Получи документы

Программа и сборник методических рекомендаций на тему «Наш любимый город — Саранск»

Юлия Анатольевна Гудожникова
Программа и сборник методических рекомендаций на тему «Наш любимый город — Саранск»

Программа

«Наш любимый город – Саранск»

(для детей 5-8 лет)

Разработчик:

Казейкина Юлия Анатольевна,

воспитатель

МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида»

Саранск, 2018 год

Пояснительная записка

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучение прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Содержание курса обеспечивает решение: способствовать воспитанию патриотических чувств; стимулировать познание; оптимизировать эмоциональную сферу; способствовать целенаправленному развитию личности дошкольника; воспитывать познавательный интерес и любовь к своей малой Родине; развивать эстетический вкус, кругозор, речь и память детей.

Публикация «Программа и сборник методических рекомендаций на тему „Наш любимый город — Саранск“» размещена в разделах

Данная программа доступно и подробно ориентирует детей на познавательный интерес и любовь к своей малой Родине. Содержание курса ориентировано на группу детей 5-8 лет попавших в трудную жизненную ситуацию. Для развития творческого мышления детей, активизации познавательной деятельности в программе используются следующие методы : игровой, наблюдения, опыты, подвижные игры, художественно-творческая деятельность. Структура представленной программы включает следующие компоненты: Тематическое планирование, включающее список тем с распределением часов и списка используемой литературы; содержание, характеристику ожидаемых результатов. Данная программа была апробирована в течение двух лет в МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида», при этом у детей наблюдалась положительная динамика: в речевом общении (обогащение словаря детей новыми словами); интеллектуальном развитии и расширении кругозора у детей (появление интерес к истории и достопримечательностям своего города).

Тематическое планирование

Тематика:

Деятельность:

Количество часов:

1. История города Саранска Занятие 1 час

2. Конспект занятия по аппликации на тему : Флаг Занятие 1 час

3. Памятники города Саранска Занятие 1 час

4. Занятие на тему : Национальная библиотека им. А. С. Пушкина и Мордовская Республиканская детская библиотека Занятие 1 час

5. По музеям города Саранска Занятие 1 час

6. Храмы города Саранска Занятие 1 час

7. Занятие по сказке: Как собака друга искала Занятие 1 час

8. В мире музыки Занятие 1 час

9. Архитектура города Саранска Занятие 1 час

10. Современный город Саранск Занятие 1 час

11. Наш любимый город – Саранск Занятие 1 час

12. Подвижная игра: Листопад Занятие 1 час

13. Наблюдение за сезонными изменениями Занятие 1 час

14. Птицы, которые остались зимовать Занятие 1 час

15. Занятие на тему : Береза зимой Занятие 1 час

16. Занятие на тему : Закликаем весну! Занятие 1 час

17. Занятие на тему : Ландыш майский Занятие 1 час

18. Занятие на тему : Еще раз про насекомых

Занятие 1 час

Итого 18 часов

Содержание

Занятие №1. Тема: История города Саранска.

Цель: Познакомить дошкольников с историей возникновения родного города Саранска, его достопримечательностями. Развивать память, логическое мышление и речь детей. Воспитывать интерес к истории родного города Саранска. Методические приемы : беседа, рассматривание иллюстраций, Игра: «В круги» (Мордовская, итог занятия.

Занятие №2. Конспект занятия по аппликации на тему : Флаг.

Цель: Познакомить детей с государственным флагом Республики Мордовия; Продолжать учить детей правильно держать ножницы и действовать с ними; закреплять умение последовательно располагать прямоугольники на полосе, чередуя их по цвету. Воспитывать интерес к государственной символике. Методические приемы : беседа, практические действия детей, анализ работ.

Занятие №3. Тема: Памятники города Саранска.

Цель: Дать детям знания о памятниках г. Саранска («Мать- Мордовия»; «Мемориально - скульптурный комплекс»; «Памятник павшим воинам в годы Великой Отечественной войны») и их происхождении. Развивать речь детей, обогащая их словарный запас новыми словами (стела, памятник, мемориальный комплекс).Воспитывать любовь к родному краю и чувство долга и уважения перед Родиной; пробудить у детей интерес к истории своего города. Методические приемы : беседа, рассматривание фотографий. Занятие №4. Тема: Национальная библиотека им. А. С. Пушкина и Мордовская Республиканская детская библиотека.

Цель: Закрепить знания детей о библиотеках. Рассказать детям о главных библиотеках города Саранска, их истории, месторасположении, об их работе, многофункциональности, помощи людям в получении знаний и информации разной направленности. Развивать интерес. Воспитывать любовь и уважение к людям, имеющим профессию библиотекарь, бережное отношение к книге. Методические приемы : художественное слово, беседа, рассматривание фотографий, сюжетно -ролевая игра: «Библиотека», игра: «Пожалуйста».

Занятие №5. Тема: По музеям города Саранска

Цель: Закрепить знания детей о музеях нашего города. Рассказать детям о главных музеях города Саранска, месторасположении, об их работе, многофункциональности, помощи людям в получении знаний и информации разной направленности. Развивать интерес. Воспитывать любовь и уважение к людям, имеющим профессию экскурсовод, бережное отношение к музейным экспонатам. Методические приемы : беседа, подвижная игра: «Ровным кругом, друг за другом». Посещение группового музея: «История возникновения открытки», рассматривание открыток, итог занятия.

Занятие №6. Тема: Храмы города Саранска.

Цель: Дать детям знания о храмах города Саранска (Кафедральный собор Иоанна Богослова; кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова). Развивать речь детей, обогащая их словарный запас новыми словами (храм, церковь, колокол, священник, купол). Воспитывать любовь к родному городу и чувство восхищения его красотой.

Методические приемы : беседа, рассматривание фотографий, подведение итогов.

Занятие №7. Тема: Как собака друга искала.

Цель: учить детей пересказывать текст сказки; Выразительно передавать прямую речь персонажей; развивать речь детей, активизируя их словарный запас и активизировать в речи детей слова, обозначающие действия (глаголы); развивать логическое мышление и память; прививать любовь к животным и чувство долга перед ними. Методические приемы : Художественное слово, чтение Мордовской сказки: «Как собака друга искала», обсуждение прочитанного, подведение итогов.

Занятие №8. Тема: В мире музыки.

Цель: формировать у детей умение размышлять о музыке; развивать у детей музыкальный слух; воспитывать любовь к музыке. Методические приемы : Художественное слово, рассматривание портретов, прослушивание произведения, беседа, физкультминутка: «Осенние листочки», беседа, подведение итогов.

Занятие №9. Тема: Архитектура города Саранска.

Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Дать детям понятие о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными сооружениями. Рассказать, что это делается для того, чтобы город стал краше. Воспитывать чувство восхищения красотой своего родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее. Активизировать словарь: архитектор, архитектура. Методические приемы : беседа, рассматривание иллюстраций, итог занятия.

Занятие №10. Тема: Современный город Саранск.

Цель: Познакомить детей с современным городом Саранском, его достопримечательностями; развивать память, логическое мышление и речь детей; воспитывать интерес к современному городу Саранску. Методические приемы : беседа, рассматривание фотографий, итог занятия.

Занятие № 11. Тема: Наш любимый город – Саранск.

Цель: Закрепить знания детей о родном городе, полученные на протяжении всего учебного года: название города и его основные достопримечательности. Расширять кругозор детей. Развивать интерес к познанию своего родного края. Воспитывать патриотические чувства привязанности и любовь к столице нашей республики. Методические приемы : беседа, рассказ воспитателя, рассказы детей, Мордовская игра: «В круги», сюрпризный момент, игра: «Автобус», рассматривание фотографий и беседа по ним, итог занятия.

Занятие № 12. Тема: Подвижная игра: Листопад.

Цель: Закрепить знания детей о цвете, величине осенних листьев. Конкретизировать понятие листопад. Методический прием : подвижная игра.

Занятие № 13. Тема: Наблюдение за сезонными изменениями.

Цель: Продолжать формировать представление детей об осенних месяцах; Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Расширять кругозор. Дать детям понятие о роли растений в жизни человека. Развивать память, внимание, речь. Методические приемы : Художественное слово, подвижная игра: «Листопад», беседа, звуковая культура речи, дидактическая игра: «один-много», игра на развитие речи: «Сказки». Подвижная игра: «Волк во рву», итог прогулки.

Занятие № 14. Тема: Птицы, которые остались зимовать.

Цель: Расширять знания детей о птицах и их значении в нашей жизни. Уточнить представления детей о зимующих птицах. Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения, что птицам надо помогать, подкармливать их. Развивать интерес к природе, желание заботиться о птицах. Развивать словарный запас детей, обогащая их словарь новыми словами: (оседлые). Методические приемы : художественное слово, беседа, звуковая культура речи, трудовая деятельность, подвижная игра: «Собачка и воробьи».

Занятие № 15. Тема: Береза зимой.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о деревьях родного края. Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения, что деревья зимой отдыхают, их нельзя беспокоить и тем более ломать веточки. Развивать интерес к природе. Развивать речь детей, активизируя их словарный запас. Методические приемы : художественное слово, загадка, беседа, звуковая культура речи, подвижная игра: «Эстафета с санками», трудовая деятельность, подвижная игра: «Два Мороза».

Занятие № 16. Тема: Закликаем весну!

Цель: Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличении дня, повышение температуры, рост растений, прилет птиц). Познакомить детей с народным обычаем встречи весны. Воспитывать любовь к родной природе. Расширять словарный запас детей, активизируя их словарный запас. Методические приемы : художественное слово, малоподвижная игра: «Кто как кричит», труд на участке.

Занятие №17. Тема: Ландыш майский.

Цель: Закреплять знания об изменениях в весенний период. Расширять знания о весенних цветах. Работать над развитием связанной речи. Воспитывать любовь к родной природе. Учить отгадывать загадки. Методические приемы : загадка, беседа, звуковая культура речи, подвижная игра: «Волшебный стул», инсценировка сказки: «Колобок», итог прогулки.

Занятие № 18. Тема: Еще раз про насекомых.

Цель: Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличении дня, повышение температуры, рост растений, прилет птиц). Познакомить детей с народным обычаем встречи весны. Воспитывать любовь к родной природе. Расширять словарный запас детей, активизируя их словарный запас. Методические приемы : художественное слово, беседа, подвижная игра: «Бабочка», звуковая культура речи, подвижная игра: «Что летает, что ползет?», итог прогулки.

Сборник методических материалов к программе :

«Наш любимый город – Саранск»

Автор - составитель:

Казейкина Юлия Анатольевна,

воспитатель

МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида»

Саранск, 2018 год

Автор – составитель: Казейкина Юлия Анатольевна.

Предисловие в предложенном сборнике представлен дидактический материал о достопримечательностях города Саранска, даны тематические разработки по изучению произведений литературы и искусства Мордовии, рекомендованных для детей дошкольного возраста. Сборник методических материалов в полной мере обеспечивает возможность реализации предлагаемой программы любым воспитателям, педагогам, так как содержит конспекты занятий по каждой теме, видео, аудио, фотоматериалы; методические рекомендации для педагогов. Сборник адресован педагогам и воспитателям детских приютов, МДОУ (детских садов) и детских домов, а так же может быть использован студентами средних педагогических учебных заведений.

Желаю успехов педагогам и воспитателям!

Публикации по теме:

Конспект занятия по петербурговедению. Чайная графика «Город наш любимый»Конспект занятия по петербурговедению. Чайная графика «Город наш любимый» Цель: погрузить в атмосферу Санкт-Петербурга. Задачи: - приобщить к теме "Санкт-Петербург и достопримечательности"; - уточнять знания.

Конспект НОД «Наш любимый город Озеры» Конспект НОД с детьми средней группы «Наш красивый город Озёры» Программное содержание. Уточнить знания детей о названии родного города;.

Заключительная НОД для детей подготовительной к школе группы «Наш любимый город — Санкт Петербург» НОД «Наш любимый город — Санкт Петербург» (заключительное занятие для детей подготовительной к школе группы) Цель: Формирование патриотических.

Обзор программ и методических рекомендаций по ранней профориентации детей дошкольного возраста Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир.

Проект «Наш любимый город Омск» БДОУ г. Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида» Старший воспитатель Гуленко Нина Ивановна ПРОЕКТ «Наш любимый город Омск» 1.

«Наш город, наш край, наша Родина». Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43 «Сказка» города Смоленска Программа дополнительного.

Сборник методических материалов, посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Часть №1 Беседа «Подвиг капитана Калинина» Перед Великой Отечественной войной наша Анапа считалась маленьким, но чистым и ухоженным провинциальным.

Сборник методических материалов, посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Часть №2 Бесед «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА» Добрый день, дорогие друзья! Завтра, 4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает.

Сборник методических материалов, посвященных Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Часть №3 Беседа «Трагедия блокадного Ленинграда» Разве есть люди, кто не слышал бы этого словосочетания? 900 дней беспримерного героизма покрыли.

Конспект занятия «Мой любимый город. Саранск» Тема: «Мой любимый город» Оборудование: Иллюстрации с городом Ход НОД I. Организационный момент. Воспитатель: (Иллюстрация города с высоты.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа и сборник методических рекомендаций на тему «Наш любимый город — Саранск»
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 20:17
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД