Программа: Использование элементов синхронного плавания в развитии физических способностей детей 5–7 лет

Любовь Владимировна Павленко
Программа: Использование элементов синхронного плавания в развитии физических способностей детей 5–7 лет

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…. 6

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ…. 6

1.2. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА…. 10

1.3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ… 10

1.4. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ…. 10

1.5. ФОРМЫ РАБОТЫ…. 11

1.6. МЕТОДЫ РАБОТЫ… 12

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…. 13

2.1. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…. 13

2.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ…. 13

2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…. 38

2.4. РЕСУРСЫ…. 48

2.4.1. КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ…. 48

2.4.2. МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЕ…. 49

2.4.3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ…. 50

2.4.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ…. 50

2.5. КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ… 50

2.6. РЕЗУЛЬТАТЫ…. 51

2.6.1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…. 51

2.6.2. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…. 51

2.6.3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКГИВНОСТИ…. 62

2.7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. 67

3. ПРИЛОЖЕНИЕ… 70

3.1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ…. 70

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития, а также культуры движения [1, 4, 8, 12, 16, 19]. Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании, физическом развитии, укреплении здоровья дошкольников и младших школьников [5, 7, 13, 15, 20, 25, 28, 30]. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой [10, 18, 22, 24, 31, 32, 33].

Однако плавательная подготовленность подрастающего поколения в настоящее время остаётся неудовлетворительной [2, 14]. Всё ещё более 20% несчастных случаев на воде приходится на долю детей в возрасте до 14 лет [4], среди дошкольников не умеют плавать до 90% детей [30].

Дети в возрасте 5-7 лет по своим двигательным возможностям в основном готовы к освоению первоначальных плавательных движений [31, 33]. Освоение начальных навыков плаванию в младших и средних группах детского сада является основой для дальнейшего формирования устойчивого навыка плавания: это скольжения, статическое плавание, элементы техники спортивного плавания, овладение техникой облегченных [15, 28]. В старших и подготовительных группах разучиваются движения основных способов в целом: кроль на груди, кроль на спине, брасс [18].

Развитие детского творчества – сложная и актуальная проблема. Выявление и реализация творческого потенциала каждого дошкольника является одним из приоритетных направлений современной педагогики [11]. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство его воплощения [11]. Творчество как деятельность детей представляет новые возможности для их развития.

Современный подход к её изучению характеризуется стремлением к поиску эффективных путей личностного становления в условиях интеграции, взаимосвязи разных видов деятельности детей, таких как плавание, музыка, познавательная среда [11]. Методика обучения дошкольников плаванию в минимальной степени предусматривает развитие их творческой сферы. Дети используют полученные навыки в том виде, в каком они преподнесены педагогом.

Дошкольное детство – период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности [8, 24]. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов. Проблема эффективности развития и воспитания ребенка в период дошкольного детства относится к числу наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики [1]. В детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой, впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека [5]. Одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание [30, 31].

Игра – вид деятельности человека, состоящий из двигательных действий, творчески, прямо или косвенно отражающий явления окружающей его действительности (труд и быт людей, движения животных и птиц) и направленный на всестороннюю общую и специальную физическую подготовку [6, 26]. Игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего не просто механически выполнять известные движения, а мобилизовать свою память, двигательный опыт, осмысливать происходящее, сопоставлять ситуацию, оценивать свои действия [26]. В процессе игры решаются образовательные, воспитательные и двигательные задачи [6]. В зависимости от вида деятельности и нагрузок игры могут быть творческие, познавательные, подвижные, спортивные и т. д. [26].

Игра – сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать правильные выводы [11, 25, 26]. Образовательное значение имеют игры, родственные по структуре и характеру движений тем двигательным действиям, которые изучаются во время занятий легкой атлетикой, спортивными играми, плаванием и другими видами спорта [6]. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые детьми, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но и облегчают овладение ею [27].

Несмотря на большое внимание к проблеме начального обучения детей плаванию, работ, посвященных методике его начального обучения, недостаточно. Основные усилия теоретиков спорта направлены на технику спортивного плавания, отбор и многолетнюю подготовку юных пловцов [2, 3, 14, 18].

На практике в обучении плаванию в детских образовательных учреждениях преобладает концепция первоначального обучения в условиях мелкого закрытого плавательного бассейна [18, 28].

Особенность дошкольного периода в том, что обучение проводится в игре. Но в тоже время добиться приобретения качественных плавательных навыков в игровой форме бывает сложно, так как требуется отработка одних и тех же движений.

И именно в возрасте 5-7 лет является актуальной задача выявления нового пути в обучении детей плаванию. И именно в данном возрасте на начальном этапе обучения является перспективным введение элементов синхронного плавания. Высокая эмоциональность, музыкальное сопровождение, большое разнообразие интересных упражнений и элементов будут способствовать развитию плавательной подготовленности, развитию физических качеств, творческих и психических способностей детей.

Синхронное плавание – один из видов спорта, включающий в себя элементы художественной гимнастики, хореографии и плавания, развивающий гибкость, формирующий правильную осанку. Занятия по синхронному плаванию развивают правильное дыхание, воспитывают чувство красоты и ритма движения, детского коллективизма. Синхронное плавание достаточно сложно для дошкольников, поэтому рекомендуется использование только его элементов.

При подготовке композиций у детей развивается двигательное воображение. Это очень увлекательная форма работы, задающая особый эмоциональный настрой. Ритмичные движения, кружение в такт музыке, танцы с различными предметами, построение разных танцевальных композиций. Все это позволяет ребенку выразить себя и доставляет при этом огромное эмоциональное удовольствие.

В результате анализа научно-методической литературы выявлено, что для проведения занятий с детьми используются традиционные формы по обучению плаванию, что не способствует в полной мере обеспечить эмоциональность этих занятий, психологических особенностей развития детей 5-7 – летнего возраста. Необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и находить новые формы занятий для большей заинтересованности и эмоциональности, когда с одной стороны будут решаться не только развитие физических качеств и техническая подготовленность ребенка, но и обеспечиваться всестороннее развитие личности дошкольника [9, 17, 21, 23, 26, 27, 29, 34].

В методической литературе нет сведений о введении элементов синхронного плавания в начальный период обучения в условиях малогабаритных бассейнов дошкольных образовательных учреждений.

Научная новизна программы в том, что выявлено содержание и обосновано использование элементов синхронного плавания для развития физических способностей детей-северян дошкольного возраста, собрана база элементов синхронного плавания для развития физических способностей детей-северян старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость программы заключается в практическом обосновании использования элементов синхронного плавания в обучении плаванию и развитию физических способностей детей старшего дошкольного возраста. Изучены проблемы обучения плаванию детей-северян старшего дошкольного возраста в условиях малогабаритного бассейна МБДОУ д/с № 76 «Капелька» г. Сургута. Результаты исследования свидетельствуют о существовании региональных особенностей в развитии физических способностей детей 5-7 лет, что следует учитывать при разработке учебных программ по физическому воспитанию дошкольников, проживающих в специфических климатических и неблагоприятных экологических условиях северного города. Создан банк элементов синхронного плавания для развития физических способностей детей-северян старшего дошкольного возраста в условиях малогабаритного бассейна.

Материалы работы могут быть рекомендованы инструкторам и тренерам-преподавателям по плаванию для использования при планировании, построении и активизации процесса обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.

Материалы исследования могут быть использованы в лекционном и практических курсах на факультетах физической культуры и спорта педагогических вузов, в колледжах, на семинарах повышения квалификации работников общеобразовательных учреждений.

Результаты настоящего исследования внедрены в педагогическую практику МБДОУ д/с №76 «Капелька» г. Сургута.

Апробация и внедрение программы. Основные положения программы были апробированы на XIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения» (г. Сургут, ноябрь 2014 г.); XIX Открытой региональной студенческой научной конференции имени Г. И. Назина «Наука 60-й параллели» (г. Сургут, апрель 2015 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Север России: стратегии и перспективы развития» (г. Сургут, май 2015 г.).

1.2. ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

Программа составлена для детей 3-7 лет.

• дети дошкольного возраста 5-7 лет;

• семьи детей дошкольников;

• педагогический коллектив образовательного учреждения.

1.3. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Целью программы является: создание среды, в которой возможно формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, а именно – умение плавать спортивными способами. Реализация данной цели связана с решением задач.

1.4. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Оздоровительные

способствовать формированию техники спортивными способами плавания (кроль на груди, кроль на спине);

• знакомить с общими представлениями о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

способствовать обучению простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;

• формировать основы техники прикладного плавания.

Оздоровительная

способствовать укреплению здоровья дошкольников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

Воспитательная

способствовать воспитанию положительного отношения к здоровому образу жизни, потребности в регулярных физических упражнениях, соблюдению гигиенических норм и правил.

Развивающая

способствовать развитию двигательных умений и навыков детей, психофизических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости.

1.5. ФОРМЫ РАБОТЫ

Работа с детьми.

Содержание программы ориентировано на детские группы в количестве от 8 до 12 человек.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников и других массовых форм;

2) занятия;

3) игры-занятия;

4) беседы;

5) проекты;

6) видеопрсмотры;

7) экскурсии.

Работа с родителями.

Работа по обучению плаванию детей предполагает тесное сотрудничество детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, круглые столы, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, развития физических качеств, формирования творческого начала.

1.6. МЕТОДЫ РАБОТЫ

1. Объяснительно-иллюстративный: осуществляется рассказ, беседа, демонстрация показ пособий и видеоматериалов, показ упражнений и, приемов, имитация, зрительные ориентиры, показ инструктора (деятельность ребенка направлена на получение информации и узнавание, в результате формируются «знания - знакомства»).

2. Репродуктивный метод: объяснения, указания, беседа, рассказ, заучивание терминологии, команды, распоряжения, пояснения; (преподавателем составляется задание для обучающихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, и, таким образом, ребенок сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, выполняет двигательное действие и т. д. ; в результате формируются «знания-копии»).

3. Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагогом, прежде чем излагать материал, ставится проблема, формулируется познавательная задача, а затем показывается способ решения поставленной задачи. Дети как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска

4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися. Такой метод, одной из разновидностей которого является эвристическая беседа - проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию и деятельности.

• разучивание, имитация упражнений;

использование средств наглядности;

• исправление ошибок;

• подвижные игры на суше и в воде, а также другие игровые приемы;

• индивидуальная страховка и помощь;

• круговая тренировка;

• оценка (самооценка) двигательных действий;

• соревновательный эффект;

• контрольные задания.

В процессе освоения нового материала методы и приёмы работы направлены на то, чтобы:

• максимально сконцентрировать внимание детей;

• вызвать интерес к новой композиции;

• активизировать детей с учётом индивидуальных способностей.

Сроки реализации программы – 2 год. Содержание программы ориентировано на группу детей в количестве 12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование развивающей предметно — пространственной среды в развитии интеллектуальных способностей детей «Использование развивающей предметно – пространственной среды в развитии интеллектуальных способностей детей». Современные требования к.

Динамика развития физических способностей старших дошкольников «От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы.

Использование игр в социально-личностном развитии ребёнка и формирование доброжелательных отношений у детей 3–7 лет Социальное развитие – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим.

Использование музыкально-ритмических движений в развитии творческих способностей детей Формирование у детей дошкольного возраста танцевального творчества является не только программной задачей, но и необходимым условием более.

Использование светоотражающих элементов на одежде детей Проблема безопасности на дороге волнует все мировое сообщество. Пешеходы - это самая незащищенная категория участников движения. Что касается.

Использование парашюта как средство совершенствования двигательных способностей, физических качеств детей Слайд 1. Сведения об участнике. Тема опыта работы. Слайд 2. ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с.

Опыт работы «Использование нетрадиционных методов рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» 1 слайд. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена презентация из опыта работы, работника МБДОУ д/с №1 «Ромашка» г. Морозовска Джоджуа.

Опыт работы на тему «Использование нетрадиционных методов рисования в развитии творческих способностей детей» 1 слайд. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена презентация из опыта работы, работника МБДОУ д/с №1 «Ромашка» г. Морозовска Джоджуа.

Программа по самообразованию «Использование экспериментирования в развитии исследовательских способностей детей» Актуальность темы Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных.

Танец Русалок на воде (с элементами синхронного плавания)Танец Русалок на воде (с элементами синхронного плавания) Цель: формирование эмоционально-положительного отношения воспитанников к занятиям на воде. Задачи: -развитие у детей координации движений,.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
Автор публикации:
Программа: Использование элементов синхронного плавания в развитии физических способностей детей 5–7 лет
Опубликовано: 13 мая 2017 в 05:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Фотозарисовка. Вязаные ёжики
Уважаемыеколлеги, доброго времени суток! Уже показывала вам вязаных зайчиков, мишек, девочек. Сегодня хочу представить вашему вниманию вязаных ёжиков. Мои...
Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...
Мастер-класс для педагогов: Сюжетно — ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов»
ель: Знакомство детей с музыкальными инструментами и различными составами оркестров. Задачи: Образовательные: 1. Привлекать детей к правильному...