ольга ващенко
Программа кружка «В сказочной стране» по художественно-эстетической направленности для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине XIX века известный исследователь русской народной сказки А. Н. Афанасьев говорил: «Увлекаясь простодушною фантазиею народной сказки, детский ум нечувствительно привыкнет к простоте эстетических требований и чистоте нравственных побуждений и познакомится с чистым народным языком, его меткими оборотами и художественно верными природе описаниями».
Публикация «Программа кружка „В сказочной стране“ по художественно-эстетической направленности для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, ее мелодике. Ритмичность сказочному языку придают повторы и устойчивые обороты, которые привлекают внимание малыша, вызывают желание их повторять.
Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи, проникается ее поэзией. Слушая русские народные сказки, маленький человек не только постигает родной язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости. Начав с коротеньких бесхитростных сказок о животных, ребенок постепенно дорастает до восприятия сложных поэтических образов волшебных сказок, которые требуют от него напряжения всех душевных сил.
Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.
Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.
Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. В педагогической практике есть примеры того, как ребенок, в силу неправильного воспитания лишенный возможности фантазировать, вырастая, начинает сомневаться в существовании вполне реальных, но необычных вещей.
Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости — она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.
Учитывая подлинный интерес ребенка к сказке, силу ее воздействия на ум и душу растущего человека, целесообразно использовать русскую народную сказку еще с одной целью — учебно-развивающей.
Таким образом, знакомство дошкольника с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста и ученика.
Цель программы – продолжать знакомить детей русскими народными сказками, обеспечивать литературное развитие дошкольников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление дошкольников;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение детей, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к чтению художественной литературы, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• расширять кругозор детей, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Организация деятельности и режим экологического кружка:
Кружок проводится 1 раз в неделю – четверг, 4 раза в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 16.00ч продолжительностью 20 минут.
Перспективный план работы кружка «В сказочной стране»
месяц тема цель
Сентябрь Тема занятия: Кто сочинил сказки
• рассказать детям о происхождении русской народной сказки; воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к нему.
Тема занятия: Слушаем сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть» • формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; вырабатывать умение отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего;
• расширять словарный запас; обучать детей умению подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым.
• развивать у детей вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки, искать выход из проблемных ситуаций.
Тема занятия: рассказываем сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
• расширять активный словарь детей за счет новых глаголов и прилагательных; закреплять счет в пределах пяти; учить детей коллективному пересказу знакомой сказки
Тема занятия: рисуем сказку «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
• побудить детей к рисованию запомнившихся образов и картин из сказки. Выразить своё впечатление и отношение к произведению.
октябрь Тема занятия: слушаем сказку «Лиса и кувшин».
• закрепить знания детей на тему «Откуда хлеб пришел»; закрепить обобщающее понятие «животные»; познакомить детей с новыми словами: «рожь», «колосья», «зерно», «сноп», «серп», «кувшин», «жать»;
• тренировать умение отгадывать загадки, способность осмыслять события сказки.
Тема занятия: рассказываем сказку «Лиса и кувшин».
• сформировать у детей умение, не перебивая, слушать ответы товарищей, соблюдать очередность;
• расширять словарный запас детей за счет слов-антонимов: добрый — злой, умный — глупый, хитрый — простодушный, честный — нечестный (обманщик); ввести в речь детей обобщающее слово «посуда совершенствовать навыки связной речи у детей.
• учить детей размышлять, находить выход из трудной ситуации.
Тема занятия: показываем сказку «Лиса и кувшин».
• обучать умению подражать; а также согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки;
• учить детей проводить простую инсценировку знакомой сказки;
• стимулировать умение подбирать рифмы; развивать логиче-ское мышление — умение рассуждать, сравнивать, анализировать.
Тема занятия: смотрим и показываем сказку «Лиса и кувшин».
• учить детей согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки; стимулировать проявление творческой индивидуальности детей.
ноябрь Тема занятия: слушаем сказку «Мужик и медведь».
• закреплять у детей навык порядкового счета; расширять зна-ния на тему «Откуда хлеб пришел», обобщающие понятия «животные» и «овощи»; обучать детей умению отличать на вкус разные овощи;
• развивать у детей слуховое и зрительное внимание, умение отгадывать загадки, осмыслять события сказки.
Тема занятия: рассказываем сказку «Мужик и медведь».
• расширять словарный запас детей за счет слов с противоположным значением: умный — глупый, съедобный — несъедобный, сладкий — горький, сначала — потом; расширять представления детей об овощах, ввести в их речь обобщающее слово «овощи»; совершенствовать связную речь.
• формировать и развивать умение быстро думать и принимать решение.
Тема занятия: показываем сказку «Мужик и медведь».
• воспитывать способность к подражательности; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсценировки знакомой сказки; стимулировать развитие
• совершенствовать слуховое и зрительное внимание детей; развивать логическое мышление — умение сравнивать.
Тема занятия: рисуем сказку «Мужик и медведь»
• воспитывать такие качества, как умение сочувствовать, желание помочь другому.
• закрепить знания детей об овощах и фруктах; совершенствовать счетные навыки в пределах десяти; учить детей сравнивать количество предметов;
• развивать логическое мышление (умение сравнивать, рассуждать).
декабрь Тема занятия: слушаем сказку «Заяц хваста».
• воспитывать скромность, понимание, что хвастаться некрасиво.
• закрепить знания детей о том, как зимуют дикие животные; познакомить детей с новыми словами: «кора», «ветки», «грызть», «зимовать», «хвастун», «храбрец»; ввести в активный словарь детей существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.
• развивать у детей слуховое внимание, умение отгадывать за-гадки, осмыслять события сказки.
Тема занятия: рассказываем сказку «Заяц-хваста».
-
• формировать умение участвовать в коллективном пересказе;
• формировать представление о различии в строении тела зверей и птиц; совершенствовать связную речь детей;
Тема занятия: смотрим и рисуем сказку «Заяц-хваста».
• Просмотреть с детьми мультфильм по одноимённой сказке, обсудить увиденное: русские костюмы, терема, традиции; нарисовать понравившихся героев сказки.
•
январь Тема занятия: слушаем сказку «Смоляной бычок».
• формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; формировать потребность защищать слабого.
• ввести в активный словарь детей относительные прилагательные «соломенный», «деревянный», «смоляной».
• развивать у детей зрительное внимание, способность осмыс-лять события сказки.
Тема занятия: рассказываем сказку «Смоляной бычок».
• продолжить знакомство со сказкой, обсудить образы героев, поступки, концовку произведения.
Тема занятия: Ожившая сказка • просмотреть с детьми мультфильм по одноимённой сказке, обсудить увиденное: костюмы разных народностей, жилища, традиции.
февраль Тема занятия: слушаем сказку «Гуси-лебеди».
• воспитывать чувство ответственности за свои поступки; понимание, что хорошо, а что плохо;
• активизировать употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, предлога «между», наречий «слева» и «справа»;
• развивать у детей слуховое внимание, умение отгадывать за-гадки, осмыслять события сказки.
Тема занятия: рассказываем сказку «Гуси-лебеди».
• воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу;
• учить детей четко произносить и отличать на слух разные звукоподражания; совершенствовать связную речь детей;
• учить детей отгадывать загадки; развивать реакцию и двигательные навыки во время игры с мячом.
Тема занятия: рассказываем сказку «Гуси-лебеди» • формировать у детей умение соблюдать очередность, участвуя в коллективном пересказе;
• закреплять умение образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме, подбирать глаголы к существительным;
• учить детей отгадывать загадки
Тема занятия: рисуем сказку «Гуси-лебеди».
• побудить детей выразить свои впечатления от произведения на бумаге. Рассказать, какие эмоции они испытали при этом, почему выбрали данный сюжет.
март Тема занятия: показываем сказку «Гуси-лебеди».
• учить дошкольников понимать эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестикуляции;
• развивать слуховое и зрительное внимание детей, умение вслушиваться в речь взрослого; развивать связную речь детей.
Тема занятия: «Сказочный островок» • оформление совместно с детьми книжной выставки-уголка, где будет содержаться собрание русских народных сказок с рассматриванием и обсуждением каждой книги.
Тема занятия: «Создаём сказку вместе» • приобщить детей к коллективной аппликации. Создать большую картину с сюжетом из сказки «Гуси-лебеди» Обсудить, что получилось, поделиться впечатлениями.
апрель Тема занятия: «Сказочные мульт-герои» • посмотреть с детьми мультфильм по прочитанным сказкам, с обсуждением и выражение отношения к героям.
Тема занятия: «Творческая мастерская» • приобщить детей к созданию бумажных миниатюр героев и разыграть сказку совместно по ролям.
Тема занятия: «Знаток сказок» литературная викторина • провести литературную викторину для закрепления пройденного материала и активизации интереса детей.
•
май Тема занятия: «Волшебный мир сказок» (итоговое занятие) • повторить пройденный материал: вспомнить все произведения, героев. Обсудить чем они похожи и чем отличаются. Выразить своё мнение о понравившихся героях, поступках.
Тема занятия: «Сказочная галерея» • совместное создание выставки рисунков накопленных за период изучения сказок.
Тема: Развлечение «Путешествие по сказкам» • подведение итогов.
• формирование позитивных эмоций и доброго отношения к миру фольклора.
Литература:
Новиковская О. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4—5 лет. — СПб. : Паритет, 2007