Нина Русина
Программа кружка «Живое тесто»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Живое тесто» на 2013-2014 учебный год.
Программа составлена воспитателем предшкольной группы МБОУ «Верхнежиримская СОШ» Русиной Ниной Викторовной.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Живое тесто» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для разновозрастных категорий обучающихся.
Публикация «Программа кружка „Живое тесто“» размещена в разделах
Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Программа реализуется в общеобразовательных учреждениях на ступени начального общего образования.
Учеными доказано, что развитие логического мышления,связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою неуспешность. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Среди многообразия видов творческой деятельности занимает лепка. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят свое отражение особенности восприятия человеком окружающего мира : природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В лепке проявляются многие психические процессы, воображение и мышление. Лепка- одно из полезнейших занятий для ребенка, помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни и в искусстве. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее на долгое время. Почему именно тесто? Тесто- это такой материал, который для детской руки более удобен, он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста- древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто- материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - «Тестопластика». Техника лепки проста. Ее нетрудно освоить, если под рукой есть соль, мука и вода.
Цель данной программы- научить лепке из соленого теста, развивать художественные способности, абстрактное мышление и воображение.
Задачи:
Обучающие:
-формирование представлений о народных промыслах;
-ознакомление со способами деятельности - лепка игрушки, барельеф, скульптура;
-овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
-обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства- лепка из теста;
-овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
-развитие интереса к изучению народных промыслов;
-повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;
-формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения;
-развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
-развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.
Воспитательные:
-воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к ярмаркам, выставкам;
-соблюдение правил техники безопасности;
-активное участие в ярмарках-распродажах, выставках;
-стремление к поиску, самостоятельности;
-воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
-развитие потребности к творческому труду, стремления преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
-воспитание в детях любви к своей Родине, к традиционному народному искусству.
Принципы построения программы :
-от простого к сложному;
-связь знаний, умений с жизнью, практикой;
-доступность;
-научность;
-системность знаний;
-активность и самостоятельность;
-учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Условия реализации программы :
Программа предназначена для учащихся 1-3 классов и детей предшкольной группы. Количество занятий в неделю-1, в год-37.
Методы - как способ организации занятий:
-словесные - беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ;
-наглядные - показ образца изделия, иллюстрации, презентация, показ видеоматериалов;
-практические- практические работы, опыты, тренировочные упражнения;
-игровые - конкурсы, викторины, настольный театр.
Методы - как уровень деятельности детей на занятии:
-объяснительно-иллюстративные- объяснение, чертежи схемы, таблицы;
-частично-поисковые- нахождение информации.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
-индивидуальная;
-работа в парах;
-групповая;
-коллективная.
Формы проведения занятий:
-экскурсия;
-конкурс;
-урок-игра;
-сказка;
-викторина.
Учебно-тематическое планирование:
№ дата Тема занятий
1. 06.09.2013. Материалы и приспособления для изготовления украшений из соленого теста (мука, соль, вода, клей, краски, лак, приспособления).
2. 13.09.2013. Общие этапы изготовления и обработки изделий (приготовление теста, окрашивание теста, сушка, подрумянивание, раскрашивание, лакирование).
3. 20.09.2013. Маленькие «хлебобулочные» изделия (круассан, загогулька, завиток, завитушка, булка, плетенка, крендель, рогулька, хлебец, булочка, плюшка).
4. 27.09.2013. Изготовление мелких орнаментальных деталей (цветы, нарциссы, ромашка, василек, бутон, тюльпан,роза, листики, гвоздички, фиалки, лилии, яблоки, груши).
5. 04.10.2013. Составление композиций из мелких орнаментальных деталей (подсвечник, змейка, подставка).
6. 11.10.2013. Раскрашивание изделий.
7. 18.10.2013. Медальоны (зайчик, колокольчик, гроздь, домик, сердечко, роза, букетик, бутоны, солнышко, месяц, яблоко, буквы).
8. 25.10.2013. Раскрашивание медальонов.
9. 01.11.2013. Плоские украшения, выполненные с помощью шаблона (календарь с фруктами, с овощами, часы,сердечко, кольцо с цветами, головоломки, лев, мамонт, курица, овца).
10. 08.11.2013. Раскрашивание украшений.
11. 15.11.2013. Кольца и подковы (кольца с фруктами, с цветами, подковы).
12. 22.11.2013. Раскрашивание колец и подков.
13. 29.11.2013. Объемные лепные фигуры (лиса, черепаха, рыбка, улитка, гусь, ежик).
14. 06.12.2013. Украшения со специями и бисером (птички, витой венок, цветочки, сердечко, венок с бисером).
15. 13.12.2013. Косы и венки (коса с цветами, сердечко, коса с бантиком, птички, венки, ажурная плетенка)
16. 20.12.2013. Раскрашивание кос и венков.
17. 27.12.2013. Решетки (спираль, решетка, подвеска, рамка с цветами, клетка с птичкой).
18. 17.01.2014. Раскрашивание решеток.
19. 24.01.2014. Игрушки из шариков «Веселый поросенок»
20. 31.01.2014. Рамочка с куклой, котом, елочкой, хризантемами.
21. 07.02.2014. «Клоун»- панно.
22. 14.02.2014. «Котята»- панно.
23. 21.02.2014. Раскрашивание игрушек из шариков «Веселый поросенок».
24. 28.02.2014. Раскрашивание «Рамочки с куклой».
25. 07.03.2014. Раскрашивание панно «Клоун».
26. 14.03.2014. Раскрашивание панно «Котята».
27. 21.03.2014. Корзина с ромашками.
28. 28.03.2014. Корзина с розочками.
29. 04.04.2014. Корзина с грибами.
30. 11.04.2014. Корзина с фруктами.
32. 18.04.2014. Раскрашивание корзины с ромашками.
33. 25.04.2014. Раскрашивание корзины с розочками.
34. 02.05.2014. Раскрашивание корзины с грибами.
35. 16.05.2014. Раскрашивание корзины с фруктами.
36. 23.05.2014. Анализ работы. Подготовка к выставке.
37. 30.05.2014. Выставка работ.
В результате обучения учащиеся должны знать:
-виды декоративно-прикладного творчества (лепка, роспись и т. д.)
-историю ремесел и рукоделий, о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
-народные художественные промыслы России и родного края;
-названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;
-историю возникновения лепки из соленого теста;
-основные приемы работы с соленым тестом;
-названия и назначения материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
-правила организации рабочего места, безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
-об особенностях лепных игрушек;
-о проектной деятельности.
Должны уметь:
-правильно организовать свое рабочее место;
-пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами;
-выполнять работы самостоятельно, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях;
-сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлть самостоятельность;
-последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
-применять разные формы лепки;
-определять последовательность действий при выполнении работы;
-изготавливать объемные изображения людей и животных, передавая их простейшие движения;
-объединять изображенные предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой.