Папки-передвижки

Программа кружка по ОБЖ

Алёна Витальевна Малова
Программа кружка по ОБЖ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «ТЕРЕМОК» ГОРОД БОДАЙБО

ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩЕГО КРУЖКА «ОСТРОВОК БЕЗОПАСНОСТИ» (адаптированная) для детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)

Руководитель кружка : Малова Алёна Витальевна воспитатель 2 квалификационной категории

Пояснительная записка.

Публикация «Программа кружка по ОБЖ» размещена в разделах

Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Главная задача программы О. В. Черемашенцевой «Основы безопасного поведения дошкольников», которая легла в основу программы «Островок безопасности», - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, обучение детей правилам поведения на дороге, на воде, при пожаре. Разделяя точку зрения автора, я считаю, что главной задачей педагога является развитие у детей умения находить выход из опасных нестандартных ситуаций, развитие у них самостоятельности и ответственности, ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

Также в своей деятельности я применяю пособия по безопасности Т. А. Шорыгиной, в которых в доступной и увлекательной форме представлены правила безопасного поведения детей дома, на городской улице, в лесу, парке, возле водоёмов.

Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей старшего дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 20 минут, 31 занятие в год (10,5 часов). Программа рассчитана на 2 года обучения. Итого – 62 занятия. Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков: «Дети на дороге», «Огонь – друг, огонь – враг!», «Здоровый ребёнок», «Один дома», «В мире природы». Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям: «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура».

I блок – Дети на дороге (11часов)

1. Дорожные знаки

2. Правила дорожного движения

3. Поведение в транспорте и в общественных местах

4. Правила для пешеходов

II блок – Огонь – друг, огонь - враг! (12 часов)

1. Осторожно, огонь!

2. Укротители огня

3. Правила пожарной безопасности

III блок – Здоровый ребенок (18 часов)

1. Изучаем свой организм.

2. Откуда берутся болезни.

3. Как беречь здоровье ребёнка.

IV блок – Один дома (10 часов)

1. Опасные предметы.

2. Осторожно, незнакомец.

3. Воспитываем бережливость.

V блок – В мире природы (9 часов).

1. Дети и времена года.

2. Дети и животные.

3. Дети и растения.

4. Мы пришли на водоём.

В конце каждого учебного года проводится итоговое мероприятие с привлечением родителей. Для оценки полученных знаний и корректировки содержания курса кружка проводится мониторинг два раза в учебном году (сентябрь, май).

Цель программы : обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; способствовать становлению у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни.

Задачи:

• Создавать условия для сознательного изучения детьми правил ОБЖ.

• Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах ОБЖ, формировать привычки их соблюдения.

• Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

• Способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно предотвратить стихию, бедствие.

• Формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил ОБЖ.

• Расширить знания детей о профессиях (пожарный, инспектор ППС, водитель, полицейский, спасатель, врач).

• Развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, соблюдать режим дня, заботиться о своём здоровье.

• Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в кружковой деятельности.

Критерии оценки приобретенных знаний детей 5 – 6 лет.

Первый блок «Дети на дороге».

1. Называет 5 и более дорожных знаков.

2. Правильно называет и объясняет цвета светофора.

3. Называет виды транспорта, имеет элементарные знания о правилах поведения на каждом виде транспорта.

4. Подробно рассказывает о правилах поведения на улице.

Второй блок «Огонь – друг, огонь – враг!».

1. Подробно рассказывает о пользе и опасности огня.

2. Находит пожарного среди картинок представителей других профессий, рассказывает о его работе.

3. Знает основные правила пожарной безопасности.

Третий блок «Здоровый ребёнок».

1. Сообщает элементарные сведения о том, как устроен человеческий организм.

2. Подробно рассказывает о значении и гигиене зрения и слуха.

3. Имеет элементарные знания о микробах, инфекционных болезнях, профессии врача.

4. Считает, что зарядка – это один из способов сохранения здоровья ребёнка, рассказывает о её пользе.

Четвёртый блок «Один дома».

1. Знает правила пользования предметами быта, рассказывает об опасности колющих и режущих предметов, местах их хранения.

2. Знает, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми.

3. Объясняет понятие «бережливость», используя его по отношению к предметам, ресурсам, труду других людей.

Пятый блок «В мире природы».

1. Умеет подбирать одежду на прогулку в соответствии со временем года.

2. Имеет представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными.

3. Различает и называет съедобные и несъедобные грибы (пять и более).

4. Знает правила поведения вблизи и на водоёмах во все времена года.

Оценки за каждый критерий:

Высокий – 3 балла;

Средний – 2 балла;

Низкий – 1 балл.

Уровни освоения программы.

• Низкий. Количество баллов до 22. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; первое проявление интереса к экспериментированию с предметами; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми; необходимость прямой помощи взрослого.

• Средний. Количество баллов от 23 до 44. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; охотное включение в коллективные проекты, способность к поисково-исследовательской деятельности совместно с взрослым и сверстниками; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.

• Высокий. Количество баллов от 45 до 66. Отличное знание изученного материала, ярко выраженное отношение к соблюдению правил безопасности в ближайшем окружении; самостоятельное использование правил безопасности в повседневной жизни; устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и опытно-исследовательской деятельности; эмоциональная окрашенность досуговой деятельности с использованием изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность, умение строить отношения сотрудничества в рабочей группе.

Критерии оценки приобретенных знаний детей 6 – 7 лет.

Первый блок «Дети на дороге».

1. Называет 7 и более дорожных знаков.

2. Знает основные правила дорожного движения.

3. Знает основные правила поведения в транспорте и общественных местах.

4. Объясняет, какой вред наносят нарушители правил уличного движения.

Второй блок «Огонь – друг, огонь – враг!».

1. Знает основные причины возгораний, называет горючие вещества.

2. Хорошо знаком с профессией пожарного.

3. Знает алгоритм действий во время возгорания и задымления в квартире и в лесу.

Третий блок «Здоровый ребёнок».

1. Умеет следить за осанкой, знает правила ухода за кожей.

2. Имеет навыки соблюдения личной гигиены (мытьё рук, овощей и фруктов, умение чистить зубы).

3. Умеет различать полезные и вредные привычки.

4. Рассказывает о роли витаминов в жизни человека.

5. Знает, как беречь своё здоровье, знает несколько видов закаливания, называет 7 и более видов спорта.

Четвёртый блок «Один дома».

1. Имеет представление о правилах пользования электроприборами; знает основные правила обращения с компьютером и телевизором.

2. Умеет разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого.

3. Знает свои права.

4. Объясняет пользу воды, необходимость её экономии; знает правила поведения во время потопа; может самостоятельно очистить воду.

Пятый блок «В мире природы».

1. Знает правила поведения во время грозы.

2. Знает правила поведения при встрече с различными насекомыми (5 и более видов).

3. Различает и называет лекарственные и ядовитые растения, ягоды (пять и более).

4. Подробно перечисляет правила поведения вблизи и на водоёмах во все времена года.

Уровни освоения программы.

• Низкий. Количество баллов до 22. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; первое проявление интереса к экспериментированию с предметами; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми; необходимость прямой помощи взрослого.

• Средний. Количество баллов от 23 до 44. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие каких-либо навыков и знаний по основам безопасности; охотное включение в коллективные проекты, способность к поисково-исследовательской деятельности совместно с взрослым и сверстниками; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.

• Высокий. Количество баллов от 45 до 66. Отличное знание изученного материала, ярко выраженное отношение к соблюдению правил безопасности в ближайшем окружении; самостоятельное использование правил безопасности в повседневной жизни; устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и опытно-исследовательской деятельности; эмоциональная окрашенность досуговой деятельности с использованием изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность, умение строить отношения сотрудничества в рабочей группе.

Публикации по теме:

Из опыта работыИз опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.

Презентация «Кружок по ОБЖ «Островок безопасности» Главная задача программы кружка "Островок безопасности" - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по ОБЖ
Опубликовано: 16 января 2013 в 13:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД