.

-Обучать навыкам экспериментирования с художественными материалами.

-Развивать любознательность, мышление, творческие способности.

-Развивать мелкую моторики руки;

-Воспитывать аккуратность и умение доводить начатое до конца.

Принципы построения программы

-системность занятий;

-доступность материала;

-от простого к сложному;

-повторность материала;

-разнообразие тематики.

Разработан учено-тематический план и содержание занятий. Тематическое планирование составлено в соответствии со временами года, праздниками. Взяты разные сферы окружающего мира предметов и явлений, животных и растений. Темы подобраны с периодичностью закрепления ЗУН в получаемом виде творчества.

Формы работы с детьми

-наглядный показ и «проговаривание» этапов лепки (как перед началом занятий, так и в процессе)

-зарисовка этапов лепки

-экспериментирование с художественными материалами и способами

-использование стихов, загадок, считалок, пальчиковых игр

- индивидуальный подход

- самоанализ работ

- анализ детских работ

Основные формообразующие приемы лепки

Раскатывание (столбика между руками)

Скатывание (шара, овала)

Расплющивание (диск, лента)

Дополнительные приемы лепки

Защипывание, прищипывание, загибание краев

Дифференцированное раскатывание (ладошками под углом)

Скрепление: прижимание, примазывание

Сглаживание (пальчиком, мокрой тряпочкой)

Каждая работа воспитанника оценивается только положительно, корректные критические замечания возможны лишь в индивидуальной форме, после обсуждения наиболее удачных моментов. Обязательна мотивировка исполнения поделки. Занятия лепкой проводятся только в состоянии творческого подъема и желания творить.

Обеспечение эстетической направленности и условия для проведения занятий

Занятия проводятся в специально оборудованном помещении – изостудии детского сада. Оформление изостудии – цвет стен, мебели, расположение картин, выставки детского творчества, размещение растений – все это способствует эстетическому развитию воспитанников.

Предметно-развивающая среда

Для успешной реализации программы необходимы материалы и инструменты, которые имеются в наличии детского сада: мука, соль, вода, растительное масло, крахмал, чашка для замешивания теста, скалка, стеки, кисточки, краски, шаблоны, трафареты, формочки, тряпочки, емкости для воды, муляжи овощей и фруктов, трубочки для отпечатков, палочки, картон, клей ПВА.

Методическое обеспечение

Использование литературы по данной теме /см. библиографический список/.

Авторские рисунки, иллюстрации, тематический подбор открыток, варианты образцов выполнения заданий по темам, наглядно-дидактические пособия по лепке.

Ожидаемые результаты

Повышение уровня творческих способностей детей.

Итоги реализации программы будут подведены в форме диагностики.

-Умение скатывать шар, овал, столбик.

-Умение вылеплять мелкие детали

-Умение соединять, склевать детали водой

-Умение раскрашивать готовые изделия

-Умение складывать из отдельных частей поделку

Учебно – тематический план

октябрь

Вводное занятие.

Показ продуктов, инструментов.

Лепка простых элементов

Печенье для куклы

Баранки для медвежонка

ноябрь

Морковка для зайчонка

Яблочки для ежонка

Вишенки для белочки

Дары осени

декабрь

Пуговица

Елочные игрушки

Снеговик

Лепка по замыслу

январь

Посуда для кукол

Ежик

Черепаха

февраль

Коллективная работа «Бусы»

Змейки

Сердечки

Лепка по замыслу

март

Цветок для мамы

Солнышко

Коллективная работа «Первые цветы»

Лепка по замыслу

апрель

Первая весенняя бабочка

Мишутка

Мышка

Лепка по замыслу

май

Грибочки

Угощение для кукол

Лепка по замыслу

Веселая ярмарка

Итого в течение года 31 занятие

Программное содержание :

Познакомить с тестом, с набором инструментов.

Учить скатывать шарики теста между ладонями круговыми движениями, учить делить тесто на части.

Показать прием расплющивания.

Учить делить тесто на части, раскатывать жгутик и соединять концы.

Учить раскатывать из шарика длинные формы.

Учить скатывать шарики и придавать вид яблока.

Учить скатывать шарики, вставлять палочки, придавать вид вишни.

Познакомить с приемом вдавливания,

Учить лепить разные формы.

Закрепить прием сплющивания шара.

Учить лепить способом вытягивания из целого куска.

Учить скатывать шарики разного размера и надевать на зубочистку.

Учить выбирать замысел,использовать разные цвета теста.

Учить лепить кружку и блюдце способом вдавливания и сплющивания. Работа с цветным тестом.

Учить приему оттягивания пальчиками.

Учить лепке предметов из нескольких частей приминая и примазывая.

Учить скатывать шарики теста между ладонями круговыми движениями, уметь делить тесто на части.

Учить из шарика раскатывать длинные формы.

Уметь работать с трафаретом и раскатывать тесто в пласт.

Учить выбирать сюжет для лепки, развивать воображение.

Учить создавать красивую форму цветка. Развивать эстетическое восприятие.

Учить лепке предметов из нескольких частей, работа с цветным тестом.

Закрепить прием скатывания шарика, уметь расплющивать, приклеивать готовые изделия.

Учить самостоятельно выбирать сюжет, развивать воображение.

Закреплять прием скатывания шариков, расплющивание краев, работа с цветным тестом.

Учить лепке предметов из нескольких частей, работа с цветным тестом.

Учить лепке предметов из нескольких частей.

Учить самостоятельно выбирать сюжет, развивать воображение.

Учить лепке предметов из нескольких частей.

Закрепить прием сплющивания и нанесения рисунка.

Закрепление пройденного материала.

Открытое занятие. Совместная работа с родителями.

Приложение

Полезные советы при работе с соленым тестом

Классический рецепт теста : мука – 300 г, соль – 300 г, вода – 200 г. Можно добавить для пластичности теста 1 ст. ложку крахмала, 2 ч. ложки растительного масла.

Замешивать тесто лучше в глубокой чашке, затем вымешивать на столе, посыпав поверхность стола мукой, чтоб тесто не прилипало.

Для окрашивания соленого теста можно использовать любые пищевые красители, а также гуашь и акварель.

Библиографический список

1. Антипова А. М. «Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками». Изд. Дом «Владис», 2007.

2. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду». – М. :Изд. дом «КАРАПУЗ», 2008.

3. Романовская А. Л. «Поделки из соленого теста». – Издательство АСТ, 2006.

4. Рубцова Е. «Фигурки из соленого теста делаем сами». Ростов-на-Дону: Изд. дом «Владис», 2011.

5. Хананова И. Н. «Соленое тесто».- М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.

6. Чибрикова О. В. «Азбука соленого теста».- Издательство ЭКСМО, 2010.

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Тестопластика» (младший дошкольный возраст 3–4 года. Срок обучения 1 год)
Опубликовано: 2 ноября 2014 в 13:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД